Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

20.08.2016

Главная святыня Минска

26 августа весь православный мир, а в особенности – жители Беларуси и ее столицы Минска – торжественно отмечают праздник обретения чудотворной Минской иконы Божией Матери, самой почитаемой городской святыни.

НАСЛЕДИЕ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

В главной церкви Минска, кафедральном Свято-Духовом соборе, слева от Царских врат, помещена одна из наиболее древних икон Богородицы, сохранившихся доныне. Сотни тысяч минчан и неисчислимое количество паломников стекаются под своды собора для поклонения святому образу. Однако не всегда эта икона была, собственно, минской реликвией. Путь ее по Земле Русской был долог и драматичен, пока наконец-то пять веков назад образ Пречистой Девы не нашел себе приют и упокоение в главном городе Белой Руси. И с тех пор величайшая православная святыня неотлучно пребывает среди минчан, даруя им надежду, веру и силы в жизненных невзгодах, незримо оберегает их от бед и напастей.

Что же было даровано много лет назад православным белорусам, какова линия судьбы этой иконы и как она очутилась в Минске?

Начнем с того, что предание называет автором чудотворного образа евангелиста Луку:  ученик Христа, помимо своей апостольской деятельности, был к  тому же профессиональным врачом и искусным живописцем. Святой Лука лично общался с Девой Марией, и это общение, в частности, отразилось в его тексте Евангелия (один лишь Лука сообщает обстоятельства жизненного пути Богородицы, другим евангелистам они были неизвестны). Испросив у Божией Матери благословение на изображение ее облика, святой Лука впоследствии написал множество икон, и теперь, глядя на них, мы можем представить себе, как выглядела Мария в ее земной жизни.

Здесь, наверное, следует дать некоторые пояснения, чтобы не вводить в заблуждение людей верующих и не дразнить скептиков. Вот как прокомментировал авторство евангелиста Луки в отношении к существующим ныне древним изображениям Богоматери    русский иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский (1902-1987):

«В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из них 8 – в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой».

К тому же, надо отметить, первоначальная живопись Минской иконы Пресвятой Богородицы, как показали исследования, находится под более поздними «записями» разных времен. Почему совершались эти самые «записи»? Ответ прост. Перед иконой десятилетиями горело множество свечей, постепенно лик темнел и становился почти неразличимым. И тогда духовенство поручало «богомазам» расписать почерневшие липовые доски новыми темперными красками (кстати, размер Минской иконы – 140 на 105 сантиметров, то есть она изначально писалась для размещения в главном церковном иконостасе). Почему не расчищали первозданную закопченную живопись? Дело в том, что ремесло реставратора было в те века достаточно большой редкостью, к этой кропотливой работе практически никогда не прибегали – проще написать святой лик заново.

ТАИНСТВЕННОЕ ПЛАВАНИЕ

Благодаря современным методам исследований установлено, что Минская икона сотворена более тысячи лет назад – это одна из самых древних икон в Русской Православной Церкви (в мире существуют иконы и постарше, датированные аж IV-V веками). Практически доподлинно известно, исходя из иконографии, что изначально святыня Беларуси была написана в Византии и, скорее всего, пребывала в одном из храмов Константинополя. А дальше… Дальше начинаются научные (и околонаучные) изыскания. Что ж, приведем их вкратце.

Наиболее полно история Минской иконы изложена в книге белорусского ученого Игнатия Стебельского, изданной в 1781 году. Он годами разбирал древние византийские рукописи, а также – труды греко-католических монахов-историков. И вот в записках иеромонаха базилианского монастыря в Минске, некоего Яна Ольшевского, были обнаружены переписанные им из византийских источников сведения о чудотворной иконе, обретенной впоследствии минчанами.

Так вот, примерно в 988 году, когда киевский князь Владимир Святой ездил в Константинополь (Царьград) свататься к принцессе Анне, он на обратном пути принял святое крещение в Корсуни (Крым). И там, в Корсуни, согласно источникам, с ним уже была эта икона – очевидно, князю Владимиру могли подарить ее в Константинополе. По другим сведениям, он, возможно, взял ее непосредственно в Корсуни. Здесь могут быть разные версии. Достаточно точно известно лишь то, что, вернувшись в Киев, святой Владимир поместил привезенный им образ Богородицы, как особо им чтимый, в самую престижную, великокняжескую Десятинную церковь (там же хранилась и икона Божией Матери, названная впоследствии Владимирской).

