Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.05.2014

Лидскому аэродрому 101 год

Двадцатый век по праву называют веком авиации. Аэростаты, дирижабли, деревянные самолеты, а затем и машины из металла заполнили небо. Знаковым местом в истории авиации стал аэродром в белорусском городе Лида. Удивительно, но начав свою службу перед Первой мировой войной, он продолжает работать до сих пор. В прошлом году он отметил свое столетие.

Двадцатый век по праву называют веком авиации, веком полетов. Аэростаты, дирижабли, легкие деревянные самолеты, а затем и машины из сверкающего металла заполнили небо планеты. Знаковым местом в истории русской авиации стал аэродром в небольшом белорусском городе Лида. Удивительно, но начав свою службу перед Первой мировой войной, он продолжает успешно работать до сих пор. В прошлом году он торжественно отметил свое столетие. Это самый старый из действующих аэродромов и в Беларуси и в России.

К созданию базы дирижаблей и аэростатов в Гродненской области приступили в 1910 году. Лида тогда была маленьким городком с шестнадцати тысячным населением. После окончания Русско-японской войны 9-ая воздухоплавательная рота Манчжурской армии была передислоцирована именно в Лиду. И уже к 1910 году было построено летное поле, ангары для дирижаблей, эллинги-причалы для них. На вооружении там находились 4 дирижабля мягкого типа. «Альбатрос», «Астра», «Голубь» и «Гриф». У них сложилась разная и очень интересная судьба. Например «Альбатрос», объемом 9600 кубических метров, построенный в 1911-1913 годах, был наиболее совершенным из всех построенных на русских заводах. Он имел длину 77 метров, высоту 22 метра и максимальный диаметр 14,8 метров, развивал скорость до 68 км/ч. Максимальная высота подъёма достигала 2400 метров, а продолжительность полёта – 20 часов. В войне он непосредственного участия не принимал.

А вот «Астра», французского производства, повоевал. В мае 1915 года он выполнил три ночных полёта на бомбометание по позициям немецких войск. Он получил значительные повреждения и потом почти не летал. Остатки дирижабля «Астра» в 1920 году стали основой для первого советского дирижабля «Красная звезда».

Но это летное поле еще не было аэродромом в современном понимании этого слова. Обслуживание дирижаблей не требовало ни взлетных полос, ни соответствующей инфраструктуры.

В апреле 1912 г. в Виленский военный округ из Петербурга был командирован военный инженер штабс-капитан Дмитрий Александрович Борейко для выбора места под аэродром в Лиде. 2 мая 1912 он представил отчет: «В соответствии с предписанием Офицерской воздухоплавательной школы от 18 апреля 1912 г. 19 апреля я прибыл к Начальнику инженеров Виленского военного округа в г. Вильно и по его приказу в составе им назначенной комиссии 21 апреля с.г. рассмотрел ряд земельных участков под г. Лидой с целью найти наиболее подходящее место для предполагаемого в Лиде учебного аэродрома... Из всех осмотренных в Лиде участков, единственный, который соответствует своему предназначению по размерам и грунту, – участок на месте возводимого для 9-й воздухоплавательной роты эллинга, принадлежащий помещику Садовскому. (Стоимость участка 750 рублей за 1 десятину). В самом широком месте ширина участка 1 верста, в наиболее узком – 375 саженей, длина – 2 версты… Дороги, ведущие на участок, не пригодны для грузового движения и принадлежат земству…Близость болот, речки Лидеи и смешанного леса с противоположной стороны не будут мешать успешному обучению полетам».

5 мая 1912 г. за подписями Т. Янчиса, В.В.Сахарова и С.А. Немченко в электротехническую часть Главного Инженерного управления был отправлен акт комиссии с сопроводительным листом, в котором окончательно был определен участок под аэродром в Лиде и оценена стоимость его постройки.

«…комиссия отдает предпочтение участку, расположенному большей частью на землях помещика Садовского, соответствующему условиям, которые предъявляются современными требованиями к учебному аэродрому. При осмотре участка … выявилась необходимость самой тщательной уборки камней по беговой дорожке до одного фунта весом, что увеличит стоимость подготовки аэродрома…. Кроме того, необходимо закрыть 3 земские грунтовые дороги общей длиной около 2 верст, пересекающих аэродром, и перенести их за границы аэродрома... Итак, общая стоимость оборудования аэродрома в Лиде – 164000 рублей».

23 мая 1912 г. Император Николай Второй утвердил закон «Об отпуске из государственного казначейства средств на образование и содержание авиационных отрядов воздухоплавательных рот».

29 мая 1912 г. начальник инженеров Виленского округа получил телеграмму Главного инженерного управления: «Главное управление не встречает препятствий к устройству аэродрома в Лиде».

В том же году строительная комиссия под руководством генерал-майора И. А. Каннабиха приступила к работам. За лето были построены новые склады для хранения авиационного имущества, казармы, навесы и устроена взлётно-посадочная полоса. В августе того же года в Лиде был образован авиационный центр, в который вошли 2, 3, 4 и 20-й корпусные авиационные отряды, два армейских авиаотряда и один отряд особого назначения.

Lida1.jpg

В 1913 году аэродром заработал. В августе журнал «Воздухоплаватель» опубликовал статью о перелете летчиков Гродненского крепостного авиационного отряда на трех самолетах «Фарман-16» по маршруту Гродно- Барановичи, Барановичи-Лида и Лида-Гродно. Все три пилота летели с пассажирами-механиками в Скобелевский лагерь, где корректировали артиллерийскую стрельбу на учениях. Командовал перелетом командир отряда штабс-капитан Карпов. «…из Барановичей перелетели в Лиду: расстояние 120 верст перелетели за 1 час 20 минут, летели без компаса, просто на север, вдоль железнодорожного полотна. Из Лиды часть вернулась в Гродно».

