Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

18.07.2011

ПриХватизация в Беларуси исключена

Красной нитью прошедшей в Москве конференции, организованной деловыми сообществами стран Таможенного союза, были вопросы приватизации. Руководитель белорусского правительства Михаил Мясникович подтвердил: республика ведет с входящими в Таможенный союз государствами переговоры о продаже акций ряда крупных предприятий. Не удивительно, что белорусские аналитики и экономисты всю последующую неделю вновь и вновь возвращались к одной теме: как эффективно распорядиться акциями отечественных флагманов промышленности?

Красной нитью прошедшей в Москве конференции, организованной деловыми сообществами стран Таможенного союза, были вопросы приватизации. Руководитель белорусского правительства Михаил Мясникович подтвердил: республика ведет с входящими в Таможенный союз государствами переговоры о продаже акций ряда крупных предприятий. Не удивительно, что белорусские аналитики и экономисты всю последующую неделю вновь и вновь возвращались к одной теме: как эффективно распорядиться акциями отечественных флагманов промышленности?

По итогам московской встречи Михаил Мясникович рассказал журналистам, что переговоры о продаже акций «Гродно Азота» Беларусь ведет с российскими компаниями «Роснефть» и «Сибур», «Нафтана» -- с компанией «Лукойл», «Белтрансгаза» -- с «Газпромом», а Мозырского НПЗ -- с «Роснефтью». Кроме того, обсуждаются возможности продажи части акций МАЗа «Русским машинам» и «Ростехнологиям», той же российской компании возможна и продажа части акций «Интеграла». Наконец, решается судьба части акций компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

Определены и десять акционерных обществ, государственные пакеты акций которых планируется продать с участием Всемирного банка и привлечением международных консультантов в 2011--2013 годах. Это Минский маргариновый завод, Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Брестский электромеханический завод, «Белсантехмонтаж-2», брестский стройтрест №8, минские «Автомагистраль» и «Белгазстрой», гомельский «Медпласт», барановичский «Бархим» и молодечненская «Конфа».

Переговорный процесс идет не просто, определенные шероховатости лишают его ожидаемого динамизма. Так, решение вопроса о приватизации МАЗа затянулось из-за того, что российской стороной продолжительное время выбиралась компания, которая могла бы осуществить оценку мазовских активов. Однако есть и более принципиальные моменты. Пример тому -- затянувшиеся переговоры по приватизации пакета акций белорусского «Полимира», проводимые с российской компанией «Лукойл». «Два с лишним года «Лукойл» смотрит на наше объединение «Полимир», -- заметил Михаил Мясникович. -- Нам бы хотелось слышать или «да» или «нет», потому что есть и другие предложения. Но право первой руки мы предложили нашим российским партнерам».

В парадигму открытости и честности укладывается и социальная ответственность бизнеса. «При приватизации мы смотрим, чтобы новый собственник выполнял обязательства социального партнерства, -- говорит Михаил Мясникович. -- Мы не можем согласиться с тем, что проблемы человека должны уйти на второй план и все подчинить только получению прибыли».

У самого бизнес-сообщества на этот счет мнение неоднозначное. «Социальная сфера должна целиком оставаться за государством, -- заявил корреспонденту портала soyuz . by председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. -- Если предприятие избавится от непрофильных активов, эффективность его работы и размеры поступлений в бюджет только возрастут. Потому что возрастут его прибыль и обороты». Однако опыт соседей нередко свидетельствует об ином: прибыль и отчисления в бюджет, возможно, и растут, социальная же сфера приходит в упадок. Продажа украинских металлургических комбинатов «Криворожсталь» и «Запорожсталь» привела к упадку и разорению едва ли не всей их социальной сферы (санаториев, домов отдыха, детсадов, поликлиник и т.д.).

Мировой опыт показывает: к масштабной приватизации следует относиться крайне осторожно. «У наших соседей, в первую очередь России, институт частной собственности изначально появился, благодаря «навязанной с верху» приватизации со всеми вытекающими негативными последствиями, -- отмечает профессор Института непрерывного образования БГУ, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по вопросам инвестиционной политики и проблемам модернизации экономики Георгий Гриц. – У высшего руководства нашей страны нет желания повторять такой опыт». Кроме того, необходимо учитывать, что на многих отечественных предприятиях государство проявило себя как успешный и эффективный менеджер, обеспечивающий, помимо устойчивого развития производства, и существование социальной «пристройки». Так есть ли в таком случае смысл в смене собственника?

В Москве белорусский премьер предложил России и Казахстану не только создавать транснациональные альянсы в рамках Таможенного союза, но и участвовать в приватизации предприятий химической отрасли. Беларусь также заинтересована в привлечении инвестиций в фармацевтику, развитие мобильной связи, микроэлектронику, металлургию и машиностроение. Вопрос вливания в них нового финансового и управленческого потенциала, равно как и упрочнения производственной базы, сегодня весьма актуален. «С моей точки зрения, в Беларуси -- стране с высоким уровнем огосударствления экономики -- в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике значительные выгоды», -- заключает Георгий Гриц.

Кстати, приватизация -- еще и способ сближения власти и бизнеса, порой расходящихся в своих интересах весьма и весьма далеко. «Это абсолютно трезвое и взвешенное решение, -- считает Александр Калинин. -- Продажа государственных активов эффективному собственнику всегда оправдана». Нарушение же связки между бизнесом и населением чревато рядом негативных последствий, наблюдаемых сегодня во многих странах мира. Однако Беларусь смогла подобное избежать – благодаря как раз точечности и выверенности своих приватизационных шагов.

Максим Осипов