Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Русская Атлантида

Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемойтскому очень не повезло с историографией. Некогда могучее государство, оно, после того как сошло с политической арены, стало постепенно забываться, а его историческое значение намеренно умаляться. В XX веке о ВКЛ уже с полным основанием можно было говорить как о гомеровской Трое или платоновской Атлантиде.

Великому княжеству Литовскому (ВКЛ) очень не повезло с историографией. Некогда могучее государство, в годы своего наивысшего расцвета простиравшееся от Балтийского моря до Черного, оно, после того как сошло с политической арены, стало постепенно забываться, а его историческое значение намеренно умаляться. В XX веке о ВКЛ уже с полным основанием можно было говорить как о гомеровской Трое или платоновской Атлантиде.

Между тем, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (так оно именовалось полностью) вписало яркую страницу в историю восточных славян, а в некоторых вещах даже предвосхитило стратегию, тактику и принципы формирования Российской империи, когда она вышла за границы проживания этнических русских и православного мира.    

ВКЛ начал свою историю в XIII веке, когда литовский князь Миндовг стал объединять вокруг Новогродского княжества (ныне белорусский город Новогрудок) территории древних славянских Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а также земли балтских племен литвы, аушкайтов, ятвязи, жмуди и других.

Вся история становления и расцвета ВКЛ прошли под знаком борьбы с агрессией с Запада – Тевтонский орден - и с натиском с Востока – татаро-монголы. Литва и Белоруссия испытывали давление ордена еще при Миндовге. Дальше – больше. Например, в период с 1345 по 1377 годы ВКЛ пришлось отбивать сто немецких похода и сорок два раза ходить в ответные походы на орден. Перманентная война с «крыжаками» («крестоносцами») закончилась их полным разгромом в битве под деревней Грюнвальд 15 июля 1410 года. После нее на земли Беларуси и Литвы на протяжении пяти столетий вплоть до 1914 года не ступала нога немецкого солдата.

В состав ВКЛ со временем вошли огромные территории Восточной Европы. Земли современных Украины, Беларуси и частично России составляли 9/10 общей площади княжества. Под протекторатом княжества находились Великий Новгород, Псков, Рязань. ВКЛ претендовало на лидерство в славянском мире. Более 90% его населения было русскоязычным, исповедовавшим православную веру. Правовая система княжества базировалась преимущественно на нормах древнерусского права.

Почти два столетия - XIII и XIV - в развитии ВКЛ преобладало белорусское начало. Государственным языком княжества был белорусский. На нем говорили великокняжеский  двор и феодальная знать. На белорусском языке были написаны своды законов ВКЛ: Вислицкий статут 1423-1438 годов, Судебник Казимира Ягайловича 1468 года, Статуты 1529, 1566 и 1588 годов, Трибунал 1586 года. Лишь с конца XVII века белорусский язык стал вытесняться из делопроизводства и заменяться польским.

Между прочим, Статуты ВКЛ, в первую очередь 1588 года, - это фактически первая белорусская конституция. И она для своего времени просто революционная. В этих сводах законов, например, предусматривалась уголовная ответственность шляхтича за убийство незнатного, простого человека, провозглашалась идея веротерпимости, ограничивалось наказание для несовершеннолетних. Вообще в этом статуте провозглашалось верховенство права. Этот статут был переведен на европейские языки и, надо полагать, оказал немалое влияние на своды законов других стран. 

Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из ВКЛ обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.

Постоянные войны ВКЛ с татарами и немцами сближали княжество с Польшой, у которой были те же проблемы. То есть по факту они были естественным союзниками. Это сближение завершилось заключением в 1569 году Люблинской унии. Согласно этому документу Польское королевство и ВКЛ объединились в конфедеративное союзное государство Речь Посполитую. По унии ВКЛ уступило Польше Подляшье, Волынь и Киевское княжество. Территория Ливонии была объявлена совместным владением.

Речью Посполитой правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем сейме. Однако правовые и денежные системы, армия и правительства оставались отдельными. Между государствами существовала граница, на которой взимались таможенные сборы.

В XVI-XVIII веках в ВКЛ господствовала шляхетская демократия. Во второй половине XVII века - начале XVIII века, после двух опустошительных войн - Русско-польской 1654-1667 годов и Северной войны 1702-1709 годов Речь Посполитая пришла в упадок, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах состоялись три раздела территории Польши и Литвы между Россией, Пруссией и Австрией.

Бо́льшая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. После победы над Наполеоном по решению Венского конгресса в состав Российской империи вошли все территории,  некогда составлявшие Великое княжество Литовское.

Истории и культуре ВКЛ посвящена книга «Русская Атлантида» самобытного автора Г.Н.Кудия, вышедшая в издательстве «Издательский дом «Журналист»». Она в яркой и доходчивой форме позволяет восстановить, прежде всего, для российского читателя, историческую правду о месте и роли княжества в развитии Восточной Европы и формировании русской государственности.

Как пишет автор: «…история не дала Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемойтскому долгой жизни, но эта жизнь была очень яркой и насыщенной. Позже в Российской империи, Польше и Советском Союзе было сделано все или почти все для того, чтобы история ВКЛ и его роль в становлении русской государственности были основательно забыты. Настоящая книга призвана, хотя бы отчасти, устранить эту несправедливость… А равно показать на примере Великого княжества Литовского смертельную опасность и даже гибельность для любого уважающего себя этноса бездумной потери своей национальной идентичности, традиций и веры».