Нефтяные месторождения в Беларуси: новые открытия и прогнозирование перспективных структур

В конце августа  Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто сообщил об открытии нового месторождения нефти

В белорусских недрах имеются существенные залежи нефти, ведется её промышленная добыча.  На начало 2015 г. в Республике открыто 81 месторождение нефти и газоконденсата. Все они находятся в пределах Припятского прогиба, который расположен на юго-востоке республики.  В конце августа  Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто сообщил об открытии нового месторождения.

«В Беларуси открыто очередное месторождение, и немалое. Сейчас оцениваются его запасы. Это Южно-Шатилковское месторождение, которое расположено в Припятском прогибе», - пояснил Министр.

Перед белорусскими энергетическими компаниями стоит задача пополнения ресурсной базы за счет разведки и доразведки действующих месторождений, повышения их нефтеотдачи. Использование передовых технологий и инноваций в белорусской нефтедобыче позволит реализовать новые проекты, связанные с разработкой и эксплуатацией нефтяных месторождений.

“Мы ведем активную работу с «Белоруснефтью», а сейчас еще и начинаем работать над привлечением к разработке нефтяных месторождений и других компаний, в том числе компаний мирового уровня”, - подчеркивает Министр.

Напомним, что в Беларуси ежегодно добывается порядка 1,7 млн. тонн нефти. Основным оператором и эксплуатантом месторождений является компания «Белоруснефть».

«Белоруснефти», работающей в тесной кооперации с «Научно-производственным центром по геологии» и другими научными организациями, удалось открыть за последние десятилетия 18 месторождений и 52 залежи углеводородов. Использование современных методов в геологоразведке и сейсморазведке обеспечило возможность принять на баланс компании еще 49 перспективных структур.

Одним из новейших и эффективных методов изучения геологического строения, нефтегазоносности осадочных бассейнов и, соответственно, доразведки нефтяных месторождений является дистанционное зондирование Земли. Такими комплексными исследованиями занимаются, в частности, в Белорусском государственном университете под руководством заведующего кафедрой Динамической геологии профессора Валерия Губина.

В общей технологической схеме космогеологического прогнозирования нефтеносности учеными Университета выполнено структурное дешифрирование космоданных, полученных съемочной аппаратурой в мультиспектральном и панхроматическом режимах со спутников дистанционного зондирования. В результате геолого-геофизической интерпретации космоструктурных данных получены новые сведения о геологической природе Полесской тектонической структуры, в северном сегменте которой располагаются зоны потенциального нефтегазонакопления Припятской нефтегазоносной области (далее – НГО). Этот осадочный (нефтегазовый) бассейн расположен на юго-востоке Беларуси и в тектоническом отношении приурочен к Припятскому прогибу, который сформировался под воздействием процессов рифтогенеза на герцинском этапе (около 240 млн лет назад) развития запада Восточно-Европейской платформы.

В Припятской НГО выделяются Северный нефтегазоносный район, а также Центральный, где в последние годы открыты Комаровичское, Савичское, Москвичевское и другие месторождения нефти, и Южный нефтегазоперспективный район, также расположенный в пределах Припятского прогиба.

По оценкам геологов, в настоящее время в Припятской НГО остаются неразведанными порядка 50% прогнозных ресурсов нефти - и поэтому сегодня крайне важна региональная оценка перспектив нефтеносности НГО путем комплексирования космогеологических и традиционных геолого-геофизических методов, - подчеркивает Валерий Губин.

Выполненные коллективом ученых БГУ космогеологические исследования позволили в пределах отдельных площадей Припятской НГО провести корректировку существующих структурных карт по нефтепродуктивным горизонтам платформенного чехла и создать новые космоструктурные карты.

Дистанционное зондирование Земли из космоса открывает широкие возможности для дальнейших поисков залежей углеводородов в Припятской НГО в связи с запуском Белорусского космического аппарата (БКА), - отмечает Валерий Губин. Особую актуальность приобретает составление космоструктурных карт перспективных площадей и участков в пределах Центрального нефтегазоносного района, в том числе в связи с труднодоступностью и заболоченностью этих территорий Туровской депрессии, и перспективного Южного участка, на котором планируется проведение сейсморазведочных работ.

СПРАВКА

Первым промышленным месторождением, открытым в Припятской области, было Речицкое (1964). Расположено оно в восточной, наиболее приподнятой части Речицкой тектонической структуры.

На данный момент в Беларуси разрабатывается несколько нефтяных месторождений, все они относятся к Припятской нефтегазоносной впадине, на 2000 год промышленные запасы месторождений оцениваются в размере 63 млн т (попутного газа 35 млрд м³), неразведанными остаются,  по приблизительным оценкам специалистов, 190 млн т и 90 млрд м³ соответственно.

На Северную часть нефтегазоносных структур Припятского прогиба приходится порядка 8о% разведанных ресурсов и добычи. Эксплуатантом нефтяных месторождений в Беларуси является созданное в 1966 году производственное объединение «Беларуснефть», специализирующееся также на поиске, разведке и разработке нефтяных месторождений. Уровень добычи объединения составляет не менее 1,7 млн тонн нефти в год.

Максим Тужиков