Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Четыре часа, пролетевшие словно миг

Известно, заседательская реальность мила далеко не каждому журналисту. Иной раз всего-то час на совещании воспринимается бесконечным. Это когда ораторы, пусть даже и по долгу службы, но пространно и тягомотно вещают в общем-то об очевидных либо мало интересующих аудиторию вещах. Но, согласно известному изречению, не бывает правил без исключений. В очередной раз эта прописная истина торжествовала в минувшую пятницу в городе Минске на пресс-конференции Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в присутствии доброй сотни работников российских СМИ — участников очередного пресс-тура по стране.

Известно, заседательская реальность мила далеко не каждому журналисту. Иной раз всего-то час на совещании воспринимается бесконечным. Это когда ораторы, пусть даже и по долгу службы, но пространно и тягомотно вещают в общем-то об очевидных либо мало интересующих аудиторию вещах. Но, согласно известному изречению, не бывает правил без исключений. В очередной раз эта прописная истина торжествовала в минувшую пятницу в городе Минске на пресс-конференции Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в присутствии доброй сотни работников российских СМИ — участников очередного пресс-тура по стране.

На сей раз его маршрут пролегал по Гомельской области, где журналистскую братию доставляли на промышленные предприятия (в частности, на знаменитый в СССР «Гомсельмаш», на Белорусский металлургический завод в Жлобине), возили в агрогородки и совхозы, призванные демонстрировать преимущества коллективного сельхозтруда, в Полесский радиационно- экологический заповедник, расположенный в считанных километрах от Чернобыля. Этот перечень объектов, заслуживающих отдельных публикаций, можно продолжить.

На пресс-конференцию журналисты прибыли переполненными впечатлениями от увиденного и услышанного. Так вот, она продолжалась целых четыре часа, и, думается, ее участники времени не замечали. Потому что белорусский президент не позволял им скучать. Он не ограничивался ответами на вопросы, охотно высказывал свои мысли по поводу той или иной проблемы, причем, что особенно подкупало, говорил достаточно откровенно, не очень-то сдерживая себя догмами дипломатии, с юмором, образными сравнениями. Александр Григорьевич, как мы привыкли видеть на телеэкранах, излучал уверенность и оптимизм.

Кризиса в Белоруссии нет

А.Лукашенко был предельно краток во вступительном слове. Он упомянул о дефиците в России правильной информации о Белоруссии, призвал собравшихся, а это были представители множества регионов от Калининграда до Хабаровска и Якутска, восполнить такой дефицит.

—?Я смотрю ваши основные телеканалы, читаю газеты и порой поражаюсь, как можно исказить происходящее в Беларуси,?— заметил Александр Григорьевич.?— Да, у нас есть проблемы, мы не скрываем их, а решаем. Подобных проблем хватает и в ваших регионах. Как бы о нас ни писали, что в нашей стране живут, мол, ужасные люди, вы увидели, что они нормальные, со своими проблемами.

Президент, развивая свою мысль, упомянул о дефиците валюты в обоих государствах. Только богатая Россия, по его словам, тратит ежедневно два миллиарда долларов на поддержание курса национального рубля, а бедная Беларусь не может себе позволить такого.

—Но ситуация стабилизировалась, к концу года мы забудем об этой проблеме,?— заявил А.Лукашенко.?— Что хотите от меня узнать, спрашивайте, я вам буду говорить, как всегда, искренне и откровенно. Чтобы не тратить попусту время, давайте перейдем к конкретным вопросам.

Вот так динамично началась пресс-конференция.

В первом же вопросе прозвучало слово «кризис». Молодая радиожурналистка из Костромы (кстати, моя ближайшая соседка по столу, почему-то выразившая уверенность, что ей позволят спросить прежде других) поинтересовалась о путях выхода из экономического кризиса, на что глава государства возразил:

— Кризиса у нас я не вижу. Кризис — это когда люди не работают и нет зарплаты.

В обоснование столь оригинальной точки зрения Александр Григорьевич привел несколько показателей. В нынешнем году валовой внутренний продукт в стране вырос на 10 процентов. Причем это достигнуто не торговлей нефтью и природным газом, а за счет успехов в производственной сфере, прежде всего в машиностроении и сельском хозяйстве. По темпам прироста ВВП Беларусь вдвое превысила уровень СССР, а в мире такого добивается сейчас еще разве что Китай.

—У нас страшный дефицит рабочей силы, ? — продолжал А.Лукашенко. ? — Вот слышишь: «Инвестиции, инвестиции, чтобы создавать новые рабочие места». В Беларуси так не говорят. У нас у проходной заводов можно прочитать объявления: «Требуются, требуются люди».

Намек, конечно, куда как прозрачен. В высказываниях президента не раз проскальзывали подобного рода сравнения с происходящим в современной России. Что же касается, казалось бы, куда как тревожного факта девальвации белорусского рубля, то Александр Григорьевич прокомментировал, что от этого пострадали в первую очередь так называемые челноки, заполоняющие страну, по терминологии белорусского лидера, всяким хламом. К нему он причислил, в частности, подержанные иномарки, приобретая которые, население спровоцировало отток из страны примерно трех миллиардов долларов. Кстати, существенный вклад в девальвацию, по мнению президента, внесли и российские СМИ, разогревавшие слухи об обесценивании белорусской валюты. Опять же до боли знакомый упрек в адрес журналистов.

Как бы то ни было, дела в экономике, если послушать А.Лукашенко, вовсе не безнадежны. Белоруссия остается сборочным цехом России. Белорусская экономика, покупая комплектующие, обеспечивает работой российские заводы, на которых трудятся 15 миллионов человек. Будучи вынужденной ужесточить экономическую политику, Белоруссия в последние месяцы стала добиваться положительного сальдо во внешней торговле. В июле нынешнего года оно впервые за последние семь — восемь лет достигнуто и составило 380 миллионов долларов. А в прошлом году этот показатель был отрицательным, равняясь 14 процентам от ВВП.

