Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

11.12.2004

Анализ возможностей экспорта «оранжевой революции» в Беларусь

Как мы уже отмечали, президентские выборы в Украине становятся одним из факторов влияния на процессы, происходящие сегодня на постсоветском пространстве. Это касается и стран Союзного государства. Однако, в отличие от Российской Федерации, чьи политики и политтехнологи ни раз демонстрировали прямую заинтересованность в исходе избирательной кампании в Украине, Беларусь на уровне официальной власти сохранила полный нейтралитет в отношение этих выборов.

Как мы уже отмечали, президентские выборы в Украине становятся одним из факторов влияния на процессы, происходящие сегодня на постсоветском пространстве. Это касается и стран Союзного государства. Однако, в отличие от Российской Федерации, чьи политики и политтехнологи ни раз демонстрировали прямую заинтересованность в исходе избирательной кампании в Украине, Беларусь на уровне официальной власти сохранила полный нейтралитет в отношение этих выборов.

Исходя из этого, влияние украинских выборов на Беларусь можно рассматривать лишь в контексте попыток оппозиции экспортировать дестабилизационные технологии, опробированные в Украине, на белорусское политическое поле. А также с точки зрения экономического влияния украинского кризиса на Беларусь.

Белорусская политическая оппозиция массовые выступления в Украине встретила с пониманием и восторгом. Очевидно, что киевские события противники существующего в Беларуси политического строя и белорусско-российского сближения использовали как полигон для отработки собственных технологий, наработки опыта проведения подобного рода кампаний. Тем более, что, как отмечают многие аналитики, впервые в Украине острый социальный конфликт, акция гражданского неповиновения проходит столь организованно.

При этом белорусские оппозиционеры в меру собственных сил и способностей пытались содействовать победе на украинских выборах кандидатуры В.Ющенко.

Технологическое содействие выразилось путем широкого тенденциозного (сугубо с проющенковских позиций) освещения хода украинской избирательной кампании в собственных интернет- и печатных ресурсах, а также в эфире оппозиционных радиостанций, вещающих на Беларусь (Белорусская служба “Радио Свобода” и “Радио Рацыя”). При этом один из основных интернет-ресурсов белорусской оппозиции – портал “Хартия-97” -- на протяжении нескольких месяцев осуществлял реализацию информационного проекта “Так!”, предоставляя до 80 процентов своей площади новостям из Украины и симптоматично заменив цвета оформительской графики на оранжевый.

При этом активно транслировались мнения зарубежных экспертов, укладывающиеся в проющенковскую информационную линию. В частности, оппозиционные информресурсы активно транслировали заявление американского политолога Збигнева Бжезинского о том, что “украинская революция” перекинется вскоре в Россию, Беларусь, Молдову и бывшие советские республики Закавказья и Средней Азии. З.Бжезинский утверждал при этом, что нынешняя ситуация в Украине, которая “находится в решающей фазе постимперской консолидации”, имеет только два выхода. Это либо реставрация империи и диктатуры, либо трансформация в демократическое общество.

Организационная поддержка выражалась путем непосредственного участия ряда представителей белорусской оппозиции в массовых выступлениях на улицах Киева. Подобное поведение стало своеобразным “ответным жестом” -- во второй половине 90-х гг. боевики радикального объединения УНА-УНСО чинили дебош на улицах Минска, содействуя белорусской оппозиции в организации уличных беспорядков в белорусской столице.

Помимо участия в уличных акциях в Киеве представители белорусской оппозиции спровоцировали 2 декабря 2004 года митинг протеста у белорусского посольства в Киеве. Участники белорусско-украинской совместной акции протестовали против действий “белорусской власти, которая еще до оглашения официальных результатов президентских выборов признала победу Виктора Януковича”.

Политико-психологическое содействие выражалось в попытках сформировать на Западе общее негативное мнение по поводу избирательных кампаний в Украине (президентских выборов) и в Беларуси (парламентских выборов и республиканского референдума).

29 ноября представители белорусской оппозиции и сочувствующие ей элементы приняли участие в пикетировании посольства РФ в Брюсселе, требуя от России “прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и Беларуси”. Очевидно, что такие действия обусловлены недовольством оппозиции снижением остроты внимания к “белорусскому вопросу” со стороны западных структур. Это также вновь свидетельствует об антиинтеграционной ориентации оппонентов официального Минска.