С тех пор Киев, к великому горю жителей и их потомков, не раз подвергался набегам и разграблениям. Захваты города бандитствующими кочевниками происходили в 1169 и 1204 годах. Возможно, во время одного из этих набегов нынешняя святыня Минска была спрятана, перемещена в неизвестное место, потому что сведения о ней отсутствуют на протяжении более чем двух столетий.

И вот в XV веке икона снова «появляется» (согласно летописям) – на этот раз в главном храме Киева, Софийском соборе. И с этого времени ее путь более-менее известен.

Летопись гласит, что в 1482 году крымский хан Менгли I Гирей при очередном набеге захватил Киев, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». При этом один из погромщиков вынес будущую Минскую икону из Софийского собора, сорвал с нее золотой оклад, а саму икону выбросил в Днепр.

А теперь перенесемся на восемнадцать лет вперед, в 1500-й год, в процветающий город Минск. Православный люд завершал говение - строгий пост перед великим праздником Успения Божией матери (15 августа по старому стилю, 28 августа – по новому). За два дня до разговин, в ненастный день 13 августа, вышли толпы народа из минских церквей и увидели необычное свечение над серыми водами Свислочи. Что такое, откуда этот столб неземного света?

Подойдя к реке, горожане с удивлением обнаружили большую икону, лежащую на водной глади аккурат напротив так называемого Нижнего Замка – главной резиденции правителей Минска. Вот как говорится об этом в рукописном сказании об обретении иконы: «То ли по воде, то ли против воды чудесным образом или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замок встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Среди очевидцев этого дивного происшествия были киевляне, которые добрались до Минска, спасаясь от нашествия татар. Эти-то киевляне и опознали икону – как ту самую, что помещалась в Софийском соборе, а затем рукою захватчика была брошена в Днепр.

Что же получается? Река Свислочь – правый приток Березины, а Березина, в свою очередь, впадает в Днепр. Стало быть, икона проплыла такой долгий путь по воде против течения? Что ж, в сказаниях и легендах об обретении чудотворных икон не раз можно встретить описание подобных чудесных ситуаций, когда икона плывет по воде вспять. Как бы то ни было, с 1500 года выловленный в реке Свислочи образ именуется Минской иконой Божией Матери.



В тот далекий августовский день, более пяти веков назад, многотысячный крестный ход во главе с духовенством и светскими властями, с пением славословий и всенародным ликованием перенес новоявленную реликвию в Нижний Замок, в тамошнюю Богородице-Рождественскую церковь. Тогда же, в 1500 году, был установлен и день празднования Минской иконе – как и положено, в день ее явления минчанам на реке Свислочи, 13 (26) августа.

И, конечно же, это знаменательное событие на все последующие века определило основную идею главного символа Минска – герба города. Чуть подправленных вариантов его было на протяжении истории несколько. Впервые герб был присвоен Минску польским королем Сигизмундом III Вазой в 1591 году: Дева Мария в окружении двух ангелов и двух херувимов. После присоединения Минска к Российской Империи царица Екатерина своим указом 1796 года оставила герб без изменений. И нынешний герб, утвержденный в 2001 году, также, согласно Уставу города, «представляет собой барочный щит, в голубом поле которого изображены Божья Матерь на серебряном облаке в красно-синих одеждах, два ангела и два херувима».

Пребывание святой иконы в Минске незримо объединяет собой важнейшие события и знаменательные эпохи нашего общего, российско-белорусского Отечества: Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром, тяжелый период борьбы с татаро-монгольским нашествием, все последующие испытания, которые довелось пережить русскому и белорусскому народам. Наверное, лучше всего сказал об этом во время одного из празднований Минской иконе митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет: «Под благословенным покровом чудотворного Минского образа Владычицы… богоспасаемая столица Белой Руси пребывает уже пять столетий. Исторический путь этой святыни связывает воедино времена и народы – древневизантийскую столицу Царьград, греческий город Корсунь, мать русских городов Киев и столицу Белой Руси Минск… И в каждом месте своего пребывания эта древняя икона… являла великую милость тем, кто припадал к ней с верою и благоговением».

