Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

«Курбский против Грозного, или 450 лет черного пиара»

Иоанн Васильевич Грозный – не только один из самых знаменитых, но и, пожалуй, наиболее обсуждаемый русский правитель. За прошедшие века про него написаны сотни художественных произведений, сняты фильмы и телепередачи, опубликованы научные работы историков, архивные документы и т.д.

Иоанн Васильевич Грозный – не только один из самых знаменитых, но и, пожалуй, наиболее обсуждаемый русский правитель. За прошедшие века про него написаны сотни художественных произведений, сняты фильмы и телепередачи, опубликованы научные работы историков, архивные документы и т.д.

Тем не менее, ни историческая наука, ни простые граждане, интересующиеся историей, так и не пришли к однозначному выводу – кем же был Иоанн Васильевич. Сумасшедшим садистом или мудрым правителем, кровожадным изувером или бесстрашным полководцем, собирателем земли русской.

В книге «Курбский против Грозного, или 450 лет черного пиара» историк Вячеслав Манягин, опираясь на документы и факты, убедительно доказывает, что «грозный» образ русского царя, весь негатив вокруг его правления и личной жизни – это результат западной пропаганды, одной из первых в истории человечества «черной» пиаровской кампании.

Россию до Ивана Грозного на Западе почти не знали. Но когда "изумленная Европа увидела у себя под боком огромную империю" (К.Маркс) под управлением умного и решительного московского царя, то западные страны пропагандистскую компанию против России.

Главным орудием этой компании стал князь Андрей Курбский - известный государственный деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Действуя, по его словам, из опасения "неправедной" опалы Ивана Грозного, бежал в Литву (1564), стал членом рады Речи Посполитой. Написал мемуарный памфлет "История о великом князе Московском" (1573) и 3 обличительных послания "лютому самодержцу". Это произведение вместе с ответами Ивана Грозного представляет собой уникальный литературный памятник, образец полемики о пределах царской власти и ее отношениях с церковью.

Однако, абстрагируясь от литературных достоинств этого памфлета, надо помнить: Курбский участвовал в войне против России, был польским шпионом и предателем Родины. И именно его работа положила начало очернению России, которое до сих пор продолжают некоторые историки и политики.

Илья Вихарев в «Литературной газете» писал: «даже если все преступления, приписываемые Иоанну историками, были им совершены в действительности, чем же он выделялся среди правителей XVI века? Нравы тогда были суровые. Известный историк Валишевский обращает внимание на то, что происходило в Западной Европе: «Ужасы Красной площади покажутся вам превзойдёнными. Повешенные и сожжённые люди, обрубки рук и ног, раздавленные между блоками... Всё это делалось среди бела дня и никого это не удивляло, не поражало».

Про Варфоломеевскую ночь во Франции, когда было перебито свыше 30 000 протестантов, и говорить нечего. А вот примеры менее известные. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 000 человек. В той же «цивилизованной» Англии, когда возраст короля или время его правления были кратны числу «7», происходили ритуальные человеческие жертвоприношения: невинные люди своей смертью должны были якобы искупить вину королевства. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100 000 человек...

И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали Грозного, чьи «преступления» были рождены буйной фантазией его политических противников. Причём остриё обвинений направлено не только на личность царя, но также на Россию и русских.

Чем заслужила Россия такую ненависть Запада? Русский философ Иван Ильин, долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношений европейцев к России: «Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе... что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов...

Такое отношение к нашей стране, убеждён автор книги, сформировалось именно во время правления Ивана Грозного, когда неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая установлению в мире гегемонии европейских государств. Иоанн Васильевич активно противодействовал европейской политике, что сделало его врагом № 1 «цивилизованного мира» и вызвало интервенцию против России, продолжавшуюся всю вторую половину XVI и начало XVII века.

Надо иметь в виду, что эта книга – совсем не научный трактат. Вячеслав Манягин – увлеченный публицист, он не может, да и не пытается выглядеть беспристрастным. Однако убежденность автора в своей правоте, профессионализм и хорошее знание предмета подкупают. Книга читается на одном дыхании и, несомненно, будет интересна всем тем, кто любит хорошую историческую литературу и изучает историю нашего Отечества.

Книга выпущена издательством «Алгоритм».