Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

28.07.2006

К итогам неформального саммита СНГ

21-22 июля в Москве прошел неформальный саммит СНГ. На нем не планировалось принимать какие-то решения. Участники саммита ограничились лишь обсуждением вопросов реформирования Содружества. Этот проходной саммит стал весьма символичным: на нем присутствовало лишь 8 из 12 лидеров стран Содружества. На саммит не смогли приехать президент Украины В.Ющенко, президент Грузии М.Саакашвили, президент Армении Р.Кочарян и президент Туркмении С.Ниязов. Отсутствие каждой из этих фигур обозреватели объясняют несколькими причинами нежизнеспособности СНГ как организации.

21-22 июля в Москве прошел неформальный саммит СНГ. На нем не планировалось принимать какие-то решения. Участники саммита ограничились лишь обсуждением вопросов реформирования Содружества. Этот проходной саммит стал весьма символичным: на нем присутствовало лишь 8 из 12 лидеров стран Содружества. На саммит не смогли приехать президент Украины В.Ющенко, президент Грузии М.Саакашвили, президент Армении Р.Кочарян и президент Туркмении С.Ниязов. Отсутствие каждой из этих фигур обозреватели объясняют несколькими причинами нежизнеспособности СНГ как организации.

Первую причину многие аналитики усматривают в том, что Россия потеряла безусловное политическое доминирование в СНГ. Это, по сути, в большей степени символизирует отказ В.Ющенко и М.Саакашвили приезжать на саммит. Москва перестала быть безусловным геополитическим лидером на пространстве СНГ, где после «оранжевой революции» основную конкуренцию ей составляет Запад, прежде всего США. Главной причиной отказа Ющенко приезжать в Москву аналитики увидели в неурегулированности отношений с Украиной, поводом же – политический кризис в Украине. Россия даже не смогла завлечь В.Ющенко обещанием не поднимать цены на газ: судя по всему, украинский президент посчитал неформальный саммит просто «политически излишним» с точки зрения его пользы.

По мнению А.Шкиля, депутата фракции Блока Тимошенко в Верховной Раде, «Ющенко демонстративно информирует Запад, что он остается верен западному вектору внешней политики страны». Другой точки зрения придерживается Т.Черновол, один из лидеров фракции Партии регионов в Верховной Раде: «Ющенко не поехал, потому что был просто не готов к этому саммиту. Сам персонально. Если бы он был сейчас достаточно сориентирован, чем он должен заниматься, он сам мог бы организовать через свои референтские группы достаточно материала, с которым можно было поехать на этот саммит. Но дело в том, что Министерство иностранных дел, которое должно было бы создать общий фон для работы президента, в частности, наработать материалы для выступления на саммите, просто недееспособно, к сожалению».

Что касается отказа М.Саакашвили, то тут большинство аналитиков связывают с нежеланием Кремля организовать встречу грузинского президента с российским. Тем более, что данная встреча могла быть рекламной для М.Саакашвили, быстро теряющего свой рейтинг среди населения. Более того, некоторые наблюдатели поспешили сообщить о якобы готовившемся очередном публичном унижении «отщепенца», грузинского президента М.Саакашвили.

Бытует версия, согласно которой официальный Вашингтон после «триумфальной» для М.Саакашвили встречи с Бушем-младшим сворачивает поддержку его откровенно антироссийскому и полукриминальному режиму в обмен на договоренности с Кремлем. Однако официальный Вашингтон – это еще далеко не вся Америка, и поэтому несостоявшийся «царь Михаил» готов «пойти ва-банк», рассчитывая на помощь финансовых кругов, поддерживающих Демократическую партию в Америке.

Другую причину кризиса СНГ аналитики усматривают в недостаточной эффективности действий России в урегулировании межрегиональных конфликтов. Это не новая проблема, однако отказ Р.Кочаряна приехать на фоне отказов еще трех президентов позволяет выделить эту проблему на фоне набора других системных проблем СНГ. Официально Р.Кочарян не приехал из-за простуды. Однако аналитики не исключают, что реальной причиной стало нежелание встречаться в Москве с И.Алиевым. «Политком.ру» напомнил, что в мае прошлого года Р.Кочарян грозился не приехать на аналогичный неформальный саммит СНГ из-за возможного присутствия президента Азербайджана. В итоге тогда Р.Кочарян прибыл, а И.Алиев саммит проигнорировал. Теперь Алиев прибыл, а Кочарян  …заболел.

