Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

24.04.2016

Светлый день - Вяликдзень

Как на Руси, так и в Беларуси испокон веков главным христианским праздником была и остается Пасха Христова (Вяликдзень). И празднуют это торжество воскресшего Спасителя наши народы очень похоже. Однако есть и свои особенности, самобытные народные традиции, сложившиеся в Белой и Московской Руси.

ДОРОГО ЯИЧКО…

Конечно, и русичи, и белорусы во все времена обязательно красят перед Пасхой яйца (многие, до сих пор, по древнему рецепту - густым отваром луковой кожуры: никакой химии, а цвет у пасхальных яичек получается сочный, насыщенно-красный). Пока окрашенное яйцо еще горячее, его смазывают тряпочкой, пропитанной подсолнечным или другим растительным маслом – тогда на праздничном столе яйца будут блестеть-переливаться.

Пекут сладкий сдобный калач – «кулич», обычно с изюмом, в который на самый день праздника втыкают горящую красную свечку, освещенную в церкви. Хорошо бы, по примеру предков, и творог замешать с изюмом да урюком (по-современному – курагой). Или – черносливом, цукатами. Яйца, кулич и творожная «паска» - это, скажем так, «обязательные» блюда на пасхальном столе. И отведать их первым делом, как вернешься ночью из храма – значит проявить дань уважения многовековому обычаю, почтить своих дедов и прадедов.

В Беларуси, кстати, до сих пор существует этакий закон очередности при разговении после семинедельного Великого поста. Он во многих местностях соблюдается по сей день. Вот уселось семейство за стол, пропев пасхальное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». Глава семьи торжественно берет из корзинки самое  яркое, понравившееся ему яйцо, чистит его аккуратно и нарезает на дольки – так, чтобы каждому, от мала до велика, досталось по кусочку. После этого неизменного ритуала можно наваливаться на праздничные угощения в «вольном стиле» - кому что поглянется на вышитой красными петухами скатерти.

«ЗНАМО ДЕЛО, УМОРИЛАСЬ»

За предыдущую Страстную неделю все устали, уморились, ведь к Пасхе принято совершить «генеральную» уборку жилища. Осилить ее непросто. В старину скоблили полы, белили печку, стирали все, что только можно постирать. А вот на кладбище прибраться следовало до начала Страстной. Чтоб не беспокоить усопших в Великие дни (а каждый из шести предпасхальных дней называется Великим). В самый день Пасхи и на Светлой седмице (Пасхальной неделе) на кладбище тоже не ходили. Для этого существует особый день – Радоница, вторник второй недели после Пасхи (и, кстати, он по счету - девятый день от Воскресения Христова). А еще у наших предков категорически было запрещено пить водку на могилах своих родных. Хмельным поминали близких только дома, за стенами, в своем кругу.

И, конечно, перед Светлым Христовым Воскресением в церкви много протяженных богослужений, пропустить которые почиталось просто-напросто неприличным. Так, в Великую среду, после вечерней службы – «годовая исповедь», а в четверг вспоминается установление таинства евхаристии (причащения) на Тайной Вечери Иисуса Христа с учениками-апостолами. И в России, и в Беларуси считается очень важным быть в церкви в Великий Четверг.

И, наконец, вечером в четверг шли в баню – этот день потому-то и назывался «чистым четвергом». В шайки с водой клали мелкую серебряную монету, чтобы сохранить чистоту помыслов и здравие телесное на весь год вперед. А монетку сию считалось очень хорошим тоном подать нищему или пожертвовать на церковь. Этот обычай был особенно распространен в Беларуси.

А, к примеру, приверженцы старой веры, которых немало и в Беларуси, на в России, считают невозможным мыться (а, тем более, париться) на Страстной неделе. Мол, это забава, поблажка для тела, а всякое удовольствие на предпраздничной неделе недопустимо.  

Вообще, Страстные среда и четверг были и есть самые напряженные дни подготовки к Пасхе. Именно в один из этих дней красили яйца. А уж остальную еду готовили в пятницу и субботу. В Беларуси, кстати, в отличие от Московии, считалось правильным освящать в Страстную субботу всю праздничную пищу, а не только яйца, кулич и творожную паску. На длинный стол во дворе церкви громоздились колбасы и запеченные гуси, окорока и даже кастрюльки со щами. Ну, судя по достатку семьи. И всю эту снедь священник кропил святой водой, сопровождая этот добрый, умилительный обряд пасхальными песнопениями.

