Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

21.10.2017

"И свет во тьме светит..."

Из глубины веков светит нам нерукотворное сияние Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой иконы Божией Матери, почитаемой в православном мире как чудотворная (празднование – 22 октября). Откуда у этой великой белорусской и российской реликвии столько названий? История святого образа Богородицы окружена знамениями и событиями исторической важности.

Фото: Икона Божей Матери Корсунской, список XVIII века

Из глубины веков светит нам нерукотворное сияние Эфесской-Корсунской-Полоцкой-Торопецкой иконы Божией Матери, почитаемой в православном мире как чудотворная (празднование – 22 октября). Откуда у этой великой белорусской и российской реликвии столько названий? История святого образа Богородицы окружена знамениями и событиями исторической важности.

В 1239 году восемнадцатилетний князь Александр Ярославич, которого через каких-то год-два по всей Руси станут называть Невским, с благословения родителя – киевского князя Ярослава – объявил о своей помолвке с полоцкой княжной Александрой (Параскевой Бричиславной). Отцов жениха и невесты давно связывала дружба и отдаленные родственные узы – оба происходили из рода Рюриковичей, основателей Русского государства. Все это и предопределило сватовство. К тому же в те времена Полоцкое княжество было одним из самых мощных и значимых на Руси, роль его во многом была определяющей, а правители полоцкие не раз восходили на самую вершину российской власти. Брак, заключенный между Александром и Александрой, оказался долгим, прочным и счастливым: четыре сына и дочь росли в этой благочестивой семье, впоследствии все они вписали свои страницы в историю Отечества. А первый сын, Василий, родился в том самом 1240 году, когда его отец разбил шведов на Неве.

Свадьба венценосной семьи происходила осенним днем 1239 года в крупном торговом городе того времени – Торопце. Дело в том, что мать святого князя Александра Невского, Феодосия Мстиславна, была дочерью торопецкого князя, и венчание сына по ее просьбе совершалось на родине княгини Феодосии, предположительно - в торопецком Воскресенском соборе.

И вот туда-то, в торговый город Торопец, на торжественный обряд браковенчания, полоцкая княжна Александра привезла с собой из белорусской земли дивный образ Пресвятой Богородицы. Икона была в золотой ризе, украшена драгоценными камнями. Конечно же, набожная свекровь расспрашивала невестку: откуда, мол, такое сокровище, такой благодатный образ, изливающий на людей «свет невечерний»? Оказывается, история иконы восходит к самой заре христианства на Руси.

Многочисленные исследования происхождения этого святого образа в целом сходятся к двум историческим версиям. Согласно первой, которая долгое время считалась основной, Эфесская-Корсунская-Полоцкая-Торопецкая икона две тысячи лет назад была одним из первых изображений Божией Матери, и автором этого образа был не кто иной, как апостол Лука. Впоследствии икона попала в Византию, в город Эфес. Как же она оказалась на Руси? Есть некоторые указания на то, что икона была принесена из Корсуни (территория Крыма) в Киев Крестителем Руси, святым равноапостольным князем Владимиром. Позднее она попала в Новгород Великий, а уж оттуда начала свое многовековое странствование по нашему Отечеству.

Есть и несколько иная версия, которая считается историками более вероятной. По преданию, икона была принесена на Руси во второй половине XII века, когда в Полоцке жила святая благоверная княгиня Евфросиния, одна из самых почитаемых святых жен Белой Руси. С юных лет избрала она путь монашеского подвижничества. Святая Евфросиния основала в родном Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Что касается второй церкви, то для нее была испрошена у византийского императора Мануила и патриарха Луки Хризоверга древняя икона Божией Матери. Эту икону заморские владыки прислали сначала в город Корсунь, где образ пробыл примерно год, а уж потом гонцы из Полоцка перевезли ее в монастырскую Богородицкую церковь. Было это, как повествует летопись, предположительно 9 (22) октября 1173 года – потому и празднование в честь чудотворной иконы установлено в этот день. Из Полоцка она спустя полвека и отправилась в Торопец, на свадьбу Александра Невского и Александры Полоцкой.

Вот так переплелась судьба древнего образа Пречистой Девы с общей судьбой нашего государства – союза Руси и Беларуси.

Какова же дальнейшая история этого уникального образа? Где он находится ныне? И могут ли православные люди поклониться этой чудотворной реликвии?

Надо сказать, что с течением веков Эфесская-Корсунская-Полоцкая-Торопецкая икона дала начало нескольким спискам (копиям), которые также почитаются как чудотворные. И поэтому сейчас уже трудно с полной уверенностью утверждать, где же пребывает «оригинал» - та самая икона, что была привезена на Русь святой Евфросинией Полоцкой, а вскоре после этого присутствовала на венчании Александра Невского и Александры Полоцкой. И все-таки…

Принято считать, что вплоть до 1918 года этот святой образ Божией Матери пребывал в торопецком Корсунско-Богородицком соборе, откуда его изъяли большевики, но, к счастью, не уничтожили, а передали в Торопецкий краеведческий музей. Оттуда она в 1936 году была передана Русскому музею в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 2009 году образ вернули Русской Православной Церкви. Ныне он – главная святыня Александро-Невской церкви в Княжьем Озере (Московская область). Уже есть договоренность вернуть реликвию в Торопец, когда будет закончена реставрация Корсунско-Богородицкого собора (построен на рубеже XVIII-XIX веков).

Александр Аннин