Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Ирина Павловская: Новые союзные программы будут финансироваться за счёт профицита бюджета

Начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства — о профиците бюджета, долевых взносах и неисполнительных заказчиках

Начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства — о профиците бюджета, долевых взносах и неисполнительных заказчиках

С Ириной Павловской, начальником Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства, мы пообщались после окончания заседания Комиссии Парламентского Собрания  по бюджету и финансам, которое прошло в Анапе в конце октября.

- Исполнение бюджета Союзного государства за 9 месяцев 2018 года по отношению к общей сумме расходов составляет сейчас 70,3 %. С одной стороны, это, конечно, неплохой показатель. Но нам хотелось бы, чтобы исполнение бюджета к этому моменту было более 80 %, - считает Ирина Павловская. - Конец года - это подведение итогов. Поэтому не дело, когда основная доля исполнения бюджета приходится на ноябрь-декабрь текущего финансового года. И правильно отметили контрольные органы: не всегда такое исполнение бюджета в последних числах уходящего года говорит о том, что средства были израсходованы эффективно. Очень многие госзаказчики исполняют бюджет путем перечисления авансовых платежей. Это тоже неправильно. Поэтому мы в Постоянном Комитете всегда возражаем против такого подхода и стараемся нацелить госзаказчиков на то, чтобы они в течение года ритмично исполняли бюджет и осваивали предусмотренные им бюджетные средства.

- На Комиссии, в частности, звучали претензии в адрес Минобороны России и Беларуси...

- Минобороны, Минздрав, Минсельхоз - вот ведомства, которые склонны осваивать  выделенные им бюджетные средства в конце текущего финансового года.

- Почему так происходит?

-  Выскажу свое мнение. Полагаю, что для госзаказчиков союзных программ, проектов и мероприятий первостепенное значение имеет исполнение ими национальных бюджетов, а исполнение бюджета Союзного государства отходит на второй план.

- Сколько сейчас из союзного бюджета финансируется совместных программ?

- 12 программ, 2 проекта и 27 мероприятий. На будущий год количество программ надеемся увеличить. Должно быть 13 программ, 3 проекта и 23 мероприятия.

- Что добавляется?

-  Программа по Чернобылю, «Интеграция-СГ» и, возможно, «Безопасность -СГ». И один проект по созданию мемориального комплекса погибшим солдатам подо Ржевом.

- За счёт чего они будут финансироваться?

- За счёт профицита бюджета, который на 2019 год составляет 919,0 млн рублей. Других средств для финансирования новых видов расходов у нас нет. Хочу уточнить, что это цифра на начало 2019 года. В ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2019 году могут возникнуть определенные изменения в соответствии с решениями Совета Министров - и профицит будет уменьшаться. Использовать профицит в течение одного финансового года нельзя, так как мы не сможем обеспечить в следующем году финансирование уже принятых союзных программ и проектов. Наличие показателя профицита - это хорошо. Это дополнительный источник для финансирования новых видов расходов.

- Представитель Комитета государственного контроля Республики Беларусь на Комиссии говорила о том,  что если убрать из доходной части бюджета Союзного государства остатки прошлых лет и сделать поправку на инфляцию, то доходы неуклонно снижаются. Долевых взносов России и Беларуси уже не хватает. И к 2021 году в бюджете будет недостаточно средств на исполнение программ. Их количество и так уменьшается.

- Те остатки бюджетов прошлых лет, из которых сформирован профицит, собирались в течение 17 лет.  Использовать их за один год — недопустимо, так как мы лишимся источника для финансового обеспечения уже принятых Советом Министров решений по финансированию проектов и программ, срок исполнения которых составляет от пяти до двух лет соответственно. Что касается долевых взносов государств-участников, то они не меняются с 2009 года, то есть почти 10 лет.

Анализ показывает, что с учетом инфляции, доход бюджета с 2009 года по 2018 год уменьшился по своей покупательской способности примерно в 2 раза.

Что касается причины сокращения количества программ, то следует вспомнить о средней стоимости одной программы, утвержденной в 2009 году, которая составляла около 400 млн руб., в сравнении со стоимостью одной программы в 2018 году, а она составила в среднем около 1,2 млрд российских рублей. Простая арифметика позволяет сделать вывод о предельно допустимом количестве программ, которые возможно принять к финансированию из бюджета Союзного государства, при неизменных размерах долевых взносов государств-участников.

- Имеет ли тогда смысл повышать долевые взносы?

- Считаю, что на данный момент увеличение долевых взносов преждевременно. Что будет завтра, посмотрим. Все зависит от того, сколько и какие программы подготовят государственные заказчики. Какова будет значимость и приоритетность этих программ для экономического развития Беларуси и России, а также какие научно-технические продукты, не имеющие аналогов, будут получены в результате их реализации.


Беседовал Максим Чижиков