А вообще-то, объедаться на Пасху считалось у наших предков неприличным – это, мол, языческие пережитки. Тем более, что в ночь на Светлое Христово воскресение многие прихожане православных храмов причащаются. И, стало быть, весь следующий день, по церковному установлению, надо воздерживаться от каких-либо излишеств – включая, конечно же, и неумеренное винопитие.

Какое же хмельное пили наши предки на Пасху? И на Руси, и в Беларуси самым распространенным пасхальным напитком было самодельное пиво. И тут, конечно же, усматривается определенный здравый смысл и рассудительность, присущие нашим дедам и прадедам. На Светлый день было принято ходить в гости, посещать поочередно всех соседей и родственников, вот тут-то и выручало пиво: оно не позволяло к вечеру упиться до непотребства.  

И все-таки: что же мы празднуем, о каких событиях двух-тысячелетней давности вспоминаем во дни Страстной недели и на Светлой пасхальной седмице?

А вспоминаем мы (что в России, что в Беларуси), весь земной путь Христа Спасителя, закончившийся распятием на кресте и воскресением из мертвых. 

В Беларуси существовал еще один пасхальный обычай, неведомый в русских землях. Вечером Светлого Христова Воскресения по округе ходили "волочебники", останавливались перед каждым домом и пели пасхальные песни, в которых восхваляли хозяев, желали им счастья и добра. Не правда ли, похоже на рождественские коляды? И впрямь похоже: волочебников обязательно одаривали угощениями с праздничного стола, некоторые набирали по мешку одних только яиц. И «волочили» их за собой (вот почему их так называли).  

Крашеные яйца на много дней вперед становились гостинцем чуть ли не во всех случаях жизни. Их преподносили начальникам и соседям, раздавали нищим и родне… Яйцами обменивались, идучи в гости на Пасху, а у мальчишек – что в Гомеле, что в Хабаровске - любимым пасхальным развлечением была игра в битки: проверяли, чье яйцо крепче. Еще катали яйца по наклонной доске – мол, чье дальше прокатится? Впрочем, в древние времена Церковь осуждала столь пренебрежительное отношение к освященным яйцам, ставшими символом Воскресения Христова.

Кстати, белорусские девушки и женщины тайком использовали крашеные освященные яйца в качестве нехитрых косметических средств. Пасхальным яйцом гладили себе кожу на лице, чтобы долго не появлялись морщины, а еще клали яйцо в воду и потом ею умывались. Такой вот безобидный, по-человечески понятный обычай.

Между прочим, а почему именно крашеное яйца стало одной из главных примет Пасхи? Предание гласит, что Мария Магдалина проповедовала Слово Божие в Риме, когда была арестована гвардейцами. Император Тиберий пожелал лично увидеть равноапостольную подвижницу. А та, войдя в зал для аудиенций, вдруг преподнесла земному владыке крашеное яичко с добрым приветствием: «Христос Воскрес!» И Тиберий смутился, а, по некоторым свидетельствам, даже уверовал.

Православные христиане всего мира в день Пасхи (а в церкви – вплоть до Вознесения, то есть сорок дней подряд) при встрече друг с другом не произносят обычных слов «здравствуй» или «привет», а радостно говорят: «Христос воскресе!» И слышат в ответ: «Воистину воскресе!»

Вся последующая неделя – в нынешнем году с 9 по 16 мая – называется в России и Беларуси «красной», «светлой седмицей». «Красную» неделю венчает воскресенье, именуемое в народе «Красной горкой». А еще, по-церковному – Фоминым воскресеньем, поскольку в первое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем апостола Фому. «На Фому» в церквях России и Беларуси после долгого перерыва возобновляются браковенчания, которые были прекращены перед Масленицей. Больше двух месяцев не было православных свадеб, и вот, наконец, на Красную горку снова слышны венчальные песнопения. У наших предков почиталось добрым знамением обвенчаться именно на Красную горку.

А тут и полевые работы подоспели, не до праздников. Кстати, наши далекие предки – как на Руси, так и в Беларуси – имели обычай впервые выгонять скот на пастбища 6 мая по нынешнему календарю, в день памяти святого Георгия Победоносца. И то, что в этом году мы отмечаем праздник великомученика Георгия на пасхальной неделе, тоже считается добрым знаком. Ведь испокон веков святой Георгий признается небесным покровителем не только воинов, но и всех крестьян – земледельцев и скотоводов.      

Александр Аннин