09.08.2016

Российские ученые совершили прорыв в области термоядерной энергетики

Им удалось нагреть плазму до температуры в 10 миллионов градусов по Цельсию.

Ученым новосибирского Института ядерной физики удалось добиться устойчивого нагрева плазмы до температуры в 10 миллионов градусов по шкале Цельсия. Фактически, это серьезно приблизило российских исследователей к повторению тех условий, которые существуют на единственном известном природном термоядерном реакторе – Солнце.

- Мы подтвердили результаты последних лет по нагреву плазмы до температуры 10 миллионов градусов, это очень существенный момент для перспектив нашей работы, сейчас мы начали рассматривать варианты создания термоядерной системы на основе открытой ловушки, - сказал заместитель директора Института ядерной физики Александр Иванов.

Удержание плазмы ловушкой происходит под воздействием магнитного поля. Чем дольше и лучше удается фиксировать и нагревать плазму, тем активнее происходит термоядерный синтез. Ученые считают, что ловушки открытого типа позволят качественнее контролировать эти процессы. Пока что время удержания плазмы не превышает нескольких миллисекунд.

Впрочем, уже на нынешнем уровне развития проекта можно говорить о достижении той минимальной температуры, которая необходима для создания реактора. Напомним, в предыдущие годы сибирские ученые последовательно достигли температур нагрева плазмы в 4,5 и в 9 миллионов градусов.

- Термоядерный реактор на основе открытой ловушки может быть создан в течение ближайших 20 - 30 лет, - считает Александр Иванов. - Сейчас произошли очень сильные изменения в отношении к таким системам. У нас в институте мы рассматриваем возможности для создания следующих поколений ловушек, параметры которых будут существенно увеличены.

Исследования российских ученых в перспективе могут стать основой альтернативного термоядерного реактора. На данный момент приоритетным считается проект ITER (Международный экспериментальный термоядерный реактор). Его проектирование завершено, первый этап строительства начался на юге Франции, в 60 километрах Марселя, еще в 2007 году. Изначально работы должны были завершить к этому году, однако со временем проект подорожал с 5 до 19 миллиардов евро. Первые эксперименты там проведут не раньше 2025 года. Проект финансируют ряд стран ЕС, Россия, США, Япония, Китай, Индия и Южная Корея. В разработке принимают участие ученые из всех этих государств, а также из Казахстана.

Напомним, исследования в области термоядерной энергетики продолжаются, в том или ином виде, уже более полувека. Принцип работы реактора заключается в соединении легких атомов в более тяжелые под воздействием колоссальных температур. Например, из доступного человечеству водорода можно относительно просто получать крайне редкий и дорогостоящий изотоп тритий. Только для запуска ITER понадобится израсходовать шестую часть мировых запасов этого радиоактивного вещества.

Активно развивающаяся атомная энергетика построена на обратном принципе: расщепления тяжелых элементов с высвобождением огромного количества энергии. Ученые всего мира сошлись во мнении, что термоядерная энергетика имеет куда большие перспективы в связи с отсутствием реальных рисков заражения и крайне низкой угрозой безопасности человечества.

Вениамин Лыков