Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.02.2016

Прогулки по столицам: изучаем литературные места Москвы и Минска

Где находилась Африка Корнея Чуковского, о какой реке повествует «Слово о полку Игореве» и почему Булгаков сжег свой дом на страницах романа.

МОСКВА

Пожалуй, ни один другой город на карте России не нашел такого яркого отображения в литературе, как Москва. Наряду с литературной Москвой Пушкина или Булгакова есть и литературная Москва Ахматовой, Мандельштама, Гумилёва, Одоевцевой и многих-многих других…

Очерки старомосковского быта: маршрутами Гиляровского

И всё-таки, на рубеже XIX-XX веков, наверное, никто не бытописал старую Москву так досконально, красочно и со вкусом, как дядюшка Гиляй. Журналист Владимир Гиляровский исходил этот город вдоль и поперек, бывал на раутах у генерал-губернатора, кутил в трактирах, но не брезговал, заглядывать и в притоны и трущобы. Дружил Гиляй с художниками, артистами, а также и с брандмейстерами и даже со шпаной с Хитровки, где, по его собственному выражению, «ошибка жизни могла стоить». И все свои встречи подробно запоминал, чтобы потом с энциклопедической точностью рассказать потомкам.

Сегодня, следуя маршрутами Гиляровского, можно пешим шагом запросто покружить по историческому центру столицы. Вот Столешников переулок: в одной из квартир дома номер 9 - сейчас на нем установлена мемориальная табличка - дядя Гиляй и написал свои очерки «Москва и москвичи». По дороге к Неглинной и Трубной площади как раз кстати вспоминается и эпизод из знаменитой книги, где автор рассказывает, как однажды решил исследовать подземное русло реки Неглинки. Для этого журналисту даже пришлось спуститься в зловонный и замусоренный тоннель. Заглядывал Гиляровский и на Хитровку, куда добропорядочные горожане заходить, напротив, избегали. Многие из тех домов, что упомянуты в «Москва и москвичи», сохранились до сих пор. Например, в здании в Подколокольном переулке, 11 находилась ночлежка и легендарный трактир «Каторга» из цикла. Именно здесь Станиславский и Немирович-Данченко обсуждали с артистами постановку пьесы «На дне». По иронии судьбы, в наши дни в ночлежном доме помимо прочего находится хостел.

Желающим узнать все о нравах столичной жизни того периода помогут  опытные гиды. Есть экскурсии по этим местам, автобусная обойдется примерно в 850 рублей с человека, пешеходная – в 350 р.

Хроники  коммунальной жизни: булгаковская Москва

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» места описываемых событий отображены почти с документальной точностью. Патриаршие пруды, театр Варьете, прототипом которого был Московский мюзик-холл на Большой Садовой, 18, здание МАССОЛИТа на Тверском бульваре, 25, наконец, «нехорошая квартира» на Большой Садовой, 302-бис, где в течение некоторого времени проживал сам писатель. Здесь он познал все «прелести» советского коммунального быта, деля его с шумными соседями:

На Большой Садовой

Стоит дом здоровый,

Живет в доме наш брат

Организованный пролетариат,

И я затерялся меж пролетариатом,

Как какой-нибудь, извините за выражение, атом…

Так с горечью шутил писатель. Дом, в отместку сожженный им на страницах романа, в реальности прекрасно сохранился до наших дней. Сейчас здесь разместились сразу два знаковых места – музей «Булгаковский дом», больше напоминающий клуб по интересам, и собственно музей-квартира писателя, где можно полюбоваться на любопытные экспонаты булгаковской эпохи. Цены на входные билеты символические – 150 рублей для взрослых и 50 р. для школьников, билет на театрализованную экскурсию обойдется в 1 500 рублей.

Поклонникам творчества Михаила Афанасьевича в Москве вообще есть где разгуляться. Начав, как в самом романе - с Патриарших, они могут не просто вновь проследить за всеми перипетиями героев «Мастера  и  Маргариты», но и в какой-то мере стать участниками описываемых событий. Экскурсии «Москва булгаковская» могут быть автобусными (стоит около 850 р. с человека) или пешеходными (550 р.).

«Где мои семнадцать лет»: будни городского романса

Владимир Высоцкий! Вот уж кто москвич, навсегда укоренённый в ткань этого города. Не так давно в столице, в районе театра на Таганке, в месте слияния двух тупиков появилась улица легендарного поэта и артиста. Неподалеку – театр, в котором Высоцкий  провел более полутора десятка лет, сыграл немало ярких ролей.

