Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

02.12.2011

Актуальные вопросы и реализация программ Союзного государства

2 декабря портал soyuz .by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провели интернет-видео-брифинг с участием первого заместителя председателя Национальной академии наук, доктора технических наук, профессора, академика Петра Александровича Витязя. Тема брифинга: «Актуальные вопросы и реализация программ Союзного государства».

2 декабря портал soyuz .by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провели интернет-видео-брифинг с участием первого заместителя председателя Национальной академии наук, доктора технических наук, профессора, академика Петра Александровича Витязя. Тема брифинга: «Актуальные вопросы и реализация программ Союзного государства».

Петр Александрович, союзные программы являются неотъемлемой частью белорусско-российской интеграции в рамка Союзного государства. Однако, Беларусь и Россия обладают собственными хорошо развитыми научными отраслями, в которых ведутся собственные разработки. В связи с этим вопрос: какое, на ваш взгляд, место занимают союзные программы в системе наук двух государств?

Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что каждая из наших сторон имеет приоритеты научно-технического и научного развития. И большинство этих приоритетов совпадает. Это является хорошей основой для нас и наших российских коллег, чтобы находить те программы, которые отвечают интересам, как России, так и Беларуси. И с этих позиций мы подходим к выбору программ, прежде всего – научно-технических.

Начиная с 2002 года, мы активно участвуем в формировании союзных программ в различных направлениях, стараемся выработать не краткосрочную, а напротив, долгосрочную перспективу их развития по приоритетным направлениям в интересах наших сторон, как вместе, так и каждой стороны по отдельности. И в ряде случаев результаты выполнения этих программ стали визитной карточкой Союзного государства.

В качестве примеров можно привести ряд программ в области космоса, уже выполняемых нами. В этой области создана дистанционная система зондирования земли, разработаны программы, создана аппаратура, решается вопрос мониторинга и многие прикладные вопросы. Поэтому программы постоянно усложняются, и одна программа переходит в другую. По этому направлению, в частности, проходит уже четвертое поколение программ.

Можно также взять в пример программы по суперкомпьютерам. Они развиваются точно также. Всё начиналось со «СКИФа», но все время задачи усложнялись. И сейчас мы решаем вопросы в тех направлениях, которые нужны: создание мощных машин и в РБ, и в РФ, разработка программ и решение тех задач, которые важны нашим государствам.

Но самая главная задача для Беларуси и России, с учетом СГ, СНГ, ЕврАзЭС - пытаться расширить область влияния (прежде всего через Союзное государство) на страны этих объединений. На последнем заседании (Высшего Государственного Совета Союзного государства – прим. soyuz . by ) на высшем уровне глав государств было рассмотрено, как это сделать. Там же был не только утвержден бюджет, а еще и намечены пути дальнейшей интеграции как в рамках СГ, так и в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ. Задача наших программ – выйти на этот уровень.

Петр Александрович, вы упоминали, что за период существования Союзного государства было выполнено большое количество научных союзных программ по самым различным направлениям: суперкомпьютерные технологии, «Космос», биотехнологии, машиностроение и т.д. Какие программы имеют наибольшее практическое и концептуальное значение? И каких результатов удалось добиться в их рамках?

Есть те программы, которые уже имеют значение: в области космических исследований, в области суперкомпьютеров. Но есть программы, которые будут иметь огромное значение завтра. Здесь хотелось бы назвать программу «Белространсген» по созданию животных (коз) с белком человека, и впоследствии – возможностью использования данного трансгенного сырья коз для производства лекарств. Мы думали над тем, как создать трансгенных животных, как их сохранить и размножать. А следующим этапом будет решение вопроса: как создавать из данного материала лекарство. Это для будущего имеет огромное значение.

Или возьмем программы по комическим исследованиям. В целом, мы работали над программами по разработке и созданию наземной инфраструктуры, по подготовке кадров, по созданию аппаратуры. А теперь мы должны проводить мониторинг в интересах отраслей. То есть, в интересах лесного хозяйства, земледелия, в решении вопросов картографии, в решении вопросов безопасности (МЧС, стихийных бедствий, наводнений). Мы должны решать практические задачи в интересах экономики нашей страны. Но если у нас будет спутниковая система (а дальше планируется группировка с Украиной и Казахстаном), то мы расширим пространство, повысим эффективность использования этих разработок в интересах не только нашей страны, но и в интересах других стран. А следовательно – эффективность этих разработок будет увеличиваться.

