Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

02.04.2013

Григорий Рапота: «Мы вместе будем осваивать и космос, и Антарктиду»

2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании Сообщества двух государств России и Белоруссии. С тех пор эта дата отмечается как День единения народов двух стран. Накануне праздника Госсекретарь Союзного государства ответил на вопросы «Комсомольской правды» о будущем двух государств - России и Белоруссии.

2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании Сообщества двух государств России и Белоруссии. С тех пор эта дата отмечается как День единения народов двух стран. Накануне праздника в «Комсомолке» побывал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

«ГОССОВЕТ ОПАЗДЫВАЕТ? НЕ СПЕШИТЕ С ВЫВОДАМИ...»

- Григорий Алексеевич, о том, как будет отмечаться этот праздник, мы поговорим чуть позже. А пока... В таком формате, как это было недавно в Санкт-Петербурге, Высший Госсовет Союза Беларуси и России не собирался полтора года, хотя по регламенту должен собираться ежегодно. Некоторые политологи считают это симптомом неблагополучия...

- Не спешите с выводами! Тема перспектив развития Союзного государства, действительно, стояла в повестке дня заседания Высшего Госсовета. Хотя, разумеется, не была единственной.

Есть вопросы, которые мы относим к категории дежурных и обязательных – формирование бюджета, подведение итогов года в торгово-экономической области. Но время от времени мы должны возвращаться и к вопросу, на каком этапе мы находимся, что можем сделать в ближайшее время, в среднесрочной перспективе, чтобы приблизиться к тому, что называется Союзным государством в широком смысле слова.

Ведь по сути подписанные в 1996 и 1999 году соглашения – лишь точка отсчета. Мы находимся в стадии формирования такого сообщества, в котором граждане России и Беларуси чувствовали бы себя если не в едином государстве, то в едином пространстве, в любой точке которого они не ощущают себя иностранцами. Потому что, в конечном счете, успех или провал интеграции, в моем представлении, определяется душевным состоянием людей. Создает это для них комфортную среду обитания - значит, интеграция успешная.

Многое для этого уже сделано, но остается еще множество проблем в разных сферах. В той же торгово-экономической было дано поручение тщательно проработать ряд перспективных направлений, к числу которых относится создание единого транспортного пространства, единого энергетического пространства, согласование стратегии промышленного развития.

- В прошлом году было примерно полтора десятка союзных программ. А на этот год сколько планируется?

- Сейчас у нас в работе 11 программ. Плюс мы начнем еще 3-4.

- А самые интересные?

- Например, в области космоса. И самое главное даже не столько освоение самого космоса, сколько использование результатов космической деятельности на земле. Это дистанционное зондирование земли. Сейчас российские и белорусские ученые плотно работают над внедрением системы ГЛОНАСС для наземного транспорта. Речь идет о создании приборов и устройств, которые использовались бы как в космосе, так и на земле.

Вообще тема микроэлектроники – постоянная, из года в год соответствующая программа обновляется.

У нас есть общие интересы в сфере медицины, микробиологии. Недавно министры сельского хозяйства вышли с инициативой создать программу по производству льна на новой научной основе.

- Я еще обратил внимание, что речь идет даже о совместном освоении Антарктиды.

- Да, такое соглашение о совместных экспедициях исследованиях подписано.

«Общее небо и система ПВО»

- Естественно, будет продолжаться и сотрудничество в военной сфере, потому что именно в Беларуси развернута одна на две страны система ПВО. Выходит, у нас общее небо…

- Насчет общего неба - образ интересный. Мы говорим о единой региональной системе ПВО и у нас есть региональная российско-белорусская группировка войск – тоже образование, в общем, уникальное на постсоветском пространстве. Это единая инфраструктура, над которой работаем, кстати сказать, в рамках программ Союзного государства. И в чрезвычайный период региональная группировка войск подпадает под единое командование. Что тоже очень важно.

- Наверное, можно напомнить, что у нас уже несколько лет действует и таможенные соглашения, которые работают таким образом, что Союз России и Белоруссии функционирует как единое государство.

- Вы правы. Именно между Россией и Беларусью первоначально было подписано соглашение о создании Таможенного союза. Потом буквально в течение двух-трех недель к нему присоединился Казахстан. Этот проект оказался успешным, и сейчас у нас единое таможенное пространство и единый внешний периметр таможенных границ – с государствами Европы и Азии. Таможенных границ между нашими тремя государствами нет.

