Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.04.2005

Профессор Л.Могилевский о Конституционном Акте и судьбе Союза

Почему объединение Беларуси и России замедлилось? Где он, Основной закон? Почему написать текст Конституционного Акта проще, чем согласовать варианты его проекта и окончательно определить судьбу главного законодательного документа Союзного государства? Над ответами на эти актуальнейшие для союзного госстроительства, для народов Беларуси и России вопросы еще предстоит немало поработать. Однако определенный задел уже есть. В преддверии состоявшегося 22 апреля заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства газета «Союз»  опубликовала рассуждения доктора технических наук, профессора Льва Могилевского (г.Москва). Предлагаем вам наиболее существенные выдержки этого документа.  

Образованное в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года Союзное государство – явление редчайшее в новейшей мировой истории. Оно имеет глубокие исторические корни, уходящие к XVII-XVIII векам. То было время, когда славянские народы объединились в составе Российской империи. Объединение двух суверенных государств Беларуси и России в единое государство может быть осуществлено на базе современных демократических основ и свободной экономики во имя чаяний своих народов – жить благополучно и безмятежно. Ибо, как гласит народная мудрость, – спокойствие страны в справедливости. Нет добродетели выше справедливости. Величайший плод справедливости – безмятежность.

Источник благополучия есть мир и труд. Безмятежность обеспечивается справедливыми законами государства, а также дружбой народов, поскольку известно: победа всегда с теми, в ком согласие, а где единение – там и победа.

Все это есть сегодня у Беларуси и России. Тогда почему же столь динамично начавшийся процесс единения, стартовавший еще Договором об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 года, в последнее время явно замедлился? Тому есть ряд объективных и субъективных причин, но главное – процесс создания Союзного государства неизбежен, а неизбежность сильнее всего, ибо она властвует над всем.

Что сегодня мешает нашим странам совершить мощный рывок в интеграционных процессах? Из объективных причин, на мой взгляд, сдерживающим фактором динамичного развития Союзного государства является отсутствие законодательной базы его деятельности. Понятно, не так-то просто в одночасье создать эффективную, реально работающую правовую систему Союзного государства, тем более что и Беларусь, и Россия ныне сами находятся в процессе формирования административно-политического и социально-экономического устройства у себя дома.

Подобного опыта нет в мировой истории. Ссылки на объединенную Европу неправомерны хотя бы потому, что там речь идет о длительном процессе объединения стран с устоявшимися за многие десятилетия и даже столетия традициями демократических государств. В то же время у нас есть собственный опыт, когда вначале народ определил лидеров, устанавливалась власть, создавались необходимые управленческие структуры, а затем принимались конституции и другие законы государств.

Новая Россия пошла именно таким путем – вначале был избран Президент России, а затем под его руководством разработана и принята в 1993 году Конституция Российской Федерации. Разумеется, у этого процесса есть немало недостатков, но главное достоинство такого пути – происходит быстрое, поступательное развитие государства, создаются необходимые законы для его существования и развития. Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни!

Субъективная причина замедления в развитии Союзного государства заключается в мудрой осторожности, проявляемой в вопросе делегирования одной из сторон президентства в Союзном государстве. Полагаю, что как высшие руководители двух государств, отвечающие перед своими народами и за свои государства перед остальным миром, они осознают, что в этом случае ни один из них не мог бы в полной мере заниматься вопросами строительства Союзного государства. В то же время путь создания новых государств весьма тернист, в нем много неизвестного, нового, а порой и конфликтного. В этом случае между главами государств – как нынешними, так и будущими – могли бы возникать напряженные отношения, возможно, негативно отражающиеся на отношениях между государствами Союзного государства и остальным миром. Попытка же устранить эти противоречия, втиснув все возможные случаи жизни в рамки законов и систему «сдержек и противовесов», заведомо неосуществима, ибо невозможность описания жизни законами очевидна. «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет», – писал в «Фаусте» Гете. Вот почему президенты двух стран осторожничают, мудро не желая закладывать мину под будущее государство. Хуже было бы, если бы они вдруг решились, так как известно – сделанное наспех редко бывает хорошим.

