Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.06.2016

Завтра была война. Часть 1

В канун трагической памятной даты - 75-летия со дня начала Великой Отечественной, вспомним, какой была жизнь Москвы в последние предвоенные годы

В канун трагической памятной даты - 75-летия со дня начала Великой Отечественной, вспомним, какой была жизнь Москвы в последние предвоенные годы.

ПАРАДЫ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ И ДЕВУШКИ В КРЕПДЕШИНЕ

Несмотря на очень сложные пережитые времена – голод 1930-го, драмы 1937- 38-го годов, Москва ещё во многом сохраняла свой веками формировавшийся православный уклад, где радушие и приветливость были основными чертами. В гости запросто могли прийти поздно вечером и засидеться до ночного трамвая. Многим москвичам довоенный период запомнился как самый счастливый. Город хорошел и строился день ото дня, а сами жители были преисполнены добрых надежд и ожиданий.

Как строили

В генеральном плане реконструкции Москвы главный акцент был сделан на изменении облика города в глазах «трудящихся всего мира». Москва должна была стать витриной социалистического государства, столицей мирового пролетариата. За десятилетие – с 1935 по 1945 гг. - предполагалось увеличить территорию Москвы с 28,5 тысяч га до 60 тысяч га, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Тем не менее, москвичам было чем гордиться. За пять предвоенных лет были построены почти четыреста школ, 9 новых мостов, канал Москва-Волга, сеть троллейбусных линий, несколько кинотеатров, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и, конечно же, метро…

Заказ Метростроя выполняли 539 предприятий страны. Требовалось вынуть 2 млн кубометров грунта и уложить 850 тыс. кубометров бетона, и это не считая внутренней отделки, которая сразу же сделала московскую «подземку» красивейшей в мире. В мае 1935 года была открыта первая линия метро. Добиравшиеся от Сокольников до центра за целый час москвичи теперь проделывали этот путь за каких-нибудь 15 минут. А на сами станции жители и гости столицы заходили в немом восхищении, как в настоящие подземные дворцы: всюду мраморные колонны, скульптура, мозаика…         


Как работали

В период первых пятилеток металлообрабатывающая отрасль прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города. Столица Советского Союза стала средоточием крупнейших заводов авиа, авто, станко и инструментостроения, игравших важную роль в индустриализации всей страны. Завод АМО (впоследствии «завод имени Лихачева»), в цехах которого родился первый советский грузовик, превратился в одно из крупнейших предприятий отрасли в Европе, к 1940 году были освоены 23 марки серийных машин и несколько экспериментальных. Перед войной каждые 4 минуты с главного конвейера завода сходила новая машина.

На окраине города, где ещё недавно была огромная мусорная свалка, называемая Сукиным болотом, всего за год был построен Первый Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1), по размерам и мощности не имевший равных в мире. В предвоенный год ГПЗ выпускал в день 100 тысяч подшипников за смену. Для сравнения: производительность всех аналогичных предприятий Европы составляла 120 тысяч. Одновременно с ГПЗ ступили в строй инструментальные заводы-гиганты – «Калибр» и «Фрезер», в восточной части Москвы появился целый электрокомбинат. Валовая продукция столичной индустрии почти в 2 раза превысила уровень промышленного производства всей дореволюционной России. По стоимости выпускаемой продукции Москва была лидером среди городов СССР.

У таких успехов была и другая сторона. В 1940-м на час был продлен рабочий день, а рабочая неделя стала семидневной. За три опоздания в течение одного месяца работники подвергались уголовному наказанию. Нельзя было переходить без разрешения дирекции с одного предприятия на другое. Наркоматы получили право по своему усмотрению переводить инженеров и других работников с места на место, в том числе в другие регионы.

Как жили

Тем не менее, передовикам производства платили на порядок выше, они получали возможность продвинуться по служебной лестнице, вне очереди получали квартиры, особые пайки, путевки в дома отдыха и санатории.

Со второй половины 30-х годов снабжение столицы продуктами и промышленными товарами начало улучшаться. Карточки были отменены. Стали выпускаться не только самые необходимые, но и товары определенного уровня роскоши. В магазинах появились новые продукты и вина, в том числе знаменитое «Советское шампанское». В Москве открылся один из 11 образцовых универмагов страны.

В магазинах Мосторга товары не отличались изобилием, продавались исключительно на разлив и россыпью, поэтому отправляться за покупками без бидона, большой брезентовой сумки или корзины было просто немыслимо. Консервов и полуфабрикатов почти не производилось. Никто не имел холодильников, так что съестное приходилось покупать часто и понемногу. Молоко разносила по квартирам крестьянка-молочница. Ели картошку, вареные овощи, омлеты, запеканки, супы, домашние пироги и иную выпечку. К завтраку иногда покупали относительно дешевую красную икру. Пили чай, кофейные суррогаты, компоты и кисели. А на улицах утоляли жажду у газировщицы.

Как закалялись

В предвоенные годы в Москве родилось множество спортивных традиций, ставших важной частью истории города. В 1938 году впервые состоялась легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу. Стали традицией осенние кроссы на Воробьевых (Ленинских) горах, весенние гребные регаты на Москве-реке, московские велогонки. Популярными были в те годы и различные сверхдлинные дистанции, стартом или финишем которых была Москва.