Определенным успехом подобных попыток можно считать, пожалуй, лишь заявление председателя Европейского парламента Хосе Бореля перед Сеймом Республики Польша о том, что страны ЕС должны обращать свой взгляд на Восток и на вероятных новых членов Евросоюза -- Украину и Беларусь: “Украина и Беларусь являются частью этого пространства, относительно них мы должны будем принять решение. Или они станут частью Евросоюза, или останутся под российским влиянием”.

Примерно в то же время стало известно, что санкции, подобные тем, что Евросоюз ввел против белорусских властей (о “невъездном” статусе ряда госслужащих), угрожают и Украине. Официальный представитель госдепартамента США Адам Арлей призвал украинские власти “быть приверженными принципам демократии и соблюдению прав человека и покончить с махинациями”, угрожая в противном случае сокращением экономической и военной помощи, а лицам, причастным к выборным махинациям, -- замораживанием личных банковских счетов и невыдачей въездных виз.

Однако такого рода заявления свидетельствуют скорее о демонстрируемых Польшей и США претензиях на роль восточноевропейского лидера и геополитического патрона соответственно, нежели о реальных успехах внешнеполитической стратегии белорусской оппозицией.

Сегодня очевидно, что сильная структура власти в Республике Беларусь не дает предпосылок для дестабилизации ситуации в стране по украинскому (равно как и по любому иному) сценарию. Мы уже отмечали ранее комплексные меры, предпринимаемые официальным Минском по предотвращению появления в стране предпосылок для появления дестабилизирующих общество факторов – массовых протесов, акций неповиновения, террористических проявлений.

Укреплению системы белорусской власти способствуют и последние кадровые изменения в высшем эшелоне государственного управления. Белорусские аналитики – как государственные, так и оппозиционные -- признают назначение В.Шеймана Главой Администрации Президента Беларуси как ключевой элемент в программе мер по повышению эффективности работы системы государственного управления. Тем более, что А.Лукашенко при представлении нового Главы своей Администрации на этом и акцентировал внимание: “Президенту нужен сильный политический штаб, а стране – сильная власть”.

Кроме того, в Беларуси в ближайшее время по поручению Президента Александра Лукашенко будет создан специализированный орган противодействия коррупции. Сегодня рассматривается вопрос формирования оперативно-следственной инспекции с широкими полномочиями, которая будет контролировать ситуацию во всех структурах и на всех уровнях государственной власти.

Политическая и организационная слабость внутренних противников существующего в Беларуси строя, отсутствие дееспособной стратегии действий также подтверждает прогноз о том, что белорусская оппозиция не в состоянии сегодня оказать решающего влияния на политическую ситуацию в стране. Таким образом, практическое деструктивное влияние украинских событий на Беларусь совершенно исключено.

Экономически украинские события также не могут оказать решающего влияния на Республику Беларусь. Хотя, за первое полугодие 2004 года товарооборот между Беларусью и Украиной составил 472 млн. долларов (Беларусь экспортировала в Украину тракторы, сельхозтехнику, грузовые автомобили, продукцию химической промышленности, телевизоры и холодильники; Украина в Беларусь – металлические изделия, кукурузу и растительное масло).

Политический кризис в Украине спровоцировал ухудшение экономической ситуации в этой стране. Украинцы, обеспокоенные политической нестабильностью, стали массово снимать средства со счетов, а также переводить свои сбережения в гривнах в доллары и евро. В результате Национальный банк Украины ввел временные ограничения по продаже наличной и безналичной валюты, запретил досрочные выплаты по депозитам и ввел определенные ограничения по снятию средств со счетов.

Кроме того, СМИ неоднократно сообщали о потерях украинской экономики и о бюджетных потерях. Как заявил в начале декабря министр финансов Украины Николай Азаров, в связи с возникшим кризисом украинский бюджет потерял около 600 млн. гривен – 113 млн. долларов.

Тем не менее, по мнению белорусских независимых экспертов, ухудшение экономической ситуации в Украине вряд ли серьезно отразится на экономике Беларуси. Комментируя нынешнюю экономическую ситуацию в Украине, председатель белорусского Союза предпринимателей Александр Потупа выразил в печати сомнение, что ухудшение экономической ситуации в Украине сильно отразится на белорусской экономике. Аналогичного мнения придерживается и экономист Ярослав Романчук: “Потенциал украинского рынка для белорусских экспортеров на сегодняшний день относительно невелик. Поэтому вряд ли ситуация существенно отразится на белорусском реальном секторе”. По его мнению, маловероятно, что будут сорваны контракты по импорту товаров из Украины. Однако даже если это и произойдет, то белорусская сторона сможет делать закупки в других соседних странах — в России, Литве или Польше.