- И паспортного контроля нет?

- Что касается паспортного контроля, то он отсутствует только между Россией и Беларусью. Это тоже отличительная особенность Союзного государства от всех интеграционных систем.

- Выходит, Союзное государство, по сути, выступает своеобразным полигоном, в рамках которого реализуются проекты и наработки вообще всего постсоветского евразийского пространства?

- Совершенно верно. Так, во всяком случае, получилось. Потому что очень многие инициативы, которые были реализованы в рамках «двойки», используются сейчас в других интеграционных образованиях. Кроме Таможенного союза можно вспомнить создание зоны свободной торговли, которая впервые была продекларирована и реализована именно в союзном сообществе. Упразднение пограничного контроля – это хороший опыт. Мы можем не просто смоделировать последствия такого шага, а на опыте увидеть, к чему это все приводит. И плюсов значительно больше, чем каких-то издержек.

«СОЮЗ - ЭТО РАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА»

- Можно сказать, что в социальных правах жители России и Беларуси сейчас уравнены и  единое социальное пространство сформировано?

- В общем, да. Во всяком случае, граждане, живущие в Белоруссии и в России, рады возможности свободно перемещаться на общей территории, выбирать место жительства, приобретать собственность, устраиваться на работу, в ускоренном порядке получать гражданство, если в этом есть необходимость. Впрочем, в таких условиях забываешь о своем гражданстве! Образование, медицинское и пенсионное обеспечение – все эти вопросы фундаментально решены.

Хотя есть детали, которые требуют дальнейшей отработки.

Скажем, жители Беларуси в России и россияне в Беларуси имеют право на услуги «скорой помощи» в случае необходимости, на медицинское обслуживание, если они постоянно работают.

- То есть, если у них имеется медицинский полис?

- Если человек трудится на постоянной основе и работодатель обеспечивает соответствующие страховые выплаты. Но если гражданин приезжает на 3-4 месяца и временно пребывает на территории - в гостях, скажем, или по каким-то делам,- то подобных прав у него нет. А они должны быть.

Или сейчас министры образования думают, как сопрягать централизованное тестирование, которое существует в Беларуси, и российский ЕГЭ. Потому что одно дело продекларировать равные права на поступление в вузы, но вузы живут по своим национальным законам. В принципе, эти вопросы решаются, и в Беларуси учится около двух тысяч россиян, и в российских вузах белорусов около двадцати тысяч. Но зачем лишние препоны? Существует взаимное признание дипломов – тут вопросов нет, но и в этой сфере возникают дискуссии. И нужно убрать из-под них почву.

- Но ведь есть еще один способ договориться – на региональном уровне. Мне кажется, во многих случаях это даже легче сделать, чем на уровне общегосударственном.

- Верно, и руководство обеих стран поощряет такую форму взаимодействия. Тут уже наработаны контакты, связи – вот сейчас, я знаю, в Беларусь собирается делегация Нижегородской области, перед этим там побывало руководство Алтайского края.

- Они контактируют конкретно с какой-то областью в Белоруссии?

- По-разному. Есть прямые контакты: область с областью. Тут ведь никакого формализма не должно быть. Если есть интерес, скажем, у российской области сотрудничать в определенной сфере деятельности с двумя-тремя областями Беларуси и наоборот – пожалуйста! Они делают это самостоятельно: сами выбирают себе партнеров, сами подписывают соглашения, сами реализуют их.

В рамках регионального сотрудничества могут взаимодействовать, скажем, Смоленская область с Витебской областью, Брянская область с Гомельской, но есть еще очень важный аспект приграничного сотрудничества – это система взаимного жизнеобеспечения. Когда в случае, скажем, чрезвычайных обстоятельств нужно оказать друг другу помощь. И это должно быть отрегулировано в правовом и в финансовом отношении достаточно четко. «$15 миллиардов инвестиций - хорошо!»

- Я вспоминаю наше предыдущее интервью с вами, которое было в мае прошлого года, и вы тогда обращались к российским бизнесменам, чтобы они были поактивнее. И вот в документах Санкт-Петербургского саммита я обнаружил любопытную цифру: сумма накопленных капитальных вложений российского бизнеса в Белоруссии превышает 5 миллиардов долларов. Это много или мало?