Надо осознать, что, отклоняя варианты конституционных актов, президенты проявляют трезвость, реальную оценку, наконец, доброту в отношении народов своих государств, ныне живущих и будущих поколений. Оперативное же избрание президента Союзного государства не из числа действующих президентов Беларуси и России, но при консенсусе их мнений, предлагаемым способом устраняет указанные противоречия и объективно.

Таким образом, если использовать такой подход для строительства Союзного государства, то сам его процесс может выглядеть таким образом: создается однопалатный Сенат Союзного государства, избираются его президент и премьер-министр и соответствующие им компактные аппараты управления. Указанные субъекты осуществляют свою деятельность в пределах раздела 2 «Предмет ведения Союзного государства» Договора от 8 декабря 1999 года.

Предлагаются две модели для осуществления такого процесса.

Модель 1

В целях придания большей динамики в развитии Союзного государства до принятия Конституционного Акта или Конституции Союзного государства в течение 2005 года осуществить следующие мероприятия.

1. Разработать и утвердить указами Президентов Беларуси и России полномочия, перечень обязанностей, порядок назначения (отзыва) президента Союзного государства до июня 2005 года.

2. То же по должности премьер-министра Союзного государства.

3. Разработать и утвердить указами Президентов Беларуси и России положение о Сенате, членах, способе его формирования и полномочиях Сената – до июля 2005 года.

4. Предусмотреть возможность, если это необходимо, обсуждения проектов указов в Совете Федерации России и верхней палате Парламента Беларуси.

5. После выпуска вышеупомянутых указов внести в Государственную Думу Российской Федерации и Парламент Республики Беларусь проекты законов государств – участников Союзного государства на период до вступления в законную силу Конституционного Акта или Конституции Союзного государства. После утверждения их в парламентах России и Беларуси подписать их президентами Беларуси и России в срок до августа 2005 года.

6. Согласно принятым документам:

– провести формирование Сената Союзного государства в сентябре 2005 года,

– провести избрание президента Союзного государства – в ноябре 2005 года,

– провести избрание премьер-министра Союзного государства.

7. Установить, что вступление в должность президента и премьер-министра Союзного государства происходит в последний вторник последней недели года избрания президента Союзного государства.

Модель 2

1. В основе модели 2 корпоратизм – великая славянская идея обустройства общества, которая, с одной стороны, корнями уходит в глубь российской истории, а с другой, во многом определяет современное направление общественного развития многих развитых стран и народов.

Корпоративный путь развития, объединяющая идея развития общества - самостоятельная общественно-экономическая формация, которая издревле формировалась на российском пространстве. История свидетельствует: как только Россия сворачивала с этого магистрального пути, она неизменно попадала в зону опасностей и бед.

2. Модель 2 более отвечает духу и истории российской соборности в управлении государством в сочетании с авторитетностью избранного руководителя.

3. В модели 2 управление Союзом, с одной стороны, менее конфликтное по порядку его формирования, с другой, учитывает многонациональность, многоконфессиальность и национальные образования Российской Федерации.

4. В модели 2 просматриваются механизмы снятия противоречий при объединении унитарного государства с государством, имеющим федеративное устройство.

5. В модели 2 включается механизм установления договорных отношений граждан, муниципальных и региональных властей с "руководящим центром" на экономической, социальной и духовной основах жизни общества.

6. Опыт выхода из кризиса Германии, Японии, Южной Кореи, опыт объединения современной Европы демонстрирует успешную реализацию основных технологий и принципов корпоратизма. Этот опыт может явиться прямым продолжением успешности проведения административных и геополитических реформ, проводимых в настоящее время в России с выходом на создание в первую очередь Союзного государства и, кроме того, возможным созданием в перспективе нового Союза государств, стремящихся к дальнейшему объединению.

