Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

12.08.2011

Тревожные симптомы очередного кризиса

Первая декада августа была отмечена чередой событий на мировых рынках, в которых многие аналитики усмотрели тревожные симптомы грядущего всеобщего экономического кризиса. Сначала международное рейтинговое агентство Standard&Poors (S&P) понизило суверенный кредитный рейтинг США с высшей отметки надёжности ААА до АА+ с негативным прогнозом. В переводе на простой язык это означает, что социально-экономическая ситуация в Соединенных Штатах ухудшилась и, скорее всего, будет ухудшаться дальше. «Цену» подобного снижения определить достаточно трудно, однако ясно, что она будет исчисляться в сотнях миллиардов, если не триллионах долларов.

Первая декада августа была отмечена чередой событий на мировых рынках, в которых многие аналитики усмотрели тревожные симптомы грядущего всеобщего экономического кризиса. Сначала международное рейтинговое агентство Standard&Poors (S&P) понизило суверенный кредитный рейтинг США с высшей отметки надёжности ААА до АА+ с негативным прогнозом. В переводе на простой язык это означает, что социально-экономическая ситуация в Соединенных Штатах ухудшилась и, скорее всего, будет ухудшаться дальше. «Цену» подобного снижения определить достаточно трудно, однако ясно, что она будет исчисляться в сотнях миллиардов, если не триллионах долларов.

Забавно, что представители министерства финансов США сразу же перешли в информационную контратаку, заявив, что аналитики Stanard&Poors в своих расчётах ошиблись ни много ни мало – на 2 трлн. долл., и что это «понижает рейтинг» не США, а самого рейтингового агентства.

Тем не менее, в тот же день, 5 августа, когда стало известно о прогнозе S&P, мировые фондовые рынки рухнули, общая капитализация снизилась на 2,4 трлн. долл. (это больше, чем ВВП Франции), и вскоре лидеры стран Запада были озабочены прежде всего тем, как не допустить дальнейшего обвала. В поддержку США выступили практически все их кредиторы, связанные с Вашингтоном узами геостратегического партнерства. И только Китай, на территории которого нет американских военных баз, выступил с заявлением о «безответственности США» и необходимости срочного «создания новой резервной валюты», а пока она не создана, предложил «поставить под международный контроль американский доллар».

Многие аналитики поспешили объявить, что 2011-й – это повторение 2008-го. История финансового «шторма», казалось, повторяется. Разница лишь в том, что в 2008 г. таким переломным моментом было банкротство Lehman Brothers, теперь эту роль играет снижение кредитного рейтинга США. И при таком взгляде действительно сравнивать день сегодняшний с событиями трехлетней давности легко и просто. Однако только на первый взгляд. Как полагает редактор отдела « Деньги и инвестиции» американского издания «The Wall Street Journal» Ф.Геррера, у нынешних событий есть три фундаментальных отличия от финансового кризиса трехлетней давности. Прежде всего речь идет о разных причинах.

«Пожар» кризиса 2008 г. распространялся снизу вверх. Началось все с неоправданного оптимизма покупателей жилья, перекинулось на рынки благодаря уолл-стритовским мастерам красивой упаковки плохих активов, которым помогли рейтинговые агентства, и закончилось заражением всей мировой экономики. К спаду привел провал финансового сектора.

Сейчас же проблемы, по мнению Ф.Герреры, напротив, идут сверху вниз. Правительства оказались не способны навести порядок в собственных домах, стимулировать свои экономики и утратили доверие делового и финансового сообщества. Из-за этого резко сократились расходы и инвестиции в частном секторе. Образовался порочный круг негативных сигналов, приведший к росту безработицы и застою в экономике. Рынки и банки на этот раз жертвы, а не преступники.

Второе отличие еще важнее: во время экономического подъема 2007-2008 гг. финансовые компании и домохозяйства наслаждались дешевыми кредитами. Когда пузырь лопнул, нехватка средств и попытки компаний и граждан снизить долговую нагрузку привели к резкому спаду. Сейчас проблема прямо противоположна тому, что было в преддверии краха-2008. Экономический застой заставляет всех копить деньги и освобождаться от долгов. Итог – хилый рост инвестиций и потребления.

Третье, последнее, отличие является прямым следствием первых двух. У катастрофы 2008 г., учитывая ее причины, было простое, хотя и болезненное решение. Властям пришлось вмешаться, чтобы обеспечить систему деньгами с помощью снижения процентной ставки, финансовой помощи банкам и вбросу денег в экономику. Сегодня такого решения в меню уже нет.