Перед нами существует очень много задач по программно-промышленному комплексу, которые мы только сейчас начинаем выполнять. Задача состоит в том, чтобы не только создать новые сорта культур, систему машин, но и в том, чтобы создать новые технологии производства продукции с глубокой ее переработкой, в целях безопасного питания. Эту систему мы прорабатываем сейчас с Россией с тем, чтобы выйти на новые программы.

На сегодняшний день у нас есть множество предложений по физическим направлениям. Прежде всего, это – школа Жореса Ивановича Алфёрова. Работа связана с созданием светодиодов, плазменной техники, с использованием новых полупроводниковых материалов в различных направлениях приборостроения и техники. Это направление завтрашнего дня. Эта работа ведется на уровне нанотехнологий, наноматериалов и имеет большое значение.

Не могу не сказать о стволовых клетках, о промышленных биотехнологиях, которые тоже требуют решения. Например, такое направление как фармация – быстро развивается, и мы должны вписаться в этот темп. Мы обсуждаем программы в этом направлении, и у нас уже есть наработки. Однако, еще не все программы прошли экспертизу. Есть программы, которые уже работают. Есть те, которые оформляются. А есть и такие, которые только обсуждаются. 6 декабря пройдет форум, где мы будем обсуждать не только итоги работы, но и существующие задачи и то, что нам нужно будет делать завтра.

Одним из основных также является вопрос - как лучше повысить эффективность этих программ в интересах Союзного государства и в интересах других объединений, в которые входит Россия и Беларусь.

Петр Александрович, вы как раз упоминали, что 6 декабря начнется очередной VI форум союзных программ Союзного государства. Это одно из центральных событий в научной жизни Беларуси и России. Расскажите подробнее, какие проекты новых программ будут представлены на форуме.

У нас есть около десятка программ. Среди них есть те, что прошли определенную экспертизу, но еще не оформлены. Например, программа, занимающаяся вопросом отходов атомных электростанций. А именно: как их утилизировать, перерабатывать и т.д. Это программа санкт-петербургской школы. Учитывая возможность строительства АЭС у нас и большое количество отходов АЭС в России, мы бы хотели эту программу как можно скорее обсудить и оформить. Новые подходы утилизации отходов АЭС, конечно, являются проблемой не только для наших стран, но и вообще в мире.

Также одним из приоритетных вопросов является вопрос о нуклидах, который давно обсуждается. Хотелось бы создать новый медицинский аппарат для нуклиидологических исследований оценки состояния больных по разным направлениям, по производству технеция, который сегодня закупается за рубежом. Мы могли бы создать эти технологии вместе с россиянами, но эта программа медленно оформляется.

Хотелось бы упомянуть программу «ОРБИСС» по вычислительной технике. Здесь мы могли бы выйти на новый уровень решения практических задач, но программа находится пока на стадии оформления. Программа «Коваль», предложенная санкт-петербургским центром.

Я бы хотел назвать программы по сельскому хозяйству. Ключевым вопросом тут является не только создание и выращивание новых сортов культур, но и создание технологий по их обработке и последующей глубокой переработке получаемого продукта.

Есть программы, которые только обсуждаются с Новосибирским центром по системам механо-химической активации продуктов, подготовки различных материалов, с последующим формованием и нанесением покрытий методами порошковой металлургии. Данное направление для нас очень интересно. Но по этому вопросу существует только постановочная программа.

Могу также назвать программу по использованию углеводородного топлива с катализатором, с полным сжиганием, с минимальным выбросом в окружающую среду. Эти вопросы, учитывая их энергосберегательную сторону, имеют большое практическое значение. И нам бы хотелось ускорить их решение при помощи союзных программ. Однако данные программы только обсуждаются.

Петр Александрович, вы только что упомянули, что перед учеными, которые занимаются разработкой и выполнением союзных программ, стоит ряд проблем. К примеру, некоторая забюрократизированность процесса утверждения новых программ. Получается, что с момента подачи заявки на новую союзную программу до начала ее выполнения проходит до двух лет. За это время в принципе сама наука может продвинуться гораздо дальше и проблема может перестать быть актуальной. И еще, какие проблемы стоят перед учеными, занимающимися союзными программами?

Вы подняли очень больную для нас тему. Хотя она таковой является не только для нас, но и для Постоянного Комитета Союзного государства и для депутатов. Мы неоднократно обсуждали вопрос совершенствования прохождения процедуры утверждения программы. Но это бюрократическая машина, поскольку программа требует согласования в Беларуси – через все органы, в России, а после – в Союзном государстве. И чтоб процесс начался, все нужно сперва решить, а потом вынести принятое решение. Причем решается все через заказчика и головную организацию. Прежде всего – через заказчика.