«Виленский вестник» от 18 апреля 1914 года писал:

«Третьего дня около 8 часов вечера в район расположения 169 пехотного Ново-Троицкого полка опустился прилетевший из Лиды аэроплан с военным лётчиком поручиком Альбрехтом и механиком унтер-офицером Белогубенко. В назначенное время прибыл командир его авиационной роты в Лиде капитан Рещиков. Поручик Альбрехт был встречен командиром 169 пехотного Ново-Троицкого полка полковником Якимовским во главе офицеров полка, пригласившим офицеров воздухоплавателей в офицерское собрание разделить хлеб-соль. Начиная со следующего дня, в Вильно из Лиды будут летать аэропланы, совершая практические полёты».

Летчики в то время были элитой. Они были хорошо обеспечены и пользовались уважением в обществе. Все понимали, насколько сложна и рискованна эта служба. В 1912 году было утверждено повышенное содержание всему личному составу воздухоплавательных и авиационных частей и суточные летному составу. Летавшим на аэропланах офицерам платили по 3 рубля, а солдатам по 1,5 рубля в сутки.

В апреле 1914 г. на Лидском аэродроме произошла первая авиакатастрофа. подпоручик Д.М. Ветчинкин с механиком Ковальчуком погибли при полете на самолете «Ньюпор». При планировании с высоты 200-300 м. самолет неожиданно резко провалился вниз, Ковальчук вылетел из сидения, схватился за верхний трос, и, провисев несколько секунд, сорвался и разбился насмерть. Самолет упал и загорелся. Военный министр Сухомлинов по случаю смерти Ветчинкина и Ковальчука написал: «Вечная память им. Это, кажется уже 39 или 40-ая жертва, которую приносят русские военные воздухоплаватели во имя службы и обязанности».

Lida2.jpg 

Д.М.Ветчинкин

После начала Первой мировой войны аэродром в Лиде стал первой в мире базой стратегической авиации. В1915 году там расположились 10 русских самолётов «Илья Муромец» («ИМ») – 8 боевых машин и 2 учебных, конструкции Сикорского. Они составили костяк «Эскадры воздушных кораблей» – первого в мире подразделения военной авиации, вооружённого многомоторными самолётами, прообраза будущих дальнебомбардировочных соединений. Появление этих самолетов – несомненно, новый, революционный шаг в развитии военной авиации. Самолеты больше не были жестко ограничены в расстоянии и необходимости привязки к базам. Возможности бомбометании не на передовой, а в значительном тылу противника давали огромные стратегические возможности. Еще в довоенное время «Илья Муромец» продемонстрировал блестящие летные возможности. Когда совершил знаменитые перелеты из Санкт-Петербурга в Киев и обратно.

Потом отступление. Героические усилия русских авиаторов по спасению имущества эскадрильи, эвакуация в тыл. Немецкие войска бесконечно обстреливали Лиду, это была ключевая железнодорожная станция. Огромную роль в вывозе имущества сыграли женщины города Лиды, поскольку всё мужское население было мобилизовано в армию. Они буквально в считанные дни, под бомбежками обстрелами построили небольшую железнодорожную ветку от аэродрома до станции. Эта построенная непрофессиональными руками героических женщин, хлипкая узкоколейка выдержала три железнодорожных состава, с большим грузом аэропланных бомб, которые смогли попасть на пути станции Лида. И позже уйти в Псков к новому месту службы.

Потом пришла Советская власть. Но в 1921 году по договору с Польшей Западная Белоруссия отошла к Польше, и там начали базироваться польские военные машины.

После воссоединения Западной Белоруссии с Россией Лида стал базовым аэродромом 122-го истребительного авиаполка 11-й смешанной авиадивизии. Кроме того, по состоянию на 31 мая 1941 года, в Лиде базировались следующие авиационные подразделения ВВС РККА: авиасклад № 899, 213-е стационарные авиамастерские, штаб 38-й авиабазы, 165 БАО и его подразделение обслуживания, 152-я аэродромно-техническая рота. В это время аэродром Лида был оснащён для посадок самолётов всех систем в дневных и ночных условиях.

После начала Великой Отечественной войны и захвата немцами Белоруссии, он стал использоваться войсками Люфтваффе.

После войны в Лиду, на легендарный аэродром, вернулись наша боевая авиация. В советское время там базировались1-я гвардейская Волгоградская ордена Ленина дважды Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я гвардейская авиадивизия истребителей-бомбардировщиков, 911-й истребительно-бомбардировочный авиаполк.

После развала Советского Союза начался новый этап развития, уже в новом государстве – Республике Беларусь. В Лиду перебазировалась 116-я Гвардейская Краснознамённая бомбардировочно-разведывательная авиабаза, которая после этого была реорганизована в 206-ю Гвардейскую Краснознамённую Радомскую штурмовую авиабазу. На её вооружении штурмовики Су-25. В 2010 году на аэродроме Лида был сформирован 206-й Центр подготовки лётного состава ВВС Беларуси. В Южном городке Лиды дислоцируется Первый радиотехнический центр, который охраняет воздушные рубежи Республики Беларусь и обеспечивает полёты лётного состава, базирующегося на аэродроме.

Сегодня военный аэродром Лида, старейший действующий аэродром в Беларуси, оснащён он самыми современными средствами воздушной навигации и обслуживания и стоит на страже рубежей Союзного государства.

Владимир Казаков