Разумеется, представленные две модели не претендуют на истину в последней инстанции, а скорее указывают на один из возможных путей, с помощью которого можно реализовать процесс создания и функционирования Союзного государства. На наш взгляд, в таком случае президенты Беларуси и России получат постоянного партнера в лице президента Союзного государства, который будет в полной мере отвечать за него, в отличие от факультативности нынешнего управления Союзным государством. Более того, президент и премьер-министр Союзного государства смогут обеспечить не только общий бюджет Союзного государства за счет вносов Беларуси и России, но и приток заработанных средств в союзный бюджет от деятельности Союзного государства и привлекаемых инвестиций.

И тут необходимо вернуться к главной теме нашего сегодняшнего разговора – необходимости принятия Конституционного Акта. Важнейшей задачей созданных управленческих структур станет именно подготовка и принятие Конституционного Акта – на переходный период, а в перспективе – Конституции Союзного государства. Известно, законы принимают для блага граждан, но в тоже время крайности в соблюдении законности могут привести к прямо противоположным результатам. Вот почему попытки вначале создать главные законы нового государства, не окунувшись во все его дела, не ощутив его как живую развивающуюся общественно-экономическую систему, могут привести к сильному торможению процесса. И, напротив, созданные с учетом использования опыта законы позволят обществу полагаться на них, понимать их положения. И именно так можно добиться согласия.

Автора этих строк могут упрекнуть: предлагаемый способ более похож на революционный, нежели на демократический. Как могут два демократических социально-правовых государства пойти на такой путь при создании ими Союзного государства? Утверждаю: идея создания Союзного государства действительно революционна, а предлагаемый путь ее реализации вполне демократический. И вот почему.

Современное демократическое общество – действительно новое, поскольку оно подразумевает широкий круг вопросов, решать которые могут все зрелые люди. У них есть равные права и возможности участвовать в их решении, однако не определен достаточно полно и гибко круг вопросов, которые граждане могут решать. Одновременно государственные, особенно правовые институты демократического государства, очень стары, большинство из них пришло из Средних веков, существенным образом не изменившись. Речь идет не о специфических чертах демократии, системах подсчета голосов или способах представительства, а о тех институтах, которые составляют представительную, исполнительную и судебную власть. Вопросы, как организовать суды и законное право собственности, взаимодействие правовой сферы с хозяйственной, образовательной, культурной сферами, решаются в основном так же, как и много лет назад или с небольшими изменениями, приспособленные к новым реалиям, но не изменениям всей системы государственных и правовых институтов.

Следует учесть и то обстоятельство, что на протяжении двух последних столетий и монархическая Российская империя, и коммунистический Советский Союз, и капиталистическая Российская Федерация, и Беларусь являются объектами внешнего геополитического конфликта, преследующего известные стратегические цели: периферийный капитализм с утратой культурной и политической независимости. Мотивом для этого является противостояние Запада и США в Евразии усилению Китая и Индии. В этом случае контроль над Беларусью и Россией позволил бы Западу превратить оба государства в фактор сдерживания Китая и Индии в Евразии.

И поэтому вполне вероятно осуществление сценария перехвата власти, что мы и наблюдаем в последнее время в постсоветских республиках. Если предположить, что такая кампания может масштабно развернуться к выборам 2006 года (в Беларуси) и 2008 года (в России), то подготовительные кампании начнутся уже в 2005 году. При этом манипуляции массовым сознанием могут привести к внедрению в обществах активного недовольства и, как следствие, неприятия образования Союзного государства, а тогда ожидать положительные результаты референдумов по Конституционному Акту или иным документам вряд ли следует.

Время требует активных действий, такое требование сегодня относится и к подготовке, и принятию Конституционного Акта Союзного государства. Надо всегда помнить: только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Таково мнение московского эксперта. Можно соглашаться с ним, или спорить, однако очевидно одно: появившийся в союзной печати накануне заседания Высшего Госсовета Союзного государства проект не утратил своей значимости и сегодня. Как известно, одним из результатов апрельского ВГС стал прогресс по вопросу разработки Конституционного Акта: внесены изменения в состав российско-белорусской комиссии по подготовке Основного закона Союзного государства, решено более пристально и скрупулезно заниматься его подготовкой. В этой связи рассуждения Льва Могилевского приобретают особый интерес.