Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Иван Цуба – белорусский Сусанин

Неподалеку от белорусского города Солигорск установлен памятник. Там на постаменте из белого мрамора стоят фигуры двух стариков, братьев Ивана и Михаила Цубы. В годы Великой Отечественной войны Михаил Цуба был расстрелян, а Иван повторил подвиг Ивана Сусанина четырехсотлетней давности.


Неподалеку от белорусского города Солигорск установлен памятник. Его авторы - скульптор С. Селиханов, архитекторы В. Занкович, Л. Левин. Там на постаменте из белого мрамора стоят фигуры двух стариков, братьев Ивана и Михаила Цубы. В годы Великой Отечественной войны Михаил Цуба погиб от рук захватчиков, а Иван повторил подвиг Ивана Сусанина четырехсотлетней давности.


Сразу надо отметить, что во время войны многие белорусы заводили в леса и болота оккупантов, без возможности спастись самим. Так что этот памятник имеет еще и символическое значение. Это не только отдание долга белорусскому крестьянину Ивану Цубе, но и память обо всех белорусах положивших жизнь в боях с немецко-фашистскими захватчиками.


С первых же дней войны в Белоруссии стихийно возникло множество партизанских отрядов. В боевые группы объединялись как комсомольские и партийные работники, солдаты и офицеры, попавшие в первые дни войны в окружение, так и простые советские люди.


Уже в ночь с 3 на 4 июля 1941 года принял первый бой одно из таких соединений. Пинский партизанский отряд будущего Героя Советского Союза В. 3. Коржа. Партизаны решили атаковать на подступах к Пинску отряд немецкой кавалерии. Наши бойцы заняли оборону у деревни Галево. Неожиданным огнем партизаны рассеяли эскадрон. Наступление фашистов было приостановлено, уничтожено две бронемашины сопровождения и 17 фашистов.


И потом, раз за разом партизаны В.З. Коржа наносили удары по врагу. На счету отряда уничтоженные мосты и линии связи, железнодорожное оборудование и склады с боеприпасами, разбитые вражеские гарнизоны в селах и небольших городках.


В декабре 1942 г. Пинский подпольный обком Коммунистической партии Белоруссии создал единый штаб партизанских отрядов Пинской области и объединил действия 11 партизанских отрядов. Партизанское соединение Пинской области насчитывало к концу 1942 г. более 1,8 тысяч партизан. За годы войны только партизаны Пинщины пустили под откос 468 эшелонов врага, разгромили 60 вражеских гарнизонов, нанесли значительный урон боевой технике.


К началу 1943 года для борьбы с партизанами, охраны коммуникаций, аэродромов и складов немцы были вынуждены держать на территории Пинского района значительные силы: 7-ю пехотную дивизию, 73-й минометный полк, 43-ю стрелковую дивизию, 256-й батальон охраны, 3-ю кавалерийскую бригаду.


Политика тотального террора, проводимая немецкими властями, вызывала яростное сопротивление. Зачастую немцы использовали для карательных операций против партизан части сформированные из уголовников, амнистированных специально для таких действий.


Много позже, после Победы, на Нюрнбергском процессе бывший группенфюрер СС Эрих фон Бах-Залевски, на вопрос об уголовниках в армии ответил: «На мой взгляд, здесь есть прямая связь с речью Генриха Гиммлера в Вевельсбурге в начале 1941 года, где он говорил о том, что целью войны с русскими является расстрел каждого десятого из славянского населения, чтобы уменьшить их количество на 30 миллионов. Для опыта и были созданы такие низкопробные части».


Против партизанского отряда В.З. Коржа действовал именно такой карательный батальон матерых уголовников во главе с штурмбанфюрером СС Дирлевангером. Это ему принадлежат слова приказа накануне проведения очередной акции в Старобинском районе: «Батальон еще раз прочесывает район боевых действий... При этом должно быть уничтожено все, что может служить защитой и убежищем. Область должна стать «никем не занятым пространством». Местное население расстрелять, скот, зерно и другие продукты забрать...».


Во время этой многодневной «акции» были зверски уничтожены 9662 мирных жителя. В том числе, 3300 евреев. Штурмбанфюрер СС Дирлевангер получил очередную награду.

В феврале 1943 года нацисты во время операции «Хорнунг» бросили против Пинского и Слуцкого партизанских соединений целую армию, общей численностью больше 20000 человек. Немецкие войска окружили партизанскую зону. Василий Корж проявил мужество и хладнокровие. Хотя в обозах с беженцами, которые сопровождали отряд, возникла паника.

Бывшая партизанка Ада Тимофеевна Бондаренко вспоминала те героические дни так:


«...Захарович переживал за каждого человека и действовал по принципу «Делай, что должен, и будет, что будет!». По-другому он не мог! Помню, как часть обоза попала в засаду, под пулеметный огонь из дзота, и запаниковала. Им показалось, что каратели были уже везде. А Корж — весь как сжатая пружина. Он сразу дал очередь из автомата поверх голов и своим зычным, командирским голосом крикнул: "Стой! Кто только сдвинется и побежит назад, буду стрелять! Дзот должен быть уничтожен! Всем сосредоточиться и занять оборону!».


Благодаря мужеству и стойкости Василия Захаровича Коржа, а он был настоящим профессионалом, воевавшим еще в Испании в 30-х и получивший два ордена за это, колонне удалось прорвать окружение. Применяя тактику упреждающих атак, засад, минирования дорог, Корж сбил темп немецкой операции, они начали увязать в лесах. Основные силы партизан были выведены из окружения, выдержав месячную осаду оккупантов.


Однако сначала силы были неравные, и отряды с боями отходили в глубь лесов и болот. Вместе с ними ушли и жители деревни Навины. А вот братья Михаил и Иван Цуба уйти не успели. Немцы ворвались в деревню, но она была почти пустой. Разъяренные фашисты потребовали от старого жителя, ему было под восемьдесят, Михаила Цубы показать дорогу к партизанам, но тот отказался. Фашисты застрелили его на глазах у брата, и тогда Иван Цуба согласился «отвести» захватчиков к партизанам.


Идя впереди, Иван Цуба отводил эсэсовцев в сторону от партизанских троп и баз, от родных деревень, заманивая их в глушь. Много часов они шли по пояс в снегу, завязнув в болотах, километров на десять километров и подошли к речке Лань. Немцы поняли, что им иже отсюда не выбраться.


Как свидетельствовал позже уцелевший предатель переводчик, Иван Цуба сказал немцам:

«Дальше, уважаемые, идти вам некуда... Только на тот свет! Здесь вы все и перемерзнете, с голоду передохнете или...».

Отчаявшиеся немцы убили Ивана Цубу. По инструкции, при потере ориентации в лесу, надо было пускать сигнальные ракеты. Немцы заполнили лес вспышками, по которым их обнаружили партизаны и из засады уничтожили. Полностью все подразделение. Уцелел лишь тот переводчик, который позже рассказал о подвиге Иванаа Цубы.


Своим подвигом Иван Цуба спас жизнь многим партизанам и местным жителям. Он отвел карателей в сторону от того пути, по которому отходили свои. Следы на свежем снегу были хорошо видны, и эсэсовцы легко могли бы их настичь, тем более, что партизаны уходили медленно: с ними шли старики, женщины, дети.


Похоронили обоих братьев, Ивана и Михаила, в Хоростово. Это были обычные, трудолюбивые крестьяне, настоящие мужики из Западной Беларуси.


Владимир Казаков