Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

10.11.2016

Хождение по мукам: Первая мировая война на земле Беларуси

Восстановим хронологию некоторых событий 1914-1918 годов

В эту пятницу, 11 ноября, мировое сообщество отметит очередную, 98-ю годовщину окончания Первой мировой войны. Скоро уже век, как в Компьенском лесу близ Парижа было заключено перемирие. Невиданные доселе человеческие и материальные потери, изобретение новых методов ведения войны и оружия массового поражения привели к деморализации действующих армий, дезертирству, бунтам и революциям, а затем и крушению четырех могучих империй – Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской. Четыре года и три месяца длилось противостояние и лилась кровь. В войне погибло 10 миллионов человек, около 20 миллионов было изувечено и ранено. Компьенское перемирие поставило лишь точку в истории этой великой войны, но стало прологом ещё больших испытаний и жертв для многих народов и наций.

1914 год: Беларусь – форпост Российской империи на западе, настроения в обществе «за» и «против» войны

Уже само геополитическое и стратегическое положение белорусских земель в начале двадцатого столетия сулило  их обитателям немалые суровые испытания. С  первых дней войны, которая для России началась 19 июля 1914 года, белорусские губернии были переведены на военное положение. Был установлен жесткий военно-полицейский режим, запрещена деятельность всех политических партий, а также митинги, собрания и уличные шествия. В Беларуси разместилась полуторамиллионная царская армия со своими штабами, солдатскими казармами, госпиталями, ремонтными мастерскими. В одном только Минске было расквартировано 150 тысяч военнослужащих. В Барановичах обосновалась Ставка Верховного главнокомандующего. Население же явилось надежным людским резервом, из которого формировались новые полки и дружины государственного ополчения. Всё мужчины в возрасте до 45 лет, годные к строевой службе, но не служившие, и составляли на случай войны ряды государственного ополчения. Поскольку призыв проводился строго по территориальному принципу, всё военнообязанное мужское население белорусских губерний в течение трех дней пополнило ряды армии. 

Для поднятия боевого духа своих верноподданных царское правительство организовывало многочисленные патриотические манифестации и молебны за победу, для защитников Отечества производился сбор средств. В октябре 1914 года царь Николай II посетил Минск, где ему на «нужды войны» была передана немалая сумма денег – в основном пожертвования монархических и либеральных кругов Белоруссии.

Против войны выступали большевики. Они считали её империалистической по характеру и бессмысленной по сути и призывали объединить усилия за власть внутри страны с целью свержения самодержавия. Осудила войну и газета «Наша нива», редактором которой в то время был Янка Купала.

За это коллектив газеты обвинили чуть ли не в предательстве. Преследовались также профсоюзы, культурно-просветительные товарищества и иные общественные организации. Полиции предписывалось принимать самые строгие меры для подавления волнения и беспорядков. Особенно жестко рекомендовалось действовать в случае забастовок на железных дорогах, поскольку с началом военных действий вся деятельность железнодорожного транспорта России и Беларуси была подчинена интересам войны. В течение почти двух месяцев с момента объявления мобилизации все средства железных дорог почти целиком были использованы лишь для военных перевозок. Количество пассажирских поездов по направлению к западной границе резко сократилось. Кроме того, 575 станций, многие из которых находились на территории Беларуси, прекратили приемку частных грузов. Товарные поезда, которые в пути застало объявление о мобилизации, попросту разгружались на ближайших станциях. В результате таких действий сосредоточение армии на позициях было произведено в полном порядке и много раньше планируемого времени, что стало неприятной неожиданностью для противника.
Несмотря на целый комплекс «ура-патриотических» предупредительных мер, полностью предотвратить антивоенные выступления в прифронтовой полосе властям не удалось. Уже в первые дни войны по Беларуси прокатилась волна забастовок, особенно широкий размах приобрели выступления рабочих и крестьян, призванных в армию. В период с 19 по 25 июля в белорусских местечках было разгромлено 43 помещичьих имения, 2 фольварка, 12 хуторов и усадеб. Наиболее крупным было выступление новобранцев в Сенненском уезде Могилевской губернии.

Все волнения были подавлены с помощью карательных отрядов.  



1915 год: отступление русских войск, оборона Сморгони, установление оккупационного режима на части Беларуси


На этот год пришелся один из самых драматичных периодов Первой мировой войны на Восточном фронте – так называемое великое отступление российской армии. Весной её части и соединения потерпели ряд крупных поражений. В нескольких местах произошли прорывы фронта, на передовой начался снарядный голод. Ежемесячная потребность в артиллерийских выстрелах к тому моменту составляла 3 миллиона зарядов, а по прогнозам планировали, что все боевые действия военной кампании потребуют не более 5 с половиной миллионов.

Летом неудачи русских войск продолжились: были оставлены вся Польша, Галиция, значительная часть Беларуси. 9 сентября, прорвав фронт севернее Вильно, германская армия начала новую наступательную операцию. «Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть…», - так писал о том времени генерал Деникин в своей книге «Очерки русской смуты».

