Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

«Северный поток» и «Южный поток» не решат проблем «Газпрома»

Аналитический материал под таким заголовкам разместил на своем интернет-портале польский правительственный Центр восточных исследований.

Аналитический материал под таким заголовкам разместил на своем интернет-портале польский правительственный Центр восточных исследований.

Польские аналитики напоминают, что решимость России в стремлении реализовать очень дорогие проекты по строительству двух подводных газопроводов объясняется двумя причинами : решением проблемы экспортной зависимости «Газпрома» от транзитных государств (Украины, Беларуси и Польши) и увеличением экспорта газа в Европу.

Однако шансы достижения обеих этих целей находятся под знаком вопроса. Во-первых, новые газопроводы вероятнее всего не обеспечат увеличения экспорта российского газа в Европу ввиду барьера спроса. Прогнозы роста продаж газа на старом континенте далеко не оптимистичны. Во-вторых, фактические способности перекачки газа через «Северный поток» и «Южный поток» не заменили бы полностью транзит через Украину, которая еще на много лет останется важным звеном в системе экспорта российского сырья в Европ у .

Аналитики называют эти газопроводы элементами-близнецами стратегии российского газового монополиста. Новые газовые магистрали должны окружить Центральную и Восточную Европу с севера, через Балтику («Северный поток») и с юга, через Черное море («Южный поток») и сделать возможной транспортировку газа из России непосредственно получателям в Европе, обходя или ограничивая роль нынешних транзитных государств. «Северный поток» предусматривает не только диверсификацию путей экспорта голубого топлива, но и открывает «Газпрому» вход на новые рынки в Европе, так как добыча газа в Северном море падает и его нынешние экспортеры – Дания, Голландия и Великобритания становятся импортерами. Проект предусматривает строительство двух веток газопровода общей пропускной способностью 55 млрд. кубических метров. Срок запуска первой ветки запланирован на 2011 год, второй – на 2012.

Значительно меньше продвинутый «Южный поток» является реакцией на проект ЕС «Набукко». Этот газопровод общей пропускной способностью 63 млрд. кубометров имеет целью соединить Россию через Черное море и Болгарию с Центральной Европой (северная ветка через Сербию, Словению до Австрии) и с Южной Европой (южная ветка до Греции и Италии). Проект не предусматривает вхождения «Газпрома» на новые рынки, а только возможное увеличение поставок. Согласно последним планам этот газопровод должен быть пущен в 2015 году.

Однако польские аналитики подвергают сомнению очевидность выгоды, связанной со строительством обоих «потоков», отмечая внутренние и внешние обусловленности, влияющие на результативность проектов.

Внутренние обусловленности

Первая из них – сырьевая база для газопроводов, которая находится под знаком вопроса. В меньшей степени эта проблема касается «Северного потока».

Большим неизвестным является сырьевая база для «Южного потока».

Вторая внутренняя обусловленность – сам российский рынок с условным потенциалом роста. Долгосрочные экспортные способности российского газового сектора многие годы не были оптимистичными, прежде всего ввиду стагнации добычи в Российской Федерации и быстро растущего внутреннего потребление. С 1999 года добыча сырья «Газпромом» почти не растет. Падение спроса вынудило «Газпром» даже сократить добычу на 14–15 %.

«Газпром» на протяжении многих лет имеет проблемы с удержанием ее на уровне, который при нормальной конъюнктуре позволил бы ему справиться с поставками на отечественный рынок и экспортными обязательствами.

Внутреннее потребление по-прежнему представляет собой доминирующую позицию в газовом балансе Российской Федерации (более 50 %), что при нормальной конъюнктуре ограничивает экспортные возможности «Газпрома».

Внешние обусловленности

Первая из них – падение потребления на европейском газовом рынке.

Другая внешняя обусловленность связана с технологическим переломом в эксплуатации газоносных сланцев в Северной Америке, который стал причиной сокращения импорта сжиженного природного газа (СПГ) в США. Одновременно в 2009 году производство СПГ достигло очередного рекорда, и его доля в международной торговле газом (также в связи с последствиями кризиса и удешевлением СПГ) составила 29 %. Резкое падение американского импорта СПГ вызвало неожиданный рост предложения этого горючего в Европе и падение цены газа на других рынках. По мнению экспертов MЭА, к 2015 году на газовом рынке ЕС предложение превысит спрос и появится конкуренция между поставщиками.

Следующая внешняя обусловленность заключается в н изкой конкурентоспособности в ЕС российского газа. Он сейчас – самый дорогой на европейском рынке .

Для России диверсификация маршрутов поставок газа в Европу очень важна. Сама физическая возможность значительного или хотя бы частичного исключения транзитных государств, которые черпают доходы из транзита газа в Европу, была бы сильным козырем Москвы в сношениях с Киевом и Минском.

Однако для «Газпрома» – газового монополиста – выгода не является очевидной. С одной стороны, осуществление обоих проектов могло бы стать серьезным инфраструктурным закреплением концерна в Европе и обеспечением ему в длительной перспективе возможности значительного увеличения экспорта газа. Но, с другой стороны, очередные маршруты, ведущие в Европу, еще больше поставили бы Россию и ее газовую монополию в зависимость от европейского рынка – единственного пока что получателя российского газа. Вместе с тем даже два газопровода – «Северный поток» и «Южный поток» – не освободили бы полностью экспорт российского газа от транзитной зависимости от Украины.