СОХРАНЕНА УСЕРДИЕМ ПРАВОСЛАВНЫХ

Более века находилась святыня в церкви Рождества Богородицы, что в Нижнем Замке. Но пришли нелегкие времена для православных белорусов: в 1596 году церковными иерархами была заключена Брестская уния, согласно которой Православная Церковь Беларуси была переподчинена папскому престолу. И стали воцаряться в Минске и других белорусских городах и селах новые порядки – католические.

В 1616 году в той части Минска, что именуется Верхним городом, началось строительство каменного католического (базилианского) храма Святого Духа. И в этот храм по распоряжению греко-католического митрополита Иосифа была перенесена Минская икона, которую особо чтили не только православные, но и католики. Фактически же святыню отняли у православных верующих, ведь им доступ в Свято-Духов храм был воспрещен. Много раз белорусская общественность того времени ходатайствовала о возвращении иконы, но неизменно получала отказ греко-католических иерархов.

Впрочем, икона в базилианском храме пребывала в почете: так, в 1733 году униатский архимандрит Августин пожертвовал 1000 талеров – на эти деньги содержалась профессиональная капелла, специально созданная для совершения песнопений перед Минской иконой.        

Когда в 1793 году Минск стал российским городом, Свято-Духов кафедральный собор по просьбе большинства минчан передали Православной Церкви. Так чудотворная икона опять воссоединилась с белорусским народом, верным православию. Спустя полвека супруга минского губернатора Е.П.Шкларевич вместе с другими жертвователями облекла святыню в золоченую серебряную ризу с драгоценными камнями. Была и чеканная надпись на этой ризе: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, не реке Свислоче, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу». Как видим, супруга губернатора и другие жертвователи из скромности не пожелали, чтобы их имена были запечатлены на ризе чудотворной иконы. Вот такие люди, лишенные тщеславия.




Но прошло еще немногим более полувека, и к власти пришли те, кто своими деяниями воскрешал в памяти злодейства татарских захватчиков. Епископ Митрофан (Краснопольский), который, будучи на белорусской кафедре, всемерно содействовал прославлению Минской иконы Богородицы (в частности, организовал всенародные молебны перед святыней) принял мученическую кончину. Перед арестом, в начале 1919 года, священнослужители уговаривали епископа скрыться с подложными документами, на что священномученик ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уйду от своей паствы; на моей груди крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии… Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

Его расстреляли. А чудотворный    образ снова, подобно тому, как в древние времена от рук татар, подвергся ограблению: новые власти забрали драгоценную ризу. Верующие собрали деньги, многократно превышающие стоимость ризы, чтобы выкупить ее у алчных чекистов. Те охотно взяли деньги, но ризу не вернули – очевидно, ее переплавили и вместе с камнями употребили на благо новых хозяев белорусской земли.

Но икону, слава Богу, не уничтожили – отдали обновленцам в захваченный ими Петропавловский собор. Ненадолго: летом 1936 года, ночью, собор был взорван. Минскую икону, как представляющую культурно-историческую ценность, передали в краеведческий музей.

Когда в 1941-м в город пришли фашисты, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко каким-то непостижимым образом выпросила икону у оккупационных властей. У себя держать всенародную святыню женщина постеснялась, отдала ее в действующую Екатерининскую церковь. Но в 45-м, после освобождения Беларуси от немецких захватчиков, закрыли и этот храм.

Великая святыня Белой Руси, чудотворная Минская икона Божией Матери, в том же 1945 году снова вернулась в Свято-Духов кафедральный собор Минска. Здесь она и по сей день. И верят минчане, что вплоть до скончания века будет с ними неотлучно эта древняя реликвия белорусского народа.

Александр АННИН