Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

12.03.2011

Приобретения и потери

После некоторой паузы, вызванной кризисом, международный рынок торговли оружием снова начал расти. В 2009-м экспорт составил $50,204 млрд., а в 2010-м, по предварительным оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, он достиг $71,7-75 млрд. (для сравнения, в 2001 году — $22,071 млрд.). При этом с 2006 года объемы международной торговли зачастую растут быстрее, чем производство оружия для нужд «национальных» вооруженных сил. Такая «глобализация» обусловлена скачком в развитии военных технологий — на начальном этапе они всегда сосредотачиваются в руках относительно узкой группы продвинутых игроков, и лишь впоследствии «мигрируют» на периферию.

После некоторой паузы, вызванной кризисом, международный рынок торговли оружием снова начал расти. В 2009-м экспорт составил $50,204 млрд., а в 2010-м, по предварительным оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, он достиг $71,7-75 млрд. (для сравнения, в 2001 году — $22,071 млрд.). При этом с 2006 года объемы международной торговли зачастую растут быстрее, чем производство оружия для нужд «национальных» вооруженных сил. Такая «глобализация» обусловлена скачком в развитии военных технологий — на начальном этапе они всегда сосредотачиваются в руках относительно узкой группы продвинутых игроков, и лишь впоследствии «мигрируют» на периферию.

При этом, как утверждает «Росбалт», рынок оружия обладает огромным потенциалом «восстановительного роста». Об этом, например, свидетельствует тот факт, что за последние 20 лет объем мировой экономики увеличился примерно в 2,5 раза. Такой рост создает впечатляющий резерв платежеспособности в случае дальнейшего обострения геополитических противоречий. А поскольку производство действительно современных вооружений осуществляется в узкой группе стран, это будет дополнительно стимулировать стремление всех остальных игроков закупать оружие на внешнем рынке.

Итак, в долгосрочной перспективе международный оружейный рынок будет расти. Каковы вероятные позиции России на этом рынке? На первый взгляд, все обстоит более чем благополучно. В 2000–2010 годах экспорт по линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) увеличился в 2,7 раза. Продажи ежегодно растут (2007 – $7,4 млрд., 2008 – $8,6 млрд., 2009 – $8,8 млрд. Многие специалисты надеялись, что за 2010 г. оружейный эксперт возрастет и составит не менее $10 млрд., но на деле Россия получила лишь $8,6 млрд. Об этом недавно сообщил глава «Росборонэкспорт» А.Исайкин. Картина вроде бы все же благостная. Но есть ряд нюансов, заставляющих российских экспертов насторожиться. В частности, если российский экспорт вырос в 2,7 раза, то мировой объем экспорта/импорта – в 3,2-3,4 раза. При этом речь идет именно о номинальной стоимости – рост российского экспорта в значительной степени связан с простым удорожанием оружия. Как выглядит ситуация, если исключить этот фактор?

Стокгольмский международный институт исследования мира (SIPRI) и ряд других организаций, оценивая объемы экспорта, оперируют не номинальными, а «среднемировыми» ценами на вооружения – и в этом варианте картина получается своеобразная. Итак, согласно данным шведского института, в 2000-2004 гг. Россия лидировала по фактическому объему экспорта, обгоняя США – несмотря на то, что уступала Штатам в долларовом выражении. В 2005-2008 гг. картина поменялась на противоположную. По американским данным, фактический экспорт оружия из России достиг пика в 2005-м, и с тех пор постепенно «проседал», несмотря на рост в долларовом выражении. Равным образом, доля РФ на мировом рынке оружия, по данным SIPRI, достигла пика в 2003 году (33%), снизившись к 2009-му до 20%.

Итак, фактическая доля России в продажах оружия на мировом рынке «схлопнулась» более чем в полтора раза. Например, динамика продаж в наиболее высокотехнологичном и «глобализированном» секторе оружейного рынка выглядит так: 2000-2004 гг. РФ продала 331 истребитель против 286 у США, однако в 2005-2009 гг. РФ продала 219 самолетов, а США – 341. Параллельно произошел сдвиг в географии экспорта. Если 2001-2005 годах на Китай и Индию приходились соответственно 43% и 25% российских поставок, то в последние несколько лет «Рособоронэкспорт» переключился на покупателей «второго эшелона» – Латинскую Америку, Вьетнам, на Ближний Восток.

