Курсы валют на 22.08.2017

17.01.2017 Российские ученые нашли ген, ответственный за депрессию

Открытие сделали в новосибирском Институте цитологии и генетики, используя генотипы около 2 тысяч человек.

Новосибирские ученые открыли ген, который отвечает за развитие депрессии. Научная работа была проведена в Институте цитологии и генетики (ИЦИГ) СО РАН на основе материалов, собранных голландскими учеными.

«Ученым удалось идентифицировать ген, участвующий в контроле депрессии. После этого голландские исследователи подтвердили полученный результат на независимой выборке людей, что позволяет считать его достоверным», - сказано в официальном сообщении Института цитологии и генетики.

Как отмечают исследователи, проведенные изыскания доказали, что «вклад» генотипа человека в развитие депрессии примерно такой же, как для шизофрении. С той лишь разницей, что для нее было обнаружено несколько десятков генов. Для депрессии до этого момента не было ни одного.

Само исследование проводилось новосибирскими учеными с использованием методов математической генетики и компьютерного моделирования. Исходными материалами послужили коллекции геномов, находящиеся в распоряжении других научных коллективов; в данном конкретном случае - центра «Эразмус» в Роттердаме. Помимо этого, инновационная методика позволяет обрабатывать меньший объем данных для получения итогового результата: новосибирские ученые использовали генотипы лишь 2 тысяч человек, в то время, как другие методики требуют более 50 тысяч образцов.

- Мы не стали рассматривать каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается в такого рода исследованиях, - делится деталями глава лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа Института цитологии и генетики Татьяна Аксенович. - Вместо этого, мы брали ген целиком и исследовали генотипы всех вариантов одновременно. Более того, мы рассматривали только те генетические варианты, которые меняют структуру соответствующего белка. Еще одной нашей «фишкой» стало то, что мы изучали не диагноз, то есть, есть депрессия или нет, а сосредоточились на так называемых депрессивных симптомах.

Как отмечают в ИЦИГ, решение такой сложной задачи генетического анализа стало важным медицинским открытием и темой для публикаций в ряде престижных зарубежных научных изданий.

Вениамин Лыков