Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Поисковик Сергей Мачинский - о раскопках в Брестской крепости. День третий

Руководитель департамента поисковой и конструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский рассказывает читателям postkomsg.com об экспедиции в Брест, в которую, при поддержке Постоянного Комитета, он отправился этим летом. Читайте его письма прямо с места событий

Во время организованного Постоянным Комитетом пресс-тура к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Битва за Москву – подвиг всей страны», прошедшего 14-17 апреля  2015 года в г. Москве, Московской и Тверской областях, журналисты союзных СМИ познакомились с экспертом, руководителем Департамента поисковой и конструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергеем Мачинским. В мае 2015 года Сергей Александрович обратился в Постоянный Комитет с просьбой: поисковики России хотели бы получить приглашение от своих белорусских коллег, начинающих раскопки в Брестской крепости. Такое содействие было немедленно оказано, белорусская сторона оперативно решила вопрос.


Сегодня день начался с разочарований, а закончился триумфом и трясущимися от счастья руками. Захоронения под дубом не оказалось... Полдня 15 человек и трактор боролись с белорусским дубом. Победили, но под корнями ничего не нашли. Еще одна точка, куда ушла вторая группа, также не дала результата, и хорошая погода и чистый сосновый бор не радовали душу. Не умеем искать? Не даются нам солдаты? Кто то из нас виноват перед ними сильно?

Расстроенные, отправились в Малуюриту на обед (спасибо местным властям за прием и хлеб-соль), после обеда, не очень надеясь на успех, двинулись проверять последнюю информацию, переданную только вчера местным брестским поисковиком и, как его тут называют, "комсомольцем" (он работает в Белорусском союзе молодежи) Петей Пецко. Информация поступила от "неофициалов", не знаю как назвать, может, "черных копателей", может, любителей монеток, короче, - поступила. Назвать их совсем беспринципными или мародерами вроде тоже не могу, ведь не бросили, а сообщили. Они нашли останки якобы трех красноармейцев и мы двинулись по их следам.

НАШЛИ!!! В свежем раскопе, прямо у дороги в полиэтиленовом пакете останки, вещи, куски снаряжения и тд... Вот зла не хватает на таких людей. Не знаете, что дальше делать с останками, - зачем трогаете? Я обращаюсь ко всем, кто ходит в лесу с прибором: ищете вы свои железки - ищите, но зачем вам останки? Не знаете , что дальше, -  зачем начинаете копать и тревожить? НЕТ У НАШИХ СОЛДАТ ПОЧТИ НИЧЕГО! Патроны, кружка, котелок? Оно вам надо? А дальше перепутанные останки, утраченные вещи, имена и зацепки... Побойтесь Бога, ТАМ с вас они же спросят! Так и тут вышло. При разборе останков стало понятно , что они принадлежат не трем людям, а значительно большему количеству, причем фрагменты от малых до крупных (черепа, фаланги, берцовые кости). Стали углубляться, кобура от ТТ, части портупеи... Сердце замерло - офицер. Как тогда принято было называть - Командир. Такой же как я, принял бой и погиб здесь со своими солдатами, через несколько дней после начала войны. Остатки планшета, зеркало, ручка, линейка, карандаши, ниже еще останки, один череп , второй. Так как раскоп уже был нарушен, останки сильно перемешаны, хотя грунт хороший - песок. Если бы не "чернушники", можно было бы археологией взять четко всю воронку, с полным пониманием, где кто, а так - пытаемся разобраться, где кто по размеру костей. Хромовые офицерские сапоги, хорошо сохранились головки сапог и их нижняя часть, видно, что здорово они походили, эти сапоги.

И вдруг солдат из Белорусского батальона передает в тряпичном свертке… ПЕЧАТЬ! Латунную печать для пакетов. Я за свой более чем 16-летний поисковый стаж слышал о таких достаточно редких находках, но здесь, по первым военным дням, в нескольких десятков километрах от границы! Руки трясутся до сих пор... К печати намертво прикипела 10 копеечная монета 1936 года.

И тут - возглас: "Медальон!". Кто не занимается поиском, не поймет, что это значит для поисковика. А уж после такой находки, как печать, можно просто лечь в яму вместе с теми, кого нашел - от всплеска адреналина, - я так и сел... Медальон ровно пополам разбит осколком, в нем даже сохранилась бумажная труха... Работали почти до темноты, пока подняли останки семи человек, еще вроде двое в раскопе, завтра назад - к нашим святым. Дорабатывать.

Печать на обработке. То, что видим, - 184 Туркестанский Стрелковый полк, хотя погиб тот полк в начале войны, почти в трехстах километрах отсюда, в районе Гродно. Будем уточнять, все завтра... Сил нет ни на что даже писать, эмоции бьют ключом. Когда видишь вещи павших в хорошем опознаваемом состоянии, невольно начинаешь думать, и мыслям этим нет конца. Куда и откуда он шел в этих явно по заказу сшитых щеголеватых хромовых сапогах, со сбитыми квадратными головками? Ведь если при нем печать для пакетов, это штабной офицер. Может, привез пакет, может, получал или сдавал документы еще до войны? Может, может, может.... Миллион этих может. Нет, не заснуть. Хочется представить, какой он. Запыленный, небритый, усталый, но точно не растерянный и не сломленный. Ведь с ним солдаты - его или нет, но они вместе приняли последний свой бой и не сдались, и не ушли, и не спрятались! А раз они остались с ним, в этом последнем бою, значит он был хорошим командиром! И все они - пока неизвестные Герои! ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕИЗВЕСТНЫХ СОЛДАТ, ЕСТЬ НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИ! Все, кто погиб за Родину! Не могу больше писать, хочу побыть один... Много надо передумать и переварить.

Продолжение следует

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Письма из Бреста. День первый 
Письма из Бреста. День второй