Мог стать обиженным и президент Молдовы В.Воронин, полагающий, что по вине России, поддерживающей приднестровские власти, срывается выполнение Базового договора между двумя странами. Но В.Воронин не считает, что СНГ исчерпало себя полностью. «Для того, чтобы продвигать СНГ и решать проблемы Содружества, сначала нужно договориться о политической составляющей», – заявил президент Молдовы в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Участие молдавского лидера обусловлено еще и тем, что он полон решимости вернуть молдавские вина на российский рынок и договориться с Россией по газовой проблеме. «То отношение что было к России, растворяется, распыляется вот в этих круговоротах винных, газовых, приднестровских, – заметил молдавский президент. – Это самое большое, что можно потерять, что может потерять Россия. И для меня это очень неприятно и очень опасно, потому что этого потом не вернуть». Кроме того, Воронин категорически отверг утверждения, что будто Молдова стремится в НАТО.

К неприездам С.Ниязова уже привыкли. Что касается данного случая, то, вероятно, речь идет не о противоречиях с Россией по поводу транспортировки туркменского газа, а о стремлении Туркменбаши «выжить» путем сложного маневрирования между такими давлеющими факторами как Россия, КНР, США и, прежде всего, Иран, с которым Ашхабад имеет наиболее тесные связи. Окончательный выбор, еще не сделанный Кремлем, в американо-иранском надвигающимся конфликте, а также принятые на себя некие обязательства перед Вашингтоном, сделали невозможным появление в Москве вождя туркменского народа.

  Главный вопрос саммита – реформирование СНГ. С основным докладом выступил президент Казахстана Н.Назарбаев, озвучивший план реформирования Содружества. Он объяснил низкую эффективность Содружества тем, что принимаемые СНГ решения не являются обязательными для всех стран. Именно это, по его мнению, следует изменить в первую очередь. «Нужно принимать такие решения, которые удовлетворяют всех. В Содружестве не должно быть государств, которые не согласны и не подписывают и, естественно, не выполняют, – пояснил Н.Назарбаев. – Решения должны приниматься консенсусом и должны быть обязательными для всех». Президент Казахстана озвучил пять основополагающих тем: миграционная политика, транспортная, образовательная система, вопросы борьбы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема. На саммите также было предложено добавить единые подходы в международных вопросах и общее пространство, касающееся оборонной политики.

«Россия должна быть центром продвижения и мотором такой интеграции», – заявил президент Казахстана, приведя примеры того, что в Северной Америке таким центром являются США, в Южной Америке – Бразилия, а в Азии – Япония и Китай. Также было решено, что реформируемое Содружество будет работать по принципу «Большой восьмерки», с «шерпами» – заместителями председателей правительств стран-участниц. Первые итоги преобразований будут видны в ноябре, когда в Минске соберется Совет глав государств СНГ.

Итоги саммита производят двойственное впечатление. С одной стороны, уже одно наличие плана по реформированию Содружества показывает, что ключевые игроки на постсоветском пространстве не намерены списывать проект СНГ в архив. В.Путин действительно стремится сохранить пространство для диалога между бывшими республиками СССР, оказавшимися в разных политических измерениях. Другое дело, что разговоры о равноправном партнерстве, отсутствии «младших и старших братьев» носят абсолютно виртуальный характер и не подкрепляется реальными политическими и экономическими практиками.

Сложность ситуации и в том, что от России по-прежнему многие ждут добровольного «донорства», но не готовы, взамен, действовать строго в фарватере ее интересов. В свою очередь российская дипломатия, провозгласив переход к новому, прагматическому курсу, так и не определила внятную и четкую стратегию действий по отношению к постсоветским странам. Чаще всего, это политика крайностей: либо полная индифферентность в стиле «ранних 90-х», либо жесткая дипломатия от «Газпрома».

Таким образом, неформальная встреча лидеров стран СНГ оставила много нерешенных вопросов, но назвать ее полным провалом вряд ли возможно. Пациент «Содружество Независимых Государств» жив, по состоянию, на двадцатые числа июля. Но отсутствие квалифицированной помощи может привести к печальным последствиям в самом ближайшем будущем.