Способствует невосприимчивости белоруской экономики к украинским событиям и тот факт, что Беларусь не получает значительного объема инвестиций и кредитных ресурсов из Украины, а значит, в этом смысле белорусская экономика не пострадает. Кроме того, в Украине сегодня есть ресурсы для стабилизации экономической ситуации. Рост ВВП в Украине предполагался на уровне 13%. И даже если произойдет его значительная корректировка и он снизится, скажем, до 7%, этого будет достаточно, чтобы решить внутренние проблемы.

Однако даже в точках потенциальной восприимчивости Беларусь неуязвима от негативного влияния украинского кризиса, поскольку своевременно предпринимает необходимые превентивные меры. К примеру, Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ) временно приостановила проведение торгов по украинской гривне. Торги приостановлены по распоряжению Нацбанка Беларуси в связи со сложившейся ситуацией на валютном рынке Украины.

Это решение продиктовано стремлением предупредить риски, связанные с возможным непрохождением платежей в Украину. И сделано это превентивно: пока белорусские банки не отмечают непрохождения платежей в Украину. Да и в целом на долю украинской гривны приходится крайне незначительный (менее 1%) удельный вес в общем объеме валютных торгов на БВФБ. Кроме того, белорусские экспортеры пока не ощутили каких-либо проблем в работе со своими украинскими контрагентами. Аналогично и импорт из Украины проводится без каких-либо трудностей, отмечал белорусский МИД в середине декабря. Во внешнеполитическое ведомство Беларуси также не поступало и сведений о трудностях в работе размещенных на Украине сборочных производств белорусских тракторов, грузовой автотехники, троллейбусов, телевизоров.

Между тем, для союзного госстроительства влияние украинских выборов на Беларусь все же существует – и оно видится довольно деструктивным. Ряд белорусских политологов склоняются к мнению, что для официального Минска более выгодной является победа В.Ющенко, а для оппозиции предпочтительней приход к власти В.Януковича. “Если побеждает нынешний киевский премьер, то Украина окончательно вытесняет Беларусь с места главного партнера и союзника России, -- приводит общую мысль аналитик В.Карбалевич. -- Роль и влияние Лукашенко в политике Москвы уменьшается, сокращается и его поддержка. Если же побеждает  Ющенко, то создание Единого экономического пространства в рамках России, Беларуси, Казахстана и Украины окажется под угрозой. И по-прежнему самым успешным интеграционным проектом останется Союз Беларуси и России”.

Однако, заключение о приемлемости победы В.Ющенко для белорусско-российской интеграции видится поверхностным и поспешным. Дело в том, что такая победа автоматически дискредитирует способность российского руководства и политтехнологов эффективно отстаивать собственные геополитические интересы, придаст морально-психологический стимул активности национально и прозападно ориентированных политических сил в Беларуси, усилит антироссийскую риторику с их стороны, что вызовет дальнейшее снижение общественной поддержки интеграционных процессов.

Кроме того, в этом случае Украина с высокой долей вероятности станет геополитической ареной Запада, используемой в том числе и для прессинга неприемлемых для стран ЕС и США интеграционных моделей на постсоветском пространстве. Косвенно это подтвердил видный украинский политолог А.Гриценко: “Белорусы -- наши соседи… Думаю, что при Ющенко мы будем дружески взаимодействовать -- с учетом результатов референдума и выборов, и адекватно реагировать на происходящие там процессы… Беларусь -- это, с одной стороны, проблема, поскольку там наблюдается консервация азиатских ценностей. С другой стороны, у страны есть возможность сделать прорыв и расширить по-настоящему постсоветское пространство”.

Резюме

Украинские президентские выборы и спровоцированный ими политико-экономический кризис в Украине не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезное политическое или экономическое влияние на ситуацию в Республике Беларусь.

Однако определенные изменения геополитических ориентиров в регионе эта политическая кампания спровоцировать может. На это указывает целый ряд обстоятельств, изложенных в настоящем и предыдущем докладах.

Для Союзного государства и процесса его строительства такие изменения могут иметь крайне нежелательный эффект. Мы уже отмечали, что в сложившихся условиях в ближайшее время Украина может быть втянута в долгосрочный геополитический сценарий по дезинтеграции постсоветского пространства. В этой ситуации союзный процесс, его темпы и качество будут во многом определяться позицией российской стороны. А именно – политической волей Кремля на выполнение достигнутых союзных договоренностей.