А.Лукашенко уточнил, что, прибавляя в производстве, республика практически не увеличила расход энергоресурсов. ВВП вырос в два с лишним раза, тогда как их затрачено больше лишь на 10 процентов.

Навеки вместе

В ходе пресс-конференции высказывалось немало упреков в адрес России, тем не менее Президент Беларуси постоянно подчеркивал, что обе страны обречены навеки быть вместе. Он неоднократно ссылался на статью Владимира Путина, напечатанную в газете «Известия», которая нацеливает на создание единого экономического пространства на территории бывшего СССР.?Александр Григорьевич двумя руками за это. Он поведал о том, как зарождалась такая идея в узком кругу государственных лидеров. По словам А.?Лукашенко, впервые о ней обмолвился Владимир Путин в неофициальной обстановке, образно говоря, на кухне.

Разумеется, прозвучал вопрос и о личных отношениях с российским премьером, на что белорусский президент категорично заявил, что у него нет никакого желания рассуждать на эту тему, и добавил в таком духе, что вопреки тиражируемому в некоторых СМИ утверждению у А.?Лукашенко вовсе не скверный характер, а он отвечает за конкретную страну. Так и говорил о себе в третьем лице.

Много произносилось слов о перспективах Союзного государства, а когда зашла речь о его госсекретаре, бывшем якутянине Павле Бородине, Александр Григорьевич, создалось впечатление, раньше положенного срока озвучил кабинетную тайну. Нет, напрямую он не заявил о скорой отставке П.Бородина, но по последовавшей в ответ на предсказание «Московского комсомольца» словесной тираде вполне можно судить о вероятности этого. Белорусский лидер не скупился на похвалу в адрес Павла Павловича, в частности, заметив:

—Он не такой простой человек, как кто-то думает. Это очень опытный политик, очень грамотный. Рассказывая анекдот, он прощупывает собеседника… И не надо пеплом голову посыпать, думая, будто Бородину не найдется работы… Если надо, то дадим ему дипломатический паспорт, чтобы он был свободен в своих перемещениях… К нему очень хорошо относятся в Белоруссии и в России тоже… Российская Федерация рекомендует другого человека на эту должность, это ее право…

Всякие вопросы звучали на пресс-конференции. В большинстве своем они были, если допустимо так выразиться, достаточно вежливыми к белорусскому лидеру. Но вот представитель питерской телекомпании «СТО-TV» поинтересовался о судьбе задержанного накануне в Минске социолога Олега Манаева. Наверняка почти всем региональным журналистам это имя ничего не говорило. Александр Григорьевич с удивлением воспринял такое сообщение, обмолвился, что не ведает об аресте этого господина, поручил подчиненным навести справки и доложить. Правда, далее президент признал, что слышал-таки о задержанном социологе, и дал ему крайне негативную оценку. Живет в Литве, приехал в Минск на мероприятие в польском посольстве по поводу опроса о популярности А.Лукашенко у народа.

По данным задержанного, рейтинг белорусского лидера после недавнего ажиотажа в обменных пунктах, мол, снизился до 20 процентов. На этот счет Александр Григорьевич разразился гневными словами в адрес социологов, заявив, что при желании можно зафиксировать какой угодно рейтинг. Получилась весьма обстоятельная отповедь несогласным с действиями нынешнего главы государства. Этих людей он именовал даже не оппозицией, а бандитами. Подразумевались арестованные во время акций после выборов президента.

— Когда проходили у нас выборы, все вражье прибыло в Беларусь, ? — эмоционально, но ровным голосом, утверждал Александр Григорьевич. По его словам, провели выборы, соблюдая все стандарты Запада. Однако в ответ все равно оттуда не утихают упреки, что А.Лукашенко — диктатор.

— Я не заигрываю с Западом и никогда не буду ни с кем сотрудничать в ущерб отношениям с Российской Федерацией, ? — решительно заявил президент.

В конце концов, он даже поблагодарил журналиста, давшего повод высказаться столь пространно об оппозиционерах. Кстати, через некоторое время Александр Григорьевич обнародовал расследование своих помощников о Манаеве. Оказывается, того задержали во время облавы на торговцев наркотиками. Через два часа отпустили. Вот так, направлялся социолог из Литвы в польское посольство, а угодил в каталажку по подозрению в причастности к сбыту наркотиков…

* * *

В газетной публикации не охватить всего, чем удивил региональных журналистов из России белорусский президент. Он, в частности, поведал им, что собирается прожить не менее 90 лет. Это по поводу слухов о будто бы пошатнувшемся его здоровье. Александр Григорьевич предложил сомневающимся обрядиться в хоккейные доспехи и выйти с клюшкой против него на ледяное поле.

Еще А. Лукашенко не уважает Интернет, назвал его уникальной мусоркой, куда, мол, что только ни сваливают, правда, признал, что без него в современном мире уже не обойтись. Президент гораздо выше ценит книги, хотя уточнил, что не очень-то жалует современных писателей.

Александр Григорьевич уверен, что не женское это дело быть президентом страны, а вот, например, в парламенте представительницы прекрасного пола могут быть полезнее многих мужчин. Потому почти треть белорусских депутатов –– женщины.

Неведомы главе государства страхи перед радиацией. По его словам, он постоянно отдыхает с семьей в Полесье, откуда вообще-то рукой подать до Чернобыля…

По-разному можно относиться к суждениям Президента Республики Беларусь, но пресс-конференция с ним, несомненно, надолго запомнится ее участникам.

Газета «Якутия»