Перед советской молодежью открылись широкие возможности для занятий самыми различными видами спорта. В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне СССР». Историки московского спорта, рассказывая о нем, обязательно вспоминают братьев Знаменских: двадцать три раза улучшали они рекорды СССР, двенадцать раз  завоевывали титул чемпионов страны, не раз побеждали лучших зарубежных спортсменов на кроссе французской газеты «Юманите». Сейчас он даже носит их имя, а в Москве проводились соревнования, которые назывались «Мемориал братьев Знаменских».

Московские спортсмены демонстрировали свое мастерство не только в традиционных видах спорта. В 1935 году в Москве, в Филях, впервые состоялся турнир регбистов. Развивался альпинизм, и столичные парни под руководством братьев Абалаковых штурмовали одну за одной горные вершины. В начале 30-х годов в парке Горького была открыта школа инструкторов по прыжкам на лыжах с трамплина. На Тушинском аэродроме, у западной границы Москвы, тренировались планеристы и парашютисты. Летчики Осоавиахима осваивали высший пилотаж, совершали сверхдальние перелеты — в одном из таких Коккинаки установил три международных рекорда в полете по трассе Москва-Севастополь-Москва. В 1937 году в столице впервые начали проводиться водно-моторные соревнования, массовыми становились автомобильный и мотоциклетный спорт. «Мы покоряем пространство и время» — не только строка из песни тех лет, но и самый популярный девиз поколения 30-х годов.

В 1936 году было принято решение о создании добровольных спортивных обществ. Опыт функционирования «Динамо» и «Спартака» показывал, что такая централизация усилий укрепляет коллективы физической культуры на предприятиях и в учреждениях. 21 июня 1936 года при совете Народных Комиссаров СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта.

Физкультура и спорт уже прочно вошли в быт народа России. И неудивительно, что в 1939 году был учрежден Всесоюзный день Физкультурника — праздник, который мы отмечаем до сих пор.

Как отдыхали

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького был стабильно полон. Народ катался на незатейливых аттракционах, толпился в шахматных верандах, библиотеках, на многочисленных гимнастических площадках, парашютных вышках. Выстраивались в круг любители песен под баян.

Москвич того времени ценил впечатления и юмор, он до инфаркта болел за футбольную команду, часами мог стоять за билетами в кино и цирк, любил оперу и балет. Имена Ивана Козловского и Петра Лемешева знали все, а поклонницы певцов – их называли «козлинистки» и «лемешистки» - враждовали между собой, как болельщики «Спартака» и «Динамо».  

В Москве было принято коллекционировать тяжелые пластинки с записями опер, на оперные темы сочиняли анекдоты, на операх изучали историю – жизнь египетских фараонов, венецианских мавров и испанских цыган. На досуге москвичи почитывали журнал «Крокодил» - популярнейшее сатирическое издание тиражом в 6 с половиной миллионов экземпляров, где лучшие юмористы эпохи Кукрыниксы клеймили позором бракоделов и бюрократов.

Как одевались

В 1934 году на Сретенке, на углу Малого Головинского переулка, на базе опытно-технической лаборатории «Мосбелье» был открыт дом моделей.

Здание славилось удивительно стильным интерьером – стены были облицованы натуральным деревом, расписаны фресками по рисункам художника Владимира Фаворского. При Доме был маленький штат манекенщиц. Одновременно на Большой Дмитровке, 9 с 1933 года располагался «Дом моделей Мосторга», где работала известная и дорогая портниха Ревека Соломоновна Ясная. Одеваться «от кутюр», понятное дело, большинству москвичей было не по карману. Но уже появились первые журналы мод, в помощь модницам были также советские и иностранные фильмы. И те, у кого имелись швейная машинка немецкой фирмы «Зингер» и капля фантазии, выглядели вполне на уровне.  

Самые популярные ткани столичных модниц в 30-е годы – это невысокий в цене ситец, атлас, крепжоржет, шелк. Своеобразным символом летней предвоенной Москвы были беззаботные девушки в платьях из крепдешина. Создавались и новые виды материалов  - сатин, бостон, фланель. В вечерней моде главенствовало романтическое направление – распространены были белые кружевные воротнички, а главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из черно-бурой лисы.

Обувь для москвичей представляла большую проблему. Летом носили спортивные прюнелевые туфли, застегнутые на пуговки. Их чистили щеткой и зубным порошком. А тем временем в мире в моду входили туфельки на платформе, которых в СССР практически не было, поэтому распространение получили полуботиночки со шнуровкой на небольшом каблучке. Также отечественным модницам нереально было достать фетиш того времен – фильдеперсовые чулки со швом – в СССР альтернативой им стали белые носочки.

Зимой зачастую довольствовались валенками или бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и отделанным натуральной кожей низом.

При этом, как бы стильно ни была одета модница того времени, образу требовался финальный аккорд - аромат. Здесь абсолютное первенство принадлежало духам «Красная Москва»: достать заветную красную коробочку с шелковой кисточкой мечтала каждая.

Окончание следует

Полина Русак