Разумеется, в известной степени сжатие «физического» спроса связано с подорожанием продукции как таковым, а Китай в принципе намерен отказаться от закупок оружия у кого бы то ни было. Однако это явно не главные факторы. Пример тому – Индия, планы которой по закупкам вооружения на внешнем рынке огромны, но российская продукция в них небезуспешно вытесняется западной. Иными словами, при внешнем долларовом благополучии тенденции пока весьма неблагоприятны.

Как отметил гендиректор «Рособоронэкспорта» А.Исайкин, портфель заказов госкомпании составляет $38 млрд. Однако если американцы, чья торговля оружием в прошлом году втрое перекрыла российский показатель, делают ставку на поставки новейших «смертельных игрушек», то Россия в основном распродает наследие советского оборонно-промышленного комплекса. На это обратили внимание «Новые Известия». Та же Индия, например, покупает российские истребители как железо и устанавливает на них израильскую электронную начинку. Другая проблема отечественного ОПК – узость рынка сбыта, приходящегося сейчас более чем наполовину всего на три страны – Китай, Индию и Алжир.

Не менее болезненно на отечественных поставках вооружений отразился революционный вихрь в арабских странах – традиционных покупателях российских военных изделий. Правда, глава «Рособоронэкспорта» назвал недостоверной информацию о том, что упущенная выгода России по части поставок военной техники из-за волнений на Ближнем Востоке и в Северной Африке может составить до 10 млрд. долларов. Однако, как сообщил «Новым Известиям» член Общественного совета Минобороны, директор Центра анализа стратегий и технологий Р.Пухов, «революции в арабском мире поставили под угрозу российские поставки боевой техники Ливии, монархиям Персидского залива». Только потери от упущенной выгоды в отношениях с ливийцами могут достичь 4 млрд. долларов.

Более того, обращает на себя внимание тот факт, что накануне визита вице-президента США Д.Байдена в Россию президент Д. Медведев подписал указ, которым фактически вводятся санкции против правящего в Ливии режима. В указе «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011г.», в частности, говорится: «Запрещаются вывоз с территории Российской Федерации в Ливию, а также продажа, поставка и передача Ливии вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом Российской Федерации всех видов вооружений и связанных с ними материальных средств, включая оружие и боеприпасы, боевые машины и военную технику, военное снаряжение и относящиеся к нему материалы, запасные части для названной продукции». Запрет вводится с 26 февраля 2011 года впредь до особого распоряжения.

Запрещаются также оказание Ливии услуг по обучению и предоставление технической, финансовой и иной помощи (включая предоставление наемного персонала), которые связаны с военной деятельностью либо с предоставлением, изготовлением, техническим обслуживанием или использованием военной продукции, независимо от того, происходят ли они с территории Российской Федерации, говорится в тексте указа.

Впрочем, подписанные с Ливией контракты на сумму около $2 млрд. в силу не вступили, аккредитивы за них на счета российских предприятий не поступили и к исполнению контрактов промышленность не приступала, поэтому ущерб от санкций Совбеза ООН, введенных против Ливии, носит характер упущенной выгоды, разъяснил А.Исайкин. С Тунисом Россия оружием не торговала, а от других стран региона отказов от контрактов на данный момент не было. Более того, в 2011 г. «Рособоронэкспорт» планирует поставить вооружений на $9,4-9,5 млрд., авиатехника по-прежнему будет доминировать и ожидается рост поставок средств ПВО. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий К.Макиенко, существующие контракты позволяют и без арабских стран выполнить эти планы.

В последнее время «Рособоронэкспорт» не только экспортирует оружие, но и обеспечивает закупки в интересах Минобороны. Импорт комплектующих для производимых в России – в основном по экспортным заказам – вооружений составляет около $100 млн. в год – эта цифра была названа « Рособоронэкспортом» впервые, отмечают «Ведомости». В случае закупки десантного вертолетоносца Mistral во Франции импорт резко вырастет, но пока ценовые переговоры по этому контракту не завершены, поскольку выявилось немало проблем. Однако А.Исайкин убежден, что окончательный вариант контракта будет полностью отвечать интересам России. Глава «Рособоронэкспорта» уверен, что ни один рубль, выделенный из бюджета на покупку «Мистралей», не будет потрачен впустую.

Но главное заключается в том, что Россия, встраиваясь в фарватер американской политики, теряет не только политически, но и экономически, добровольно уступая выгодные позиции на перспективном рынке вооружений.

Владимир Клавдин, политолог