Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

21.02.2017

Святитель, просветитель, за церковь воитель

Так в Могилевской области называют своего великого и любимого всем народом земляка, святого Георгия Конисского, непревзойденного белорусского философа, педагога, учителя Церкви и пастыря этого края, день памяти которого отмечается во всех православных храмах 26 февраля. А в нынешнем году исполняется 300 лет со дня рождения святителя Георгия (1717 – 1795 гг.), архиепископа Могилевского, Мстиславльского и Оршанского, первого православного владыки Беларуси.

УВЛЕКАВШИЙ СВОЕЙ ИСКРЕННОСТЬЮ

Можно без преувеличения сказать, что А.С.Пушкин преклонялся перед разносторонней деятельностью владыки Георгия (Конисского), называл этого пастыря Белой Руси «одним из самых достопамятных мужей» своего времени. Чем же так полюбился «Солнцу русской поэзии» могилевский архиепископ? Ну, конечно же, в первую очередь – своим неоценимым вкладом в искусство поэзии, точнее – в поэтику, то есть науку стихосложения. Также св. Георгий, как никто другой, мог увлекательно и вдохновенно преподавать теорию построения стиха студентам-богословам, оставил несколько учебных пособий и цикл лекций по стихосложению.

И еще Александр Сергеевич, будучи по натуре человеком критических взглядов, в частности - на устройство тогдашнего социума, не мог не восхищаться проповедями Георгия Конисского, собранными и изданными в сборнике: «Проповеди Георгия просты, - писал А.С.Пушкин, - и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но искренность их увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство».

И во время своей работы профессором Киево-Могилянской духовной академии, и позже – на посту архиепископа в Восточной Беларуси, Георгий Конисский славился среди многочисленных слушателей и прихожан как выдающийся проповедник, который не боялся, как впоследствии его почитатели А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, резко критиковать человеческие пороки, грехи начальства. Он привлекал внимание власть имущих к их душевным недостаткам, призывал заботиться о нуждах простых, небогатых людей. Архиепископ часто выслушивал жалобы верующих на несправедливый суд, на лживость и продажность тех, кто поставлен вершить правосудие. «Суды хотя носят имя алтарей неприкосновенных, именуются прибежищем и покровительством обидимых, престолом Самого Бога, но в них нередко прибегающий находит совет нечестивых, седалище грабителей, - обращался к пастве архиепископ Георгий. – Законы же хотя сами по себе священны и справедливы, однако и они в сих седалищах нередко истязания терпят, когда подъятыми на неправду, как струна пыточная натягиваются».

Витиевато сказано? С точки зрения нынешнего человека – да, мудрено. Однако таким уж был XVIII век, в который святому Георгию выпало нести свое служение Богу и людям. Он, безусловно, был человеком академического склада и порой сам страдал от этого, стряхивал вдруг с себя наслоения профессорского образования и – «жег сердца людей» простым, емким словом. Он обличал не только светских, но и лиц, например, нерадивых священников, ленящихся разговаривать с прихожанами – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». И даже лицемеров-монахов, «обещавшихся с клятвою постническое житие вести, а больше прочих и жрем, и празднуем». Своими выступлениями Георгий Конисский снискал поддержку честных и порядочных людей в тогдашних властных структурах. Таких всегда немало было и на Руси, и в Беларуси.

Свои взгляды на мироздание, науку и культурно-просветительскую деятельность Георгий Конисский высказывал в публичных выступлениях и церковных проповедях. Им сложено около восьмидесяти (почти все опубликованы) речей и обращений к прихожанам. Все это имело огромное значение для нравственного возвышения белорусского народа.

Святой Георгий - автор цикла студенческих лекций по пиитике (поэтике) «Правила поэтического искусства», философского сборника, записок об истории Могилевской епархии, драматических произведений и даже шуточных виршей. Такой уж он был человек – неунывающий, с юморком, всегда открытый и добрый к людям, особенно – бедным и немощным.

ИЗ РОДА СЛУГ ОТЕЧЕСТВА

Будущий профессор и архиепископ родился 13(26) февраля 1717 года в Нежине, в Черниговском казачьем полку. Происходил он из казацкого старинного рода, и отец его, Осип Иванович Конисский, служил тогда сотенным урядником, а с 1727 года стал бургомистром Нежина.

Уже в 11-летнем возрасте Георгий поступил в Киево-Могилянскую духовную академию и через 15 лет окончил полный ее курс «с особенною похвалой». К тому времени он стал всесторонне образованным человеком, одним из представителей интеллектуальной элиты тогдашнего общества.

