Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

28.10.2021

Автор: Александр Аннин

Фото: Александр Аннин

Президент некоммерческого Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ: «Беларусь богата молодыми дарованиями в поэзии и прозе»

Вернется ли современная молодежь Союзного государства к чтению художественной литературы? И если да, то в каком формате – бумажном, цифровом? О сегодняшних трендах в молодежной читательской (да и писательской) среде  рассуждает президент некоммерческого Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП), председатель Союза писателей Москвы Сергей Филатов.

Фото: Сергей Филатов

Беседует  Александр Аннин. 

– Сергей Александрович, скажите, чтение художественной литературы – это привычка? Необходимость? Или потребность, жажда познания неизведанного? А может, не что иное, как увлечение, обусловленное той или иной эпохой?

– Собственно, вы в своем вопросе обозначили все те побудительные мотивации, которые определяют интерес общества к книге, к словесности вообще. Если говорить о молодежи России и Беларуси, то в этой среде, как и во всем мировом сообществе, интерес к чтению книг в XXI веке упал катастрофически. В Союзном государстве, безусловно, падение спроса на художественную литературу – негативный результат перемен, произошедших в 90-е годы. Стремление юношей и девушек к самореализации, к карьерному росту, к постоянному живому общению со сверстниками заметно убавило в них тягу к чтению. Понимаете, книга ведь читается в одиночестве, а оно сегодня неприемлемо для молодых. Для большинства молодых людей, скажем так. Ну, а толстая, сложная по замыслу книга, к тому же, требует долгого и вдумчивого чтения. На это у нового поколения часто нет ни времени, ни желания. Клиповое мышление – не выдумка, не красивый эпитет. Это реальность. Причем, увы, довольно грустная, на мой взгляд.

– Значит, вы считаете, что, говоря прагматическим языком, потребление серьезной литературы необходимо каким-то образом вернуть в молодежные массы?

– Да, в этом – одна из задач современного общества. И – задача нашего некоммерческого Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП). Его основная направленность – поддержка молодых писателей России, Беларуси и ряда стран СНГ.

– Позвольте, мы же говорим о читателях, а не о писателях…

– Это взаимосвязанные сообщества. Развивая молодежную писательскую среду, мы, как следствие, формируем и читательский контент, вовлекаем в чтение книг все новых юношей и девушек. Им интереснее читать прозу и поэзию своих сверстников, выходцев из молодежной среды. У каждого молодого автора есть свое сообщество в интернете, оно растет в зависимости от литературного уровня публикуемых произведений. А затем в читательском окружении молодого поэта или прозаика неизбежно пробуждается интерес к чтению вообще, в том числе – классической мировой литературы.

– А что сподвигло вас посвятить свою деятельность новому поколению литераторов Союзного государства?  

– Еще в начале века ко мне обратилась за поддержкой группа молодых писателей. Можно сказать, «под них» и создан возглавляемый мною ныне Фонд СЭИП. Его целеполаганием было просвещение молодежи – создание дискуссионных клубов, проведение фестивалей творческой молодежи, мастер-классов. Сначала в России, со временем – в разных городах Союзного государства и некоторых стран СНГ. Мы приглашаем в основном молодых писателей, композиторов, начинающих режиссеров. По большей части – словесников. Дело в том, что я в своей жизни всегда был близок к литературным кругам, еще до того, как стал председателем Союза писателей Москвы. И мы как-то в разговоре с Владимиром Викторовичем Григорьевым, заместителем руководителя Роспечати, задались вопросом: что у нас происходит с молодыми авторами? И оказалось, что молодыми писателями и поэтами вплотную никто не занимается вообще. И я сказал Владимиру Викторовичу, что готов взять на себя, можно сказать, опеку над начинающими писателями Союзного государства. При условии, если к этому подключатся литературные журналы всех направлений – и патриотического, консервативного (в хорошем смысле слова), и либерального. К первым, на мой взгляд, можно отнести журналы «Москва», «Наш современник», некоторые другие. Ко вторым – «Октябрь», «Знамя», «Звезда», «Вопросы литературы». И довольно неожиданно для меня все главные редакторы толстых журналов откликнулись на эту инициативу.

– Чем хороши эти журналы в плане работы с молодыми авторами?

– В первую очередь – своими высокопрофессиональными сотрудниками, талантливыми редакторами прозы и поэзии, у которых есть чему поучиться начинающим литераторам. На проводимых нами форумах молодых писателей каждый журнал взял себе определенный мастер-класс, вести его стали писатели, публикующиеся в этих журналах, главные редактора. Семинары и мастер-классы ведут Сергей Чупринин («Знамя»), Ирина Барметова («Октябрь»), писатель Евгений Попов, лауреат премии «Большая книга». Мы командировали главных редакторов журналов в регионы для встреч с молодыми авторами, в том числе – в Беларусь. Они отбирали наиболее удачные рукописи начинающих авторов для дальнейшей публикации, формировали, выражаясь советской терминологией, «молодежный актив».

– Этот актив – величина постоянная?

– Нет, конечно, какая-то его часть то и дело обновляется, сообщество растет из года в год. Как это происходит? Мы проводим ежегодный Форум молодых писателей, знаменитые «Липки» – так называется пансионат под Звенигородом, где проходили первые форумы молодых писателей, встречи начинающих прозаиков и поэтов с профессиональными литераторами. 

forum1.JPG

Участники Форума молодых писателей

В нынешнем году, в ноябре, пройдет уже ХХI Форум молодых писателей под Звенигородом. Что представляет собой форум, в литературной молодежной среде именуемый «Липки»? Это, в первую очередь, не обучение ремеслу писателя, а живое общение, создание некой общей литературной среды для молодых авторов и грандов русскоязычной словесности. В последние годы мы неизменно приглашаем авторов в возрасте до 35 лет из Беларуси, Украины, Казахстана, Туркмении и ряда других бывших республик СССР. Несколько авторов, прошедших конкурсный отбор, – белорусы. Вообще, Беларусь богата молодыми дарованиями в поэзии и прозе. Наш фонд рад оказать поддержку таким талантливым литераторам из Синеокой, как поэт и прозаик Евгений Бесчастный, он постоянно участвует в Международном поэтическом фестивале имени Михася Стрельцова «Верши на асфальце» в Минске. Теперь он приедет на наш фестиваль в Звенигороде как прозаик. Еще хочу выделить поэтессу Людмилу Клочко из города Борисова. Она, несмотря на свой юный возраст, уже член Союза писателей Беларуси, частый автор журнала «Нёман», победитель международных поэтических конкурсов. Недавно участвовала в книжном фестивале «Красная площадь». Ждем на фестиваль белорусскую поэтессу Полину Лубнину, сейчас она учится в Санкт-Петербурге, в РГПУ имени Герцена. Ее стихи публиковались в «Новом мире». Будут и другие литераторы из Беларуси.

– Что, по-вашему, смогут почерпнуть для своего дальнейшего творчества молодые авторы, получившие приглашение на форум?

– На проводимых нами форумах молодых писателей мы особое внимание уделяем мастер-классам по литературному русскому языку, цель – поддержание и укрепление его позиций не только в России, но и в Беларуси, и в странах СНГ. Проводит эти мастер-классы Максим Кронгауз, выдающийся советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор РГГУ и НИУ ВШЭ. Также проводит мастер-классы Евгения Басовская, заведующая кафедрой медиаречи РГГУ. Мастер-класс по художественному переводу ведет главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант. Но, повторюсь, главное – это живое общение, обсуждение стихов и прозы участников форума.

– Насколько представительным был конкурс среди молодых авторов, желающих попасть на ФМП?

– В нем приняли участие более четырехсот молодых писателей из 65 регионов России и восьми стран СНГ и зарубежья. На сам форум приглашены 160 участников, прошедших по конкурсу. И, между прочим, среди них – 18 совсем юных авторов, старшеклассников. Если говорить в целом, то за время существования ФМП через него прошли свыше четырех тысяч молодых литераторов из Союзного государства и ряда республик СНГ.

For.JPG

Форум молодых писателей

– Где в следующем году предполагается провести Форум молодых писателей?

- Может быть, и в Минске. Есть такая задумка. У нас давние и добрые традиции взаимодействия с Союзом писателей Беларуси, с Минкультом Беларуси, с Постоянным Комитетом Союзного государства. В 2020 году, в феврале, буквально накануне всей этой вакханалии с коронавирусом, провели в Минске Международный литературный фестиваль с участием писателей из Беларуси, России, Молдовы и Украины, пишущих на русском языке. Параллельно там же проходила XVII –Минская Международная книжная выставка-ярмарка.

– Кто организует Минский фестиваль?

– Наш Фонд СЭИП при поддержке Роспечати. Круглые столы и дискуссионные встречи проводят редакции журналов «Знамя», «Радуга» (Украина), «Русское поле» (Молдова), а также члены Союза писателей Беларуси. Мы в постоянном контакте с секретарем Союза писателей Беларуси Георгием Марчуком. Что касается поддержки начинающих писателей из Синеокой… Хочу сказать, что в период подготовки к проведению в следующем году Форума молодых писателей в Минске мы очень рассчитываем на поддержку и помощь Государственного секретаря Союзного государства России и Беларуси Дмитрия Федоровича Мезенцева. Мы с Дмитрием Федоровичем хорошо знаем друг друга еще с той поры, когда он был губернатором Иркутской области, затем – Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Беларуси. У нас сложились добрые товарищеские отношения.

Дмитрий Федорович – исключительно порядочный, верный своему слову человек. Это личность высокой духовности и культуры, блестяще эрудированный и образованный представитель нашего народа. Я восхищаюсь его личными качествами и уверен, что Дмитрий Федорович имеет внутренний настрой на всемерную поддержку благих начинаний. Он истинный патриот России и Союзного государства, что доказано всей его многолетней деятельностью на самых разных государственных постах.

– Сергей Александрович, вот мы с вами обсуждаем ситуацию с чтением книг в среде нового поколения. А молодые в ответ говорят, что жизнь надо тратить на удовольствия. Что, чтение книг уже не является удовольствием для значительной части молодежи?

– Это временное явление. После распада СССР произошли глобальные события, которые, конечно, повлияли на отношение (причем не только молодежи) к чтению. И люди ждут новых произведений, с новым взглядом на наше прошлое и будущее. Непривычно писателям и отсутствие цензуры, и приобретение независимости, и свободы творчества. Во времена моей молодости не было Интернета, и вообще варианты проведения досуга были скудными. Только чтение, пожалуй, и отвлекало от унылой жизни ту часть юношей и девушек, которая мечтала «о чем-то большем». Ну, отчасти – кино, особенно зарубежное. Сейчас вариантов времяпрепровождения у молодежи – масса. Книга ушла куда-то на второй план. Всеобщее снижение интереса к чтению привело к падению тиражей толстых журналов и книг. А ведь при советской власти литературные журналы имели миллионные тиражи.

– И при этом их было чрезвычайно трудно достать.

– Да, помню, в учреждениях и трудовых коллективах бросали жребий: кому достанется подписка на «Новый мир», «Иностранную литературу», «Москву»… На любой из толстых журналов. Выиграл – ты счастливчик. А в начале нынешнего века журналы имели тиражи 400-500 экземпляров. Теперь они выросли до полутора – двух тысяч. Как в пушкинские времена, когда читали только дворяне, да и то не все.

– А как обстоит дело в Беларуси?

– В Беларуси журналы – государственные. В этом огромный плюс. И тиражи у белорусских журналов довольно высокие, измеряются многими тысячами экземпляров. Такие журналы, как «Нёман», «Младосць», «Полымя», чувствуют себя финансово защищенными. Государственные власти Беларуси целенаправленно финансируют литературные журналы и издательства. Тиражи регулируются в зависимости от спроса. Поэтому можно сделать вывод, что интерес к чтению книг и журналов в Беларуси если и упал, то не столь резко, как в России. Журнал «Нёман», к примеру, имеет тираж почти четыре тысячи экземпляров, что для маленькой страны (девять миллионов человек) – значительная цифра. Сравните с «Новым миром» и его двухтысячным тиражом при почти 150-миллионном населении России.

– А молодежный литературный журнал «Младосць» имеет тираж более двух тысяч, что, наверное, тоже неплохо.

– В общем, в нашей братской стране дела с читательским интересом к литературным журналам и книгам обстоят куда лучше.

– С чем это связано? Почему значительная часть белорусской молодежи по-прежнему, как и в советское время, тянется к чтению художественной литературы? Ведь и там юноши и девушки сидят в гаджетах, общаются в Интернете…

– Возможно, причина отчасти кроется в традициях белорусской культуры, сложившихся на протяжении последних ста лет. Недаром в советское время Минск называли книжной столицей СССР.

– Да, помню поговорку: в Тулу – за пряниками и самоварами, в Курск – за яблоками, а за книгой – в Минск.

– Книжного голода как такового в Белорусской ССР даже в советское время не было. В Центральном книжном магазине Минска можно было запросто купить такие дефицитные для Москвы и Ленинграда книги, как произведения русских и зарубежных классиков, иностранные детективы и приключенческую литературу. В смысле книгоиздания Беларусь была гораздо более прогрессивной республикой, чем РСФСР и другие союзные республики.

– Нынешняя Беларусь остается верна этим традициям советского прошлого?

– У меня после поездок в Беларусь сложилось впечатление, что здесь сызмальства прививают любовь к чтению как к познанию мира, самого себя. И еще один момент. Среди белорусской молодежи очень популярны аудиокниги, и поэтому в Беларуси, да и в России, постоянно растет их выпуск. Как в России, так и в Беларуси читающая молодежь посещает в Интернете журнальные залы, где размещены проза и поэзия, опубликованные в толстых журналах.

– Подытоживая нашу беседу… Как вы думаете, возможно ли такое, что тяга к чтению книг вернется в молодежную среду? Или все так и будет идти по нисходящей?

– Думаю, что востребованность книги вернется в общество. И, как ни странно, именно благодаря Интернету и соцсетям, в которых так много времени проводят сегодняшние юноши и девушки. В молодежной среде многие чувствуют обеднение своего русского языка как языка общения. Оно идет. И, я полагаю, вскоре возникнет ситуация, когда молодые люди, желающие достичь жизненного успеха, ощутят потребность расширить свои познания в русском языке. Он необходим на любом профессиональном поприще. В современном мире и, в частности – в России и Беларуси – резко растет удельный вес интеллигенции, это уже не прослойка, а огромный класс нашего общества. И наступит момент, когда число интеллигентов достигнет некой «критической» массы, в которой возникнет стремление повышать уровень владения русским литературным языком.

В моей жизни был похожий пример, когда произошел культурный переворот в общественном сознании. Это 1957 год, Московский фестиваль молодежи и студентов. К нам приехали парни и девушки со всего мира, и представители советской молодежи с некоторым стыдом поняли, что где-то они отстают в интеллектуальном развитии от своих зарубежных сверстников. Я был тогда секретарем комсомольской организации завода «Серп и Молот», мы принимали в нашем дворце культуры молодежь из Польши и Израиля. И в процессе общения у наших парней и девушек возникло побуждение к самообразованию, к повышению своего IQ. Сегодня, когда в соцсетях юное поколение Союзного государства общается со сверстниками во всем мире, возникает схожая ситуация. Что обсуждают в Интернет-сообществах? Зачастую – фильмы, книги. Так что в этом виртуальном общении я вижу значительный плюс с точки зрения повышения интереса к литературе.

– Что, по-вашему, является мерилом интеллектуального развития?

– Я всегда говорил и говорю: интеллектуальный уровень определяется умением задавать вопросы, вести дискуссию. Ты не сможешь задать интересный вопрос, если ты не готов к интересному ответу на него. И вот фестиваль молодежи и студентов 1957 года такую возможность предоставил, и каждый оценил свой уровень, свой IQ. И многие ужаснулись. Примерно то же самое происходит и на наших форумах молодых писателей. В этом, пожалуй, и заключается смысл общения литературной молодежи: понять, на каком уровне духовного развития ты находишься. Виртуальное общение также выступает мощным подспорьем в этом процессе самопознания.

– Итак, надежда на соцсети. Неожиданный поворот.

– Там, поверьте, и минусов хватает, не надо идеализировать. Молодежь в прямом смысле слова запуталась в соцсетях и выбраться из них сложно. А в сутках по-прежнему 24 часа, времени нет для чтения. К тому же появилась разнообразная кухонная техника, можно сварить-запечь массу разнообразного и вкусного, чего еще не пробовал. И на приготовление еды, как ни парадоксально, с появлением этой хитроумной техники стало уходить больше времени. Это касается не только девушек и женщин, но и парней, мужчин. В соцсетях рассказывают друг другу о новых блюдах, делятся рецептами приготовления.

– А есть ли какая-то особая роль школы в формировании читательского сообщества?

– В последние годы проявились позитивные сдвиги в среднем образовании. Старшеклассники разделяются по гуманитарным и техническим классам для углубленного изучения предметов перед поступлением в профильный вуз. Школяры-гуманитарии получили возможность больше читать серьезную литературу. Технари – техническую. Это самое главное из того, что произошло в школьном образовании в нынешнем веке. Резко повысилась эффективность обучения старшеклассников.