Я бы сказал, что сегодня система немного упрощена, но не настолько, чтобы отвечать требованиям. Потому что технологические процессы за три года могут полностью поменяться, особенно в электронике, оптике и других направлениях, где очень быстро меняется и выводится на новый уровень технологический уклад. Поэтому если такую программу формировать 2 года, то к тому времени она не будет соответствовать требованиям. Но с другой стороны - это деньги. А они требуют не только контроля, но и четкого рассмотрения – правильно ли они распланированы?

Самый большой научный потенциал сосредоточен, я считаю, в Академии наук. Поэтому мы предлагали передать право на рассмотрение и экспертизу проектов межакадемическому совету НАНБ и РАН с участием Постоянного Комитета Союзного государства. И если экспертиза проведена, приступить к рассмотрению в ускоренных темпах возможности финансирования в соответствующих организациях. Минфин должен определить – хватает ли денег для осуществления проекта, но в его задачи не входит проведение экспертизы. Это должны делать другие органы, которые должны быть созданы при Постоянном Комитете или при депутатском корпусе.

Но мы предлагаем использовать эту базу в АН, так как специалистов по новым научным и научно-техническим направлениям больше всего у нас, но конечно с привлечением высшей школы и отраслевой науки. Вместе мы бы могли проводить экспертизу. А далее программы бы рассматривались в Минфине и Минэкономики Беларуси и России.

То есть, для того чтобы данная система, в рамках межакадемического совета НАНБ и РАН, заработала нужно делегировать часть полномочий контрольных органов министерств (конкретнее – Минфина) Беларуси и России?

Для этого Союзное государство должно принять решение поручить межакадемическому совету проводить экспертизу и упростить процедуру прохождения программ в соответствующих органах при положительном заключении экспертизы. Если нужны какие-то еще экспертные независимые заключения – то тоже их установить. Но процедура должна быть ускорена.

На заседании Высшего Госсовета Союзного государства в конце ноября был утвержден бюджет на следующий год. Он составил почти 5 млрд. российских рублей. Какая его часть будет направлена на финансирование союзных научны программ, и какие новые программы запланированы к выполнению за счет этого бюджета?

В этом году открылись программы «Стандартизация-СГ» по космической технике, «Стволовые клетки». Здесь открыто финансирование и программы есть уже в плане. Из программ, которые должны были открыться – это «Плазматех», «Коваль», «ОРБИСС», около 5-6 программ, которые сейчас рассматриваются.

Рассматривается программа по картофелю и по топинамбуру. Если бы мы могли ускоренно рассмотреть эти программы, то естественно они бы вошли в бюджет Союзного государства. Потому что бюджет выделен, но еще не наполнен программами. И я еду на форум с целью ускорить процесс оформления и финансирования данных программ.

Петр Александрович, Беларусь и Россия ведут активную работу по внедрению инноваций в своей экономике. Какое место в инновационном развитии Союзного государства занимают научные союзные программы и какие вы, как ученый, видите перспективы развития союзных программ в обозримом будущем?

Основные программы я уже назвал. Те перспективные направления, которые развиваются, представляют интерес и по энергосбережению, и по наукоемким компонентам машиностроения. В качестве примера приведу карьерную технику. У нас выпускаются БелАЗы, которые по нормативной документации работают на дорогах под углом до 10 градусов и глубиной до 500 метров. Ученые предлагают поменять нормативную базу до 30 градусов и глубину до 1000 метров. Возникает много технических вопросов, как по требованию к машине, так и к условиям ее эксплуатации. Мы бы могли взяться за решение этой проблемы совместно с уральским отделением наук в РАН. У нас это расширит экспорт и улучшит конкурентоспособностью. У Россиян – это усилит возможность природопользования сырья, как в глубину, так и по крутизне подъема дорог. То есть меняется технология карьерного дела.

Я бы назвал приоритетным решение вопросов по сельхозпродуктам. Прежде всего, это – продовольственная безопасность. Мы обязаны производить достаточно продуктов. Это хорошо не только для удовлетворения своего спроса, что будет понижать цену, но и повысит конкурентоспособность, если мы будем делать качественное сырье, повышать производительность и делать качественное сырьё, выпуская чистый продукт. А для этого нужны не только новые химические препараты, но и биологические стимуляторы роста и защиты растений. То есть, нужно развивать целую индустрию и предложений здесь существует достаточно много. И так в каждой области! Вопрос состоит только в том – что нужно нам? Ведь ученые говорят, что нужно и как можно это осуществить. Но ведь принимает решение правительство. Мы готовы убеждать, доказывать и решать. В этом наша задача.