Тем не менее кризис был ожидаем. В середине июня один из самых авторитетных экспертов, вопросам глобальных финансов Н.Рубини прогнозировал, напоминает «Независимая газета», что финансовые проблемы в США, долговой кризис в Европе, замедление темпов роста экономики Китая и стагнация в Японии могут сложиться в «идеальный шторм», который обрушится на мировую экономику в 2013 году. На фоне слабеющих экономик страны продолжают идти по пути увеличения государственного и частного долга, и нести этот груз становится все сложнее, пояснял Н.Рубини.

В итоге повышение лимита госдолга США сказалось отрицательно на фондовых рынках, а массовое падение биржевых индексов ассоциировалось с всеобщей паникой. В начале минувшей недели основные индексы США рухнули на 5,4-6,8%, сообщили «Новые Известия». Настоящий обвал произошел в Латинской Америке: аргентинский MERVAL потерял сразу 10,69%, мексиканский IPC просел на 5,88%. Чилийский индекс IPSA зафиксировал рекордное за последние 13 лет падение – на 6,92%, новые минимумы обновила бразильская фондовая биржа Bovespa, где индекс деловой активности снизился на 8,08%. Потом начались торги в Азии, которые, как и в предыдущие дни, закончились в «красной зоне». Там сильнее всего к закрытию снизился гонконгский индекс Hang Seng – на 5,66%.

Когда очередь дошла до России, стало ясно, что ничего хорошего страну не ждет. Рабочий день, 9 августа, обе российские биржи начали плохо, а продолжили еще хуже – падение индекса РТС в отдельные моменты торгов превышало 9%, ММВБ порой терял почти 6%. Правда, ближе к концу торгов начался подъем, но он, увы, не смог компенсировать результатов стремительного спуска, и выползание из «красной зоны» пришлось отложить до лучших времен. Дальнейшее ухудшение ситуации на мировых фондовых рынках и падение цен на нефть самым пагубным образом поначалу сказались на курсе рубля и индексах ММВБ и РТС. В результате официальный курс доллара на среду составил 29,41 руб., а евро – 41,90, а биржевые показатели в течение торгов падали до критических отметок.

Тревожная ситуация заставила премьер-министра России В.Путина выступить с успокаивающим деловой мир заявлением. Российский премьер на встрече с финским коллегой Ю.Катайненом призвал мировые финансовые рынки прекратить панику. Он заявил, что негативные последствия экономических проблем в США вызваны исключительно эмоциональной реакцией на них со стороны мировой общественности. В своем выступлении премьер дал понять, что даже те небольшие всплески экономической нестабильности, которые имеются, не способны повлиять на благополучие российской экономики. Уверенность относительно перспектив России подкреплялась данными о том, что дефицит бюджета последовательно снижается, золотовалютные резервы растут, а уровень госдолга 10% ВВП, лишь 3% из этих денег – это внешние заимствования.

Специально для тех скептиков, которым по каким-то причинам могло быть не достаточно слов премьера о том, «что все будет хорошо», В.Путин вкратце рассказал, как именно правительство будет добиваться этого «хорошо». Так, премьер обещал, что власти будут следить за уровнем ликвидности национальной валюты. «Минфин и ЦБ мониторят ситуацию. Например, сегодня Минфин из свободных ресурсов предложил рынку 40 млрд. рублей», – отметил он.

Уверенность премьера, очевидно, воодушевляет, заметил интернет-ресурс «Политком.ру», однако вопрос о том, насколько она соответствует действительности остается открытым. Причин для пессимизма относительно перспектив российской экономики сейчас более чем достаточно. Так, например, серьезные дополнительные риски для экономики все еще связанны с ее сырьевой ориентированностью. На фоне общей нестабильности фондовых индексов происходит снижение цен на нефть. Кроме того, общая нестабильность рынка способствует падению объемов промышленного производства, что, в конечном счете, также имеет значительное негативное влияние на цену нефти.

Тем временем деловой мир с нетерпением ждал вестей из США, где Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) должен был принять решения, призванные успокоить инвесторов и купировать паническую распродажу активов по всему миру. Американский регулятор оставил ключевые ставки без изменения и заявил о готовности продолжать меры стимулирования.

Фондовые индексы США стремительно выросли после заявлений ФРС, прирост оказался максимальным более чем за два года, сообщило агентство Bloomberg. Индекс Dow Jones Industrial Average 9 августа вырос на 429,92 пункта (3,98%) – до 11239,8 пункта. Standard & Poor's 500 поднялся на 53,07 пункта (4,74%), составив 1172,53 пункта. Значение индекса Nasdaq Composite увеличилось на 124,83 пункта (5,29%) – до 2482,52 пункта. Стоимость акций компаний финансового сектора по итогам сессии повысилась более чем на 8%. Котировки бумаг Bank of America Corp. и Citigroup Inc. подскочили по меньшей мере на 13%.