А самый первый след Высоцкого остался на здании медицинского НИИ по ул. Щепкина, где в 1938-ом году, в роддоме № 8 он родился. Раньше это была Третья Мещанская, которую он не раз поминал в своих поэтических строках. Несмотря на то, что здание давно сменило профиль, на его фасаде установлена мемориальная доска.

Большой Каретный, 15 – где остались его «семнадцать лет, семнадцать бед». Семья Высоцких жила здесь после возвращения из Германии, где служил отец Владимира. А своим самым любимым местом в родном городе, по воспоминаниям друзей, поэт называл Самотеку. Был неравнодушен также к Арбату, Марьиной роще, Чистым прудам.

Малая Грузинская, 28. По этому адресу с 1975 года до самой своей кончины Владимир Семенович проживал в трехкомнатной квартире, которую не особо жаловал, о чем не преминул написать: «Я всё отдам, берите без доплаты/Трехкомнатную камеру мою». Возможно, это была одна из причин, по которой главный музей-заповедник поэта решено было разместить совсем по другому адресу – в районе Таганки, как раз на нынешней улице Высоцкого, дом 3. Взрослый билет – всего 100 рублей, сюда можно прийти на спектакль или концерт.

МИНСК

Прогулки по литературным местам столицы Беларуси могут быть по-настоящему захватывающими. Ведь на страницах древних фолиантов и книг описывается немало уголков современного Минска, которые связаны не только с досоветской, но и с дороссийской эпохой белорусского государства.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: Минск летописный

 Первое упоминание о Минске содержится ещё в «Повести временных лет», где описывается битва между полоцким князем Всеславом Брячиславовичем (Чародеем) и  сыновьями Ярослава Мудрого в 1067 году. Другой бессмертный памятник древнерусской культуры – «Слово о полку Игореве» увековечил название «Немига» - так называлась река, на которой происходило это сражение.

На Немиге стелют снопы головами.

Молотят цепами булатными.

Жизнь на току кладут,

Веют душу от тела, - писал автор о беспощадной сече.

Приток главной реки Минска Свислочи – Немига - давно обмелел, и его ещё к началу прошлого столетия запрятали в подземное русло – коллектор. Однако и сегодня в белорусской столице есть улица Немига, а термином «Немига» минчане привычно называют местность, включающую в себя оба берега Свислочи напротив Троицкого предместья.

Трехчасовая пешеходная экскурсия по историческому центру Минска стоит от миллиона белорусских рублей для группы.

«Счастье, ты вчера блеснуло мне несмело…»

Троицкое предместье. В Минске вообще трудно найти место, более известное туристам, причем немалый интерес экскурсантов сегодня связан с расположенными здесь литературными музеями. Один из них посвящен выдающемуся поэту, переводчику и публицисту Максиму Богдановичу.

Богданович родился в доме 25 в Троицком предместье, на улице, которая в те годы называлась Александровская, а сейчас носит имя поэта. Само здание до наших дней не сохранилось, поэтому один из самых красивых в белорусской столице, музей Богдановича, расположен неподалеку, в двухэтажном доме XIX века (улица Богдановича, 7А). Он имеет филиалы и отделения по всей стране, в том числе и «Белорусский домик» в Минске - на улице Рабкоровская, 19 Богданович жил уже в сознательном возрасте. В их залах работают передвижные выставки, организуются литературно-музыкальные вечера, а в деревне Ракутевщина под Молодечно под открытым небом проходит ежегодный праздник песни и поэзии. Такое трепетное отношение к памяти поэта, возможно, объясняется его трагической смертью от туберкулеза в мае 1917 года. Максиму Богдановичу было всего 25 лет.

«В Африке акулы, в Африке гориллы…»

А сама «Африка» Корнея Чуковского, оказывается, находилась в Минске! В апреле 1912 года в квартире минского хирурга Якова Шабада в доме №16 по улице Губернаторской появился высокий молодой человек. Неизвестно, по какой причине судьба занесла питерского начинающего поэта в Беларусь, по некоторым данным, Чуковский приехал в Минск читать лекции. А протекцию ему составил Цемах Шабад, практикующий доктор из Вильно.

Он и стал прототипом знаменитого Айболита. В те годы участок города между улицами Петропавловской и Губернаторской  называли «Африкой» - район был неспокойный, с пустырем, часто фигурирующий в сводках происшествий. Находившийся там передвижной зверинец дал дикому месту прозвание. Со свойственной творческим людям аллюзией Корней Иванович и перенес минскую «Африку» на страницы своего произведения.

Полина Русак