Однако на белорусской земле, в 120 километрах западнее Минска, есть свой символ воинской доблести и славы, связанный с событиями 1915-го года. Это небольшой городок Сморгонь, в окрестностях которого на протяжении  810 дней российская армия упорно противостояла врагу. «Как же так? Русские сдали Брест, Гродно, Вильню, а у этого маленького городка бьются до смерти?..» - недоумевали немцы. 

Когда 15 сентября враг предпринял кавалерийскую атаку на Сморгонь, русские маршевые роты пополнения, находящиеся в тот момент на станции, восемь часов держали оборону, тем самым дав возможность подтянуться и совершить необходимые маневры регулярным войскам. Бои здесь были очень страшными. Наши воины получили приказ: «Ни шагу назад! За нами – Россия!». Только в один день 25 сентября 1915 года под Сморгонью погибло 5 с половиной тысяч немцев и 3 с половиной тысячи русских гвардейцев.  В нарушение всех установок было заключено перемирие, чтобы собрать всех убитых и раненых с поля боя у реки Вилии. Сморгонь потом назовут «мертвым городом» - он будет полностью сожжён и разрушен…

В Беларуси немцы оставили после себя многочисленные артефакты. Фото: Вадим Шерстеникин



В октябре в ходе последующих боев линия фронта стабилизировалась по участку Двинск – Поставы – Барановичи – Пинск. Вместе с некоторыми другими западными землями Беларуси в зоне оккупации оказалась и территория Гродненской губернии. Всего же оккупационный район составлял примерно четверть от современной территории республики – 50 тысяч квадратных километров: на части занятых северо-восточных районах немцы создали военно-административное образование «Обер Ост», ещё часть захваченных территорий вошла в состав военно-операционной полосы между восточной границей «Обер Оста» и линией фронта. Более чем на три года в этих землях установился жесткий режим, сопровождающийся террором и бесчисленными грабежами. Вся власть перешла в руки военных. Были созданы управления городов и уездов, а в них назначены начальники – бургомистры.

Жизнь местного населения регламентировали многочисленные приказы, изданные немецкой администрацией. Контроль  за их соблюдением осуществлялся жесткий: за нарушения следовали суровые наказания  в виде штрафов, тюрьмы, практиковались и физические наказания. Широкое распространение получили военно-полевые суды. Людей обвиняли в шпионаже и расстреливали. За владение оружием, взрывчатыми веществами и боеприпасами также полагалась смертная казнь.
Надо ли говорить, что столь тяжелая участь, постигшая мирное население, вызвала беспрецедентный по количеству поток беженцев вглубь России. Правительство было вынуждено обустроить вдоль путей, по которым шли обозы, так называемые питательные пункты, где можно было за 20 копеек получить чай с сахаром, хлеб, фураж для скота, а также медицинскую помощь.
 
1916 год: провал наступательной операции в районе озера Нарочь, поражение под Барановичами, недовольство затяжной войной солдат и простого народа
 
Сотни старых кладбищ, остовы мощных фортификационных сооружений, протянувшиеся с севера на юг почти на 400 километров, напоминают сегодня о том, что Беларусь в Первую мировую войну стала местом жестоких сражений. Особенно много следов той войны в окрестностях озера Нарочь: именно здесь в марте 1916 года происходила Нарочская операция – наступление русских войск на немцев с целью нанести по ним отвлекающий от союзников удар. Нужно было помешать противнику обрушиться всеми силами на Францию, «белорусский» фронт был призван, ни больше, ни меньше, спасти Париж.
Активная часть операции началась 18 марта и продолжалась около 10 дней в крайне неблагоприятных погодных условиях. Командование изо дня в день гнало русских воинов по снегу, грязи, болоту на укрепленную линию обороны немцев, которая представляла из себя три ряда ощетинившейся колючей проволоки, сеть хорошо защищенных окопов и траншей. Нападающих русских просто в упор расстреливали из пулеметов…В итоге прорвать немецкую оборону так не удалось, при этом потери были огромны. На берегах озера Нарочь навсегда полегли в землю тысячи российских героев – среди них капитан Леонтьев Степан, полковник Говоров Евгений, сестра милосердия Иванова Римма…

Сотни старых кладбищ напоминают сегодня о том, что Беларусь в Первую мировую войну стала местом жестоких сражений. Фото: Вадим Шерстеникин



Летом того же года, в июне-июле, русские войска Западного фронта начали наступательную операцию, получившую название  Барановичская или Скоробогатово-Городищенская. Главный удар по противнику проводился силами 4-й армии под командованием генерала Рагозы. После артподготовки наши войска несколько раз безрезультатно пытались прорвать глубоко эшелонированную вражескую оборону.

