Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.11.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ, Grozny.tv

Как белорус живет в чеченских горах и почему медведи обходят его стороной

Участники пресс-тура в Чеченскую Республику познакомились с журналистом из Полоцка, который уже больше 10 лет работает на грозненском телевидении

С очень необычным и интересным человеком свела судьба нас, участников организованного Постоянным Комитетом Союзного государства пресс-тура в Чечню. Заходя в двери Чеченской гостелерадиокомпании «Грозный», никто и подумать не мог, что здесь работает белорусский журналист. Но так и есть, Виктору Бортникову сейчас почти 50 лет, 11 из них он живет в Чечне и ведет еженедельную двадцатиминутную программу «Родники жизни».

Кстати, обитает Бортников не в Грозном или каком-то другом равнинном городе, а высоко в горах. Да и программа его про горы. Когда российские и белорусские журналисты узнали о нем, то потребовали немедленной встречи. И белорус бросил все дела и примчался за 50 километров на встречу с земляками.

Могу выехать завтра

Когда ты видишь Виктора Бортникова впервые, кажется, что он слегка не от мира сего. Наверное, так оно и есть. Только отчаянный и неординарный житель Беларуси найдет себя в Чеченских горах. Но пообщавшись с ним всего 10 минут, ты поражаешься, какое огромное у него сердце – открытое миру и готовое заключить его в объятия. Он словно сразу становится своим, родным.

- Как же вас сюда занесло, Виктор вы наш?

- Ну, что сказать, да, родился я в Полоцке, но уже 11 лет живу здесь, - Бортников разводит руками, словно сказать больше нечего. Но тут же продолжает – да так, что слова просто льются из него, словно из родника. – Дома я учился, получил несколько образований... Художественное, искусствоведческое, режиссерское и драматургическое. Правда, это уже не в Полоцке было, а в Минске. В 2009 году Чеченская гостелерадиокомпания выходила на спутниковое вещание. Ей нужны были собственные программы, нельзя было выдавать в эфир то, что у кого-то уже выходило. Я помню, как замдиректора канала «Грозный» выступал тогда по НТВ. Он звал всех, кто может снимать программы, приезжать в Чечню и работать у них. Вот ведь не наткнись я на этот эфир, ничего бы не было. Но я наткнулся. К тому моменту я уже 7 лет работал в Москве. И как раз на телевидении, в программе Александра Политковского. Ну, я и написал в Грозный – о том, что умею делать программы. Они посмотрели их и сразу меня приняли. Спросили, когда могу выехать. Я ответил: "Завтра".

- А о чем ваша передача здесь?

- Это авторская программа «Родники жизни». Про природу, про животный мир. Я поднимаюсь высоко в горы, снимаю туров, безоаровых коз. Иногда это программы об истории - про башни в горах, про историю этноса. То есть я рассказываю про все, что здесь происходит и происходило.

Bortnikov.jpg

Медвежий след проведет по минным полям

Любопытно, что свои программы Виктор Бортников снимает сам. Один ходит по горам, сам держит камеру, если нужно, ставит ее на штатив. Сам монтирует видео, накладывая голос и музыку. Когда-то сотрудничал с операторами, но отказался. Говорит, что туда, куда поднимается он, даже чеченские операторы идти отказываются.

Казалось бы, о чем можно рассказывать каждую неделю на протяжении стольких лет. Но Виктору Бортникову только дай - это настоящий кладезь информации о чеченской старине и природе.

- Что вас привлекло здесь? 

- Когда я работал на студии у Политковского, то участвовал в съемках цикла фильмов «Территория север» в Ханты-Мансийске. И мне очень полюбился север с его болотами и лесами. И когда я приехал на Северный Кавказ, то такой же неистовой любовью полюбил природу гор. Воздух, растения, животный мир - это была любовь с первого взгляда. Я наслаждаюсь каждым днем и своей работой. Вот, например, последние программы я снял про сенокос, про то, как люди заготавливают мясо на зиму, про древние орнаменты. Или про медведей. Недавно встретил сразу пятерых медведей. Медведица, медвежонок и трое самцов. Они были в каких-то семи метрах от меня.

- Ужас! И как же вы, убежали?

- Это они от меня убежали (смеется). Я не боюсь медведей. Знаю, что если с ними разговаривать – серьезно, спокойно, без сюсюканий и страха, то они будут относиться к тебе как к равному и не нападут. Вообще медведи и другие звери меня не раз спасали. Например, десять лет назад там, где я хожу, было много минных полей и растяжек. Звери чувствуют опасность, они умудряются ходить, не задевая эти смертоносные вещи. Вот и я - находил медвежий след, и по нему проходил мимо опасности. Но это уже в прошлом, никаких минных полей здесь уже нет.

Города из бронзового века

Мечта Виктора Бортникова - превратить чеченские горы в место притяжения для туристов со всего света. У них, в смысле у гор, есть для этого все шансы. Осталось объяснить это всему свету. Но это дело техники. Недаром Виктор сейчас еще и замдиректора туристической фирмы. А также гид по совместительству.

