Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.11.2010

Обращения кандидатов в Президенты Беларуси: Алесь Михалевич

Обращение кандидата в президенты Алеся Михалевича было основано на испытанной технологии катехизиса – «вопросах и ответах». Для создания иллюзии интерактивности кандидат принёс в студию полноразмерный ноутбук, откуда зачитывал «живые» вопросы избирателей. Возможно, замысел отлично выглядел на бумаге (на мониторе), однако реализация слегка подкачала.

Обращение кандидата в президенты Алеся Михалевича было основано на испытанной технологии катехизиса – «вопросах и ответах». Для создания иллюзии интерактивности кандидат принёс в студию полноразмерный ноутбук, откуда зачитывал «живые» вопросы избирателей. Возможно, замысел отлично выглядел на бумаге (на мониторе), однако реализация слегка подкачала.

Может быть, в кадре не доставало второстепенного персонажа – эдакого обаятельного пресс-секретаря, фильтрующего вопросы, или вежливого корреспондента, обращающегося к кандидату по имени отчеству. Увы, таковы правила телеобращений! Возможно, Михалевич просто поленился отрепетировать выступление или понадеялся на экспромт, однако поминутное поправление очков, приближение лица к экрану ноутбука во время зачитывания вопросов, причмокивание и непродуманные громоздкие словосочетания – чего стоит, хотя бы, «одна из наиболее лучших промышленностей» – не добавляли кандидату лоска и внятности.

Михалевич рассказывал о своей программе «эволюционной модернизации» Беларуси и трижды признал эффективность экономической модели Беларуси для периода конца 90-ых годов двадцатого века – начала двадцать первого. Затем он заявил о том, что в условиях кризиса она начинает не срабатывать, а деньги вместо модернизации производства тратятся на второстепенные, с его точки зