Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

31.08.2020

Автор: Елена ОВЧАРЕНКО, Валерий ЧУМАКОВ

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Беларусь запомнилась в светлых тонах

С регентом хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря, главного хора Русской Православной церкви Никоном ЖИЛОЙ мы встретились в тон-студии Мосфильма на записи нового диска

- Никон Степанович, в припеве известной песни «Марш весёлых ребят» одна строчка поётся сначала как «Нам песня строить и жить помогает». А через пару куплетов - «Нам песня жить и любить помогает». Что, на ваш взгляд, ближе к жизни?

- На самом деле песня помогает человеку во всем - и строить, и жить, и любить. Она сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути. В младенчестве мама поёт колыбельную, затем - в подростковом возрасте, мы приобщаемся к популярной музыке. В период становления личности человек выбирает уже ту музыку, которая ему ближе, по душе. Песенная музыка, которую выбрали мы, доходит до самых глубин человеческой души, она связана непосредственно с жизнью каждого из нас. Песня крестьян в поле, песня бурлаков на Волге, песня солдат на войне – всё это жизнь, некая внутренняя драма. Церковная музыка тоже сопровождает человека на протяжении всей его жизни - от крещения в Храме и до отпевания. Всё православное богослужение так или иначе связано с музыкой, поскольку на состояние души влияют не только слова молитвы, но и её мелодика. Также и народные песни, некоторые эстрадные, романсы, оперные арии, песни из фильмов – они раскрывают внутренний мир человека, выражают его стремление к мечте, рассказывают, о чём он тоскует.

-То есть песня не просто жить помогает, а сама есть жизнь?

- Совершенно верно.

– В эту Пасху вы выступали в Минске, Витебске и других городах Беларуси. Успели увидеть подлинную, глубинную Беларусь?

- Поездка была потрясающей. Без прикрас. Мы увидели многое, что нас по-хорошему поразило и вдохновило. Было бы здорово, если бы в России переняли некоторые славные традиции белорусского городского и сельского быта. Там высокая культура повседневной жизни, хотя бы в плане добросердечного отношения к окружающему миру, к родной архитектуре, к природе. Всё вокруг, где бы мы ни были, очень чисто, опрятно, ухожено, всё работает. У нас в России, особенно в глубинке, к сожалению, этого не хватает.

VEL_9261.JPG

- Раз есть такие заметные отличия в быту, значит, есть и отличия в характере белорусов и россиян?

- Чтобы судить о различиях между людьми, с ними надо долго общаться. Мы же мимолётно контактируем с местным населением, в основном - по каким-то рабочим моментам, поэтому впечатления складываются по большей части из неких внутренних ощущений. Тем не менее, нам очень повезло. Когда мы приезжаем в Беларусь, нас всегда встречают теплом и радушием. Мы видим свет человеческих душ. Поэтому Беларусь запомнилась в очень светлых тонах. И наши пасхальные концерты были встречены с глубокими чувствами благодарности.

- Стадионы собирали?

- Мы на стадионах стараемся не выступать. Любому хору, в том числе – и нашему - достаточно сложно работать на открытых площадках. Нет необходимой акустики. Такие условия предполагают очень серьезную работу звукорежиссёров, да и от участников хора требуется больше мастерства, чем в зале. К тому же до и после нас выступают исполнители с оркестровым сопровождением, и на их фоне возникает риск того, что пение акапелла не произведет должного впечатления. В общем, сложно выступать под открытым небом. Поэтому концерты в концертных залах нам больше подходят. Хотя от выступлений под открытым небом, скажем на фестивалях, мы тоже не отказываемся. Не раз выступали в Витебске на «Славянском базаре» и на открытии фестиваля, и на «Дне Союзного государства». В любых условиях надо выглядеть достойно.

- В вашем хоре поют миряне?

- Да, мы все – миряне. Но мы люди верующие. В церковный хор приходят те, кому близко то, что в нём поётся. Поэтому у нас, как правило, не возникает вопросов: ты верующий или нет? Молиться мы, конечно, не заставляем, человек сам выбирает своё воплощение веры. Но у нас все ребята – православные.

- Но вы же поёте не только в концертных залах, но и непосредственно в стенах Сретенского монастыря?

- В монастыре есть несколько хоровых коллективов. Мы поём в праздничные дни, а также по субботам и воскресеньям. Есть еще семинарский хор, есть народный хор из прихожан и небольшой братский хор, из монахов. Наш нынешний наместник – владыка Амвросий, под руководством которого я начинал петь в хоре Московского Сретенского монастыря.

- Лично для вас хор - это единый организм или собрание разных певчих?

- И то, и то. Это и живой организм, и разные живые люди. Голос зачастую отражает всю внутреннюю сущность человека. Если хорист полностью отдаёт себя пению, переживает то, о чём поёт, это всё отражается на его звучании. Но эффект многократно усиливается, когда все хористы, сливаясь в едином душевном порыве, в едином чувстве, воспроизводят своё душевное состояние и передают его слушателям. В этом смысле, конечно, хор - единый цельный организм. И поэтому мы всегда предельно внимательно относиться к тому, что поём.

- Какое выступление хора вам больше всего запомнилось?

- Наверное, когда мы впервые в Московской консерватории исполняли духовную музыку Георгия Свиридова. У него есть хоровой цикл «Песнопения и Молитвы» 1994 года, и там блок, написанный специально для мужского хора.

- Почему именно Свиридов? Он же был светским композитором...

- Свиридов был композитором русским, в его мелодиях отчетливо слышна русская душа. А значит, даже в условиях Советской власти он оставался композитором глубоко духовным. Этим он уникален и для православного певческого искусства. Мы исполняем его произведения и на светских концертах, и на храмовых богослужениях.

VEL_0145.JPG

- В храмах стало заметно больше молодых людей – мужчины приходят с семьями, детишками, особенно – по большим праздникам. А на ваших концертах много тех, кому меньше сорока?

- Всё-таки наш зритель – человек старше сорока лет. Мы исполняем песни, которые прошли большой временной путь и известны более взрослому поколению. Тем не менее, молодёжь тоже приходит, что очень приятно. Поэтому мы как раз и пропагандируем хорошие, с детства любимые нами песни советских композиторов. Которые говорят о самом главном: о высоких человеческих качествах, о вере, дружбе, достоинстве, чести. О том, как люди, зачастую не жалея себя, создавали свою страну.

- Есть какая-то связь между русской и советской музыкой?

- Мне кажется, часть советской музыки, в том числе – песенной, вышла из церковной культуры. Ведь раньше, до революции, была в основном церковная культура. Она развивалась в церкви, подобно тому как в Европе в монастырях развивалась наука. Безусловно, советские песни и церковные песнопения - это разные жанры. Но если подходить с позиций такого понятия, как душа… Видите ли, церковная, духовная музыка обращена к духовной сущности человека. Светская песенная культура, конечно, в лучших своих проявлениях, также обращена к человеческой душе. В этом состоит родство культур. Когда мы формируем светский репертуар, особое внимание обращаем на духовное состояние, которое возникает у человека при исполнении или прослушивании песни. Мы не пренебрегаем советским певческим наследием, в котором есть немало подлинных шедевров.

Большое интервью с Никоном Жилой читайте в № 8-9 журнала «Союзное государство»