Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

05.01.2011

С.Чалый о добыче и переработке нефти в ЕЭП

С чем белорусская нефтеперерабатывающая отрасль завершила 2010 год и с какими перспективами вступает в 2011 корреспонденту soyuz.by рассказал белорусский независимый эксперт в сфере экономики Сергей Чалый:

С чем белорусская нефтеперерабатывающая отрасль завершила 2010 год и с какими перспективами вступает в 2011 корреспонденту soyuz.by рассказал белорусский независимый эксперт в сфере экономики Сергей Чалый:

– Конец 2010 года, безусловно, лучше, чем начало 2010, потому что завершилась вся эта длинная эпопея, касательно пошлин на нефть и особенно нефтепродукты, которые регулировались только письмом Государственного таможенного комитета России. Можно сказать, что Беларусь как минимум свела в ничью это противостояние, а в некотором смысле даже и выиграла. Несомненно, конечный результат получился хуже, чем то, что было до 2009 года. Но с учётом формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) Таможенного союза можно говорить о том, что те соглашения, к которым пришли – отсутствие таможенных пошлин в торговле сырой нефтью и нефтепродуктами между двумя странами, и перечисление в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, произведённые из российской нефти – устраивают Беларусь.

Что касается самого механизма отчисления Беларусью экспортной пошлины с нефтепродуктов, произведённых из российской нефти, то, по словам С.Чалого необходимо понимать логику российской и белорусской стороны:

– В настоящий момент в России сложилась достаточно запутанная система налогообложения всей сырьевой отрасли. Система налогообложения такова, что она дестимулирует разработку новых месторождений и фактически приводит к тому, что выгодно бросать, не разрабатывая до конца и старые месторождения. С одной стороны, уменьшается ресурсная база, а с другой стороны получалась так, что добыча облагалась избыточно в ущерб переработке. Сегодня инвестиционный климат в России такой, что в новые месторождения нефти мало кто вкладывается, а старые обводняются. И России необходимо думать о том, как исправлять ситуацию. И главная идея была в том, чтобы постараться постепенно поднять экспортные пошлины на нефтепереработку, потому что в России при той системе налогообложения получалось очень выгодно делать мазут, причём не очень высокого качества. Продавать его, поскольку пошлины на него были существенно ниже, чем на сырую нефть и на светлые нефтепродукты, и фактически уже из этого мазута на западных НПЗ производились нефтепродукты высокого качества.

Конечно, система совершенно неэффективная и рано или поздно с ней надо было что-то делать. Но проблема в том, что в настоящий момент в России существует две альтернативные точки зрения (на нефтедобычу и нефтепереработку, прим. soyuz.by), и ни одна из них окончательно не победила. У сторонников первой точки зрения логика такая: надо стимулировать создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Логика сторонников второй точки зрения: надо стимулировать нефтедобычу. Пока в России ещё между собой не договорились, что нужно делать.

В силу того, что в ЕЭП никаких внутренних пошлин быть не может и не должно быть, то в случае, если победит первая точка зрения, Беларусь получит очень неплохие выгоды, потому что белорусские НПЗ существенно лучшего качества. И выход светлых нефтепродуктов даже из российской нефти получается лучше, чем на российских НПЗ, на которых отход от нефтепереработки составлял до 50% мазута, а у нас в худшем случае 30%, а из венесуэльской нефти и вовсе меньше 10%. При таком раскладе Беларуси имело бы смысл стремиться к одинаковому режиму с российскими НПЗ.

С другой стороны России тоже не очень хотелось дотировать белорусскую нефтепереработку, и в итоге мы вернулись к варианту чуть ли ни 1995 года. Беларусь практически находится в режиме российской таможенной территории. Наши НПЗ функционируют даже в более выгодном режиме, чем российские, в силу того, что нефтепродукты из белорусской и венесуэльской нефти мы можем экспортировать, не перечисляя экспортные пошлины в российский бюджет. Но при этом Новополоцкий и Мозырьский НПЗ оказываются в одинаковых условиях с российскими НПЗ. А в силу того, что белорусские НПЗ по качеству переработки лучше российских, то Беларусь получает довольно серьёзную стратегическую выгоду.