- Я здесь каждую тропку знаю, где хочешь проведу. Не так давно мы открыли «нобелевский маршрут». Ведь в Беное, у самого подножия гор, нефть выходит прямо на поверхность. Течет, как вода из родника. И открыли эти родники братья Нобели. А мы теперь открыли посвященный им маршрут. И памятник. Я, кстати, пригласил на открытие президента Международного Информационного Нобелевского Центра профессора Вячеслава Тютюнника. Он приехал, участвовал в церемонии, был очень доволен. Когда мы выложили материалы об этом визите в Интернет, Тютюннику начали звонить друзья из Объединенных Арабских Эмиратов. Это шейхи, у которых есть целые нефтяные скважины. Они спрашивали: Вячеслав, это удивительное место, как ты нашел его. И он сказал, что есть такой гид и журналист Виктор Бортников.

- Виктор, вот перед вами ваши земляки. Мало того, через них вы можете обратиться ко всем белорусам. Что бы вы им сказали?

- К сожалению, люди до сих пор боятся ехать в Чеченскую Республику. Им кажется, что здесь по горам до сих пор бродят люди с автоматами. Но это не так. 11 лет своей жизни я посвятил тому, что поднимался по всем тропинкам, которые ведут в горы. Я был во всех горах, во всех селениях я был, жил, ел, спал и изучал быт. Сейчас здесь самое спокойное место на земле. И я хочу позвать земляков сюда. Приезжайте, друзья! Ведь белорусам гор не хватает. Леса, поля, болота – это тоже очень красиво, но когда ты поднимаешься в горы, внутри тебя раскрывается что-то особенное, что не уловить нигде больше. В Чечне в горах есть города бронзового века, им 6-7 тысяч лет. Сохранились тропы, могильники, луга, на которых тысячи лет назад, сразу после всемирного потопа, пасли скот. Здесь проходила самая древняя дорога от Каспия до Черного моря по Шаро-Аргунскому ущелью. И я нашел маленький сохранившийся кусочек этой дороги. Это удивительно: раньше, чтобы проехать на телеге, нужна была ровная плоскость без уклонов и скатов. Все выверялось очень скрупулезно, сейчас положишь на такую дорогу шарик - и он никуда не покатится.

FRO_7527.JPG

Ищу в человеке веру

- Виктор, а вы по Беларуси не скучаете?

- Беларусь, конечно, навсегда останется моей родиной. Я люблю место, где вырос, оно всегда в моей душе. Но мир вокруг – он такой огромный и прекрасный, познание его дает невероятное счастье. Но я езжу в Беларусь каждый год. Сделаю программы на 2-3 месяца вперед - и еду домой помогать матери. Дома огромный огород и яблоневый сад. Мне очень нравится заниматься садоводством. В этом году я и здесь, в Чечне, посадил в горах яблони. Пусть люди собирают там яблоки и вспоминают меня.

- В отношениях с окружающими здесь, в Чечне, не возникает сложностей? Все-таки есть разница культур, вероисповедания…

- Дело не в том, какой ты веры, а в том, какой ты человек, как ты соотносишься с этим миром. Когда я общаюсь с людьми, я в первую очередь ищу в человеке веру, Бога. А какая это вера, не важно. Самое важное – это человеческие качества. Если ты живешь с добром, с уважением к окружающим, то с любым человеком, даже с самым сложным, сможешь найти общий язык. У меня нет проблем в общении. Когда я иду по селу Дай, где я живу, все соседи зовут меня на чай или на ужин. Здесь это всегда. Даже если ты без приглашения к кому-то заходишь, тебе будут искренне рады. Потому что считается, что если к тебе пришел гость, значит к тебе пришло уважение. И раньше в селе самым уважаемым был тот, у чьей двери было привязано больше всех коней.

- В этом селе Дай у вас свой дом?

- Нет, я живу в семье, у очень хороших людей. Это семья главного охотоведа Шаройского района, он приютил меня 11 лет назад, когда я приехал. Представляете, он многодетный отец, у него семеро детей. К тому же еще вдова брата с тремя детьми. И вот меня селят к ним. Временно. С тех пор все дети уже выросли, еще двое родилось… А я все живу там же. И мы отлично ладим. Потому что общаемся и относимся друг к другу по-человечески.

- Вы, наверное, известный в республике человек. У вас есть фанаты?

- Да какие фанаты… Есть подписчики моего канала, их чуть больше трех тысяч. Это и местные жители, и люди из других стран. Кстати, мои программы хорошо смотрят чеченцы, которые уехали на Запад. Они часто пишут: «Виктор, спасибо! Ты ходишь там, где нам ходить уже не суждено».

- Может быть, нескромный вопрос, но все-таки… Жениться на местной девушке не было мыслей?

- Какие у меня мысли, не важно. Девушки здесь выходят замуж только за своих, за чеченцев. Так что думать бесполезно. Мне надо искать жену где-то на родине, в Беларуси. Но, вы знаете, я, наверное, закоренелый холостяк. Люблю все делать сам. И готовить, и убирать, и по горам ходить. Мне уже почти 50, наверное, так и останусь холостяком.