Для справки: DJIA (Dow Jones Industrial Average, промышленный индекс Доу-Джонса) – средний показатель движения курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций; S&P 500 (Standard and Poor 500 Index) – индекс цен акций 500 крупнейших по рыночной капитализации компаний; NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation, автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров) – индекс высокотехнологичных компаний, который рассчитывается на основании котировок обыкновенных акций всех компаний (резидентов США и иностранных), торгуемых во внебиржевой системе NASDAQ, взвешенных по рыночной капитализации.

ФРС 9 августа приняла решение о сохранении целевого диапазона базовой процентной ставки от нуля до 0,25% годовых, говорится в документе по итогам августовского заседания Комитета по открытым рынкам. В заявлении также выражено намерение удерживать ставки на «крайне низком уровне», по меньшей мере, до середины 2013 года. Кроме того, ФРС заявила, что готова к применению дополнительных инструментов для поддержания экономики страны. Официальные лица ФРС заявили, что экономика в этом году будет расти «значительно медленнее», индикаторы рынка труда показывают «ухудшение», но инфляция умеренна и ожидания в отношении нее «остаются стабильными».

Заявления ФРС в какой-то степени оживили деловую активность в мире. Азиатские фондовые рынки открылись ростом свыше 3%. Большинство европейских фондовых индексов также выросло после резкого падения до двухлетнего минимума накануне. Сложной оставалась ситуация на финансовом и фондовом рынках России. Правда, российский рубль все-таки приостановил падение. Его официальный курс укрепился к доллару на 11 копеек. Однако евро по-прежнему шел вверх и подорожал почти на 13 копеек, перевалив за планку в 42 рубля не только на бирже, как накануне, но и по официальному курсу. Евро дорожал и на международных площадках. Российскую валюту поддерживают не только интервенции Центробанка, который впервые с начала этого года вышел на рынок с продажами валюты, но и цены на нефть. 10 августа мерная бочка Брент вновь перевалила за отметку в 105 долларов. А вот фондовые рынки никак не успокоятся. Индексы РТС и ММВБ закрылись в минусе более чем на 4%.

Как считают многие аналитики, м ировая экономика вполне созрела для очередного экономического кризиса. Однако случится он не сейчас, а в пределах ближайших 4-5 лет. К такому выводу, например, пришли эксперты, собравшиеся на пресс-конференции, организованной РИА «Новости», «Возможно ли повторение мирового финансового кризиса? Откуда исходит угроза?».

При этом тот негативный эффект, который привнес на рынки долгое разрешение вопроса с техническим дефолтом США и долговые проблемы стран ЕС, будет сглажен уже в ближайшее время. Однако резкого отскока назад ждать не приходится, уверен директор Центра исследований постиндустриального общества В.Иноземцев.

Более того, сегодняшние значения мировых фондовых индексов, хоть они и серьезно просели, гораздо ближе к реальным, так как рынок в целом переоценен из-за слишком повышенных ожиданий в быстром возобновлении роста мировой экономики, говорит В.Иноземцев. Он считает, что резкое снижение курса рубля вполне объективно, так как Россия слишком сильно завязана на мировые рынки энергоресурсов и колебания цен на них.

Зависимости России от энергоресурсов и слабости отечественного фондового рынка эксперты вообще уделили достаточно много внимания, причем в довольно нелестной форме. Как отметил научный руководитель Института национальной стратегии Н.Кричевский, российский фондовый рынок находится в состоянии даже не развивающегося, а только-только начинающего свое развитие. Что же ожидает Россию в такой нестабильной финансовой ситуации – так это отток капитала. По мнению Н.Кричевского, те значения, которые фиксируются сейчас, – «еще цветочки по сравнению с тем, что мы увидим по итогам второго квартала и далее».

Какие есть выходы из ситуации для России? Их всего лишь два и они абсолютно полярные. Во-первых, это увеличение налогов. Но, надеются эксперты, до этого не дойдет – налоговая нагрузка сейчас и так достаточно высока. Во-вторых, увеличение долгов. К этому, по большому счету, все и идет: так, накануне в правительство был направлен проект Минфина, касающийся плана заимствований на 2012-2014 годы, согласно которому объем заимствований может увеличиться в три раза и достигнуть 17% ВВП. И все же большинство аналитиков выражает надежду, что Россию вторая волна кризиса затронет меньше: у нее мизерный госдолг, небольшой, по сравнению с другими странами дефицит бюджета.

Владимир Клавдин, политолог