После десяти лет профессорской деятельности Георгий Осипович возглавил духовную академию, став ее ректором. Было это в 1743 году, когда в России царствовала императрица Елизавета Петровна. Казалось бы, жизнь и судьба ученого мужа вполне определились: руководство крупнейшим восточнославянским научным центром, коим являлась Киевская академия, почет и уважение всех окружающих людей.

Однако по личному настоянию Елизаветы Петровны Георгий Осипович был назначен епископом Беларуси. В то время очень важным было иметь в этих землях опытного в духовном плане человека, просвещенного богослова и проповедника. Ведь на землях Белой Руси православные верующие подвергались тогда жестоким гонениям. Епископ Георгий показал себя как человек, стойкий в условиях материальных и моральных лишений, твердый последователь православия, способный поддержать и укрепить многих людей.

Это было непросто в тот период времени, что переживала белорусская земля. Только-только восточные территории Белой Руси освободились от власти польской короны, отошли к России. Именно тогда, в 1783 году, уже при Екатерине II Георгий Конисский стал могилевским архиепископом и членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Предстоял ему непочатый край работы: строительство новых храмов и восстановление прежних, разрушенных при польском владычестве; организация школ и церковных училищ, сиротских приютов и больниц, типографий, где книги издавались бы на славянском алфавите. Можно представить, как порой опускались в бессилии, в бесконечной усталости, руки могилевского пастыря! Но всякий раз, по его собственным воспоминаниям, он находил поддержку со стороны своих духовных чад, со стороны тех, кто, как и сам Георгий Конисский, решил посвятить свою жизнь и отдать свои силы величайшему делу возрождения белорусского народа, его самосознания, его многовековой культуры и духовных традиций, что тянулись от истоков Белой Руси.

СТРОИЛ НА ВЕКА

Белорусская епархия под управлением владыки Георгия была единственной православной епархией в пределах бывшей Речи Посполитой. И архиерей Георгий Конисский стал ревностным защитником православных от притеснений со стороны так называемых униатов, а также – последовательным приверженцем чистоты православного обряда. Георгий Конисский прежде всего заботился о нравственном и умственном просвещении белорусского православного духовенства, а через него - и народа Белой Руси.

Вот они, зримые плоды земных дел белорусского «пастыря доброго», многие из которых по сей день вызывают благодарность потомков и восхищение нынешних поколений белорусов, жителей не только Могилевской области, но и столицы государства, Минска и окраин, больших и малых городов и сел, Кто хоть раз побывал на Могилевщине, тот обязательно слышал о святом Георгии и своими глазами лицезрел его монументальное наследие.

Несмотря на тяжелое материальное положение (как личное, так и епархии в целом), архиепископ всячески изыскивал средства для крупных строительных работ. Он достроил и освятил Могилевский кафедральный Спасский собор, при нем были построены каменные здания архиерейского дома, духовного управления Могилевской епархии. Святой Георгий был инициатором открытия Могилевской духовной семинарии. На свои средства в пригороде Могилева Печерске владыка построил церковь в честь своего небесного покровителя - святого великомученика Георгия Победоносца. А сколько храмов и монастырей отремонтировал, вдохнул в них вторую жизнь – про то, как говорится, один Бог ведает.

С первых дней своего беззаветного служения простым православным белорусам владыка Георгий подвергался всякого рода нападкам и даже прямым покушениям на свою жизнь со стороны агрессивной части польской шляхты, сохранявшей владения в этих краях. Однажды во время богослужения в Орше на него набросились прямо в церкви, нанесли побои, заставили скрыться в монастыре. Грозили убить. Владыке Георгию удалось тайком выбраться из Оршанского монастыря в крестьянской телеге – он ехал лежа, укрытый сверху навозом, о чем потом вспоминал с юмором. Потом нападение было совершено на Могилевскую семинарию, где в тот момент был Георгий Конисский – нескольких семинаристов ранили, а остальные вместе с архиереем Георгием спрятались в подвале.

Но если человек на протяжении долгих лет творит добро, то его обязательно полюбят окружающие. Полюбили владыку Георгия и современные ему жители Могилевщины. И, наверное, когда в 1795 году Георгий Конисский мирно отходил ко Господу, он испытывал только благодарность к своим землякам-белорусам, осознавал, что выполнил свой земной долг и переходит в вечность.

Архиепископ Могилевский Георгий Конисский был похоронен в построенном им Спасском соборе Могилева (ныне восстановлен), а в 1862 году его изобразили среди выдающихся личностей Руси на барельефе памятника в честь 1000-летия России в Новгороде. В 1993 году Георгий Конисский был причислен к сонму белорусских святых. В ознаменование канонизации святого неподалеку от места его захоронения воздвигнут высокий памятный крест.

Александр Аннин