- Вопрос интересный. В данном случае, я считаю, недостаточно. Должно быть больше.

- В Санкт-Петербурге отмечалось, что одним из важных совместных инвестиционных проектов является строительство Белорусской атомной электростанции. До сих пор мы как-то еще осторожно об этом говорили, а сейчас уже можно конкретно цифры назвать – из уст российского президента они прозвучали. Владимир Путин сказал, что уровень российских инвестиций в данный проект составит до 10 миллиардов долларов и первый блок АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году, а второй – в 2020-м.

- Вы спросили меня – мало или много 5 миллиардов долларов инвестиций? Вроде и немало, но 5 миллиардов и 10 миллиардов – чувствуете разницу? Впрочем, в сумме это будет уже 15 миллиардов накопленных инвестиционных ресурсов – и это в любом случае хорошо. Проект идет успешно, строительство началось, движется по графику, даже с некоторым опережением, находится под пристальным вниманием глав государств и причастных ведомств.

- И еще один проект мне показался интересным: формируется автомобильный холдинг с таким символическим названием «Росбелавто» - это тоже в Санкт-Петербурге было отмечено.

- Действительно, речь идет о холдинге на основе «КАМАЗА» с российской стороны с белорусской - «МАЗа». Идут переговоры, хотя и непростые. Но дело движется, насколько мне известно. Об этом холдинге говорили наши премьеры на последней встрече на Совете министров Союзного государства. Они этим занимаются лично, поэтому, надеюсь, что все будет нормально.

- Судя по документам Санкт-Петербургского форума, товарооборот между Россией и Белоруссией достиг в прошлом году 45 миллиардов долларов, и Союзное государство представляет собой пример успешного интеграционного проекта.

- Да, товарооборот – это показатель.

- Но российский президент говорил, что надо брать курс на 50 миллиардов…

- Такой курс взят!

- Это очень солидная цифра. Сколько лет потребуется для того, чтобы она реализовалась?

- В принципе, это можно сделать и за год.

«БУДЕТ И ФЛАГ, И ГЕРБ, И ГИМН...»

- Странная ситуация складывается: много лет уже идут разговоры о Конституционном акте, о необходимости принятия Основном закона Союзного государства. Что, время еще не пришло оформить законодательно наши отношения или все идет по плану, и мы просто накапливаем какой-то потенциал с тем, чтобы Конституционным актом скрепить уже достигнутое?

- Скорее, второе. Изначально договор о создании союзного государства предполагал некую этапность. И в этом договоре совершенно четко написано, что принятие Конституционного акта должно стать венцом решения ряда конкретных задач, которые создают единое экономическое и социальное пространство, совместную систему обороны и так далее. Мы еще не добрались до той точки, когда могли бы подписывать Конституционный акт.

- Когда будет принят Основной закон Союзного государства, тогда будет и флаг Союза, наверное?

- Разумеется: и флаг, и герб, и гимн. Если мы до этого доживем, значит, так и будет.

- День единения народов России и Белоруссии – это пока не «красный день календаря»?

- Не красный, да. Но все равно значимый.

- Как будет отмечаться этот первый национальный - или интернациональный?- праздник Союза России и Белоруссии?

- Во-первых, он уже отмечается. День единения – не просто формальная дань исторической дате. Это повод для того, чтобы поговорить, что же нас все-таки объединяет. Вне зависимости от того, на какой стадии развития мы находимся. У нас очень много общего в сфере культуры, истории, в промышленности, в экономике.

И мы отмечаем этот день не только на федеральных уровнях, но и в регионах. Если это в России, то на местах – в областях - белорусские землячества собираются, на уровне губернаторов проводятся различные мероприятия, то же происходит в Беларуси, В двух столицах пройдут большие праздничные концерты с участием замечательных артистов обеих стран.

Поэтому я бы хотел поздравить всех жителей России и Беларуси с этим праздником, потому что это добрый праздник, направленный на объединение. Давайте вместе будем работать над тем, чтобы у нас было еще больше взаимопонимания, чтобы мы чувствовали себя уверенно как у себя в стране, так и в гостях друг у друга.

www.kp.ru