Большое космическое шоу начинается

Недавно белорусский астроном-любитель Артем Новичонок из Витебска и российский сотрудник астрономической обсерватории Петрозаводского государственного университета Виталий Невский сделали важнейшее открытие. Они зарегистрировали комету, которая очень скоро станет астрономическим событием номер один всего двадцать первого века.

Недавно белорусский астроном-любитель и российский сотрудник астрономической обсерватории Петрозаводского государственного университета сделали важнейшее открытие. Они зарегистрировали комету, которая очень скоро станет астрономическим событием номер один всего двадцать первого века.

Артем Новичонок из Витебска и Виталий Невский из Петрозаводска совершили почти невозможное – заметили мельчайшую точку в ходе астероидного обзора с использованием телескопа-рефлектора. Позже загрузив фотографию в специальную компьютерную программу, которая определяет движение астероидов и комет, они убедились в существовании яркого небесного объекта. Подтверждение открытия было сделано в Майданакской обсерватории в Узбекистане.

Позже расшифровав и перепроверив данные наши ученые выяснили, что комета, она получила название Комета C/2012 S1 (ISON) «Исон», была видна на разных снимках и раньше, но их зарубежные коллеги не обратили на нее внимания.

По словам исследователей Мэрилендского университета в Колледж-Парке и Обсерватории Лоуэлла (США), яркость кометы «Исон» даст ученым редкую возможность наблюдать ее в течение длительного периода.

Сейчас долгопериодическую околосолнечную комету «Исон» можно видеть лишь в самые мощные телескопы, но вскоре она затмит Луну по яркости на небосводе. К концу лета комету можно будет разглядеть в небольшие телескопы и бинокли.

Предварительные расчеты показали, что 1 октября 2013 года комета пройдёт близко к Марсу, на расстояние 10 миллионов километров, и начнёт просыпаться. Её поверхность начнёт реагировать на тепловое воздействие, будут появятся крошечные клубы газа, формируя хвост кометы. Пространство вокруг кометы начнёт искриться, поскольку лёд под поверхностью будет превращаться в газ и извергаться, отражая солнечный свет.

К 29 ноября 2013 года комета пролетит всего на расстояние 1,8 миллиона километров от Солнца и будет видна невооружённым глазом после наступления темноты в том же направлении, что и заходящее солнце. Её свет подобно свету прожектора будет простираться над горизонтом. Затем она быстро проскользнёт мимо Солнца, пройдя от него на расстоянии в 2 миллиона миль – намного ближе, чем любая из планет, и направляясь в сторону Полярной звезды, станет видимой на вечернем небе. Она будет видна невооружённым глазом месяцами.

Вечером 26 декабря комета пройдет на минимальном расстоянии 60 миллионов километров от Земли. Причем ее блеск будет примерно равен лунному свету в полнолуние, а кое-где ее, возможно, будет видно и днем.

Уточняющие наблюдения объемов пыли, что выбрасывает ядро кометы, проведенные с помощью космической обсерватории Swift дали оценку в 51 тонну в минуту, что соответствует диаметру ядра в 5 километров.

Орбита кометы, скорее всего, параболическая. Это значит, что она прилетела из Облака Оорта, Есть предположения, что комета не переживет столь близкого пролета рядом с солнцем и погибнет в нем. Хотя есть и другие мнения.

Самое интересное, это то, что многие ученые отмечают большую схожесть нынешней кометы со знаменитой кометой 1680 года, так поразившей современников. В русских летописях зафиксированы многочисленные свидетельства той кометы, отличавшейся яркостью и величиной хвоста.

Так, «Двинская летопись» пишет.
«Декабря в 11 день явился на небеси столп облачный светлый на западе от звезды и стоял по февраль месяц».

«Вятский Временник» за тот же год:
«Лета 7189 декабря в 14 день, в 1 часу нощи, явился на западе от звезды столп велик, к верху широк и высок, светел яко луч, видением дневного света образ, и ходила та звезда с сиянием генваря до 31 числа, а ходила за Солнцем».

«Летописец»:
«В лето 7189 декабря против 15 числа с перваго часа нощи явилася великая комета на западе, в подобие светлого белого столпа, исподний край повидиному широтою в аршин копиеобразен или в подобие пирамиды, а высотою видимою от земли, аки до неба, и шел ровно со звездами на север 40 дней».

«Летопись Самовидца»:
«На концу того року (1680) на Рождество лядское, 15 декабря, на небе у ноче комета великая явилась, то есть от захода слонца з малой звезди столп страдине великий, ясний, которой до полнеба досягал, а в той ясности през три ночи тривал, а напотом на многие ночи по заходе слонца являлася, тилко не так юже светел стоял».

Ученые всего мира уже с нетерпением ждут этого грандиозного небесного зрелища, открытого белорусским и российским исследователями.

Владимир Казаков