Русские опять несли большие потери. Почти месяц шли ожесточенные бои, во время которых, по некоторым данным, погибло около ста тысяч человек. И хотя 4-й русской армии не удалось прорвать фронт кайзеровских войск, задачу свою она отчасти выполнила, лишив противника возможности перебросить резервы против наступавшего Юго-Западного фронта в операции, получившей впоследствии название Брусиловский прорыв.

Поражения на фронтах, затяжная война, тяготы окопной жизни, огромные потери – всё это порождало недовольство солдат. В это время набирают популярность социалистические идеи, широкое хождение получают листовки большевиков с призывами прекратить войну и повернуть штыки против помещиков и капиталистов. Лозунги «Мир – народам! Земля – крестьянам! Заводы – рабочим! Власть – Советам!» становятся в повестке завтрашнего дня во главу угла.
 
1917 год: фактический выход России из войны из-за революционных событий, женский "батальон смерти" как последний аргумент Временного правительства

Это был ещё более сложный и драматичный год в истории Беларуси. В воздухе уже витали идеи «великой революции», но пока продолжалась ненавистная народу мировая война. Территория края по-прежнему делилась линией фронта на две части, на запад от которой хозяйничали оккупанты, а центральная и восточная области находились на военном положении. Тут базировалась армия Западного фронта, в городе Могилев располагалась Ставка.

Боевые действия на территории Беларуси не способствовали развитию её экономики. Многие заводы и фабрики в прифронтовой полосе приостановили свою деятельность, были эвакуированы либо просто разрушены. Из 690 предприятий Минской, Могилевской и Витебской губернии к 1917 году работало только 458.

В упадке было и сельское хозяйство. Его валовая продукция уменьшилась более чем на треть, почти вполовину сократилось поголовье животных. Нарастала угроза голода… В октябре 1917-го, к примеру,  в Минске выдавали по 4 фунта хлеба на человека на две недели. Не хватало топлива и предметов первой необходимости. Ещё тяжелее со снабжением и продовольствием было дело в волостных городах.



Ну, а что же фронт? После Февральской революции  Временное правительство объявило о верности союзническим обязательствам и провозгласило лозунг «Война до победного конца». Но неоднократно пережившие горечь поражений, столкнувшиеся с потребительским, а то и вовсе предательским отношением  к себе со стороны командования, травленные газом, страдающие от ран солдаты "вдруг" обнаружили падение патриотического духа. Летом 17-го генералы и офицеры буквально уговаривали солдат пойти в решающее наступление. На фронт с уговорами приезжал Керенский. Но толку от этого было мало - пехота сама выбирала себе командиров и голосовала: ходить или не ходить в атаку…

Чтобы поддержать боевой настрой деморализованных частей, в бой был брошен женский «батальон смерти» Марии Бочкаревой. Трагедия его известна: мужчин им воодушевить не удалось, уважением к ним проникались лишь те немногие, кто воевал рядом с ними, остальные не стеснялись в выражениях…
4 августа 1917 года генерал Корнилов, исходя из больших потерь, понесенных подразделениями Бочкаревой, запретил создание новых женских «батальонов смерти» для боевого применения, а уже созданные части предписывалось использовать только на вспомогательных участках.

1918 год: заключение мира на крайне невыгодных для России условиях, начало гражданской войны

Благодаря некоторым зарубежным историкам довольно прочно укоренилась легенда о полной ликвидации Восточного фронта к 1918 году. По мнению сторонников этой версии, он фактически перестал существовать после Октябрьской революции, а формально был ликвидирован подписанием мирного договора в Брест-Литовске. Российские революции, свержение монархии, провозглашение декретов о мире и земле действительно усилили стремление солдат уйти в тыл. Положение усугублялось не только физической и моральной усталостью, но и окончательным расстройством снабжения фронта по причине саботажа свергнутых власть имущих, сбоями работы железнодорожного транспорта.

Устранение не признавших Советскую власть генералов и офицеров лишило войска компетентного руководства, способствовало развязыванию в стране гражданской войны. И, разумеется, сложившейся в России ситуацией поспешили воспользоваться германские империалисты. Предложив на переговорах о мире советской делегации унизительные кабальные условия, немцы развернули наступление по всему фронту, в ходе которого почти все белорусские земли были оккупированы.

Очень сложной  даже после подписания Брестского мира оставалась и внешнеполитическая ситуация. Заключая Брестский мир, германское командование рассчитывало быстро перебросить свои войска с Восточного фронта на Западный и таким образом одержать над союзниками решительную победу. С другой стороны, Антанта, не считаясь с волей Советской России, начала интервенцию, чтобы создать на её территории новый антигерманский фронт.

Серьёзные последствия Брестский мир имел и внутри страны. Остатки русской армии были демобилизованы. Миллионы крестьян, рабочих, интеллигенции, сняв военные шинели, но прихватив с собой винтовки и гранаты, возвращались домой с готовностью с оружием в руках отстаивать «свою» правду и свои недавно обретенные права.

Начиналась весна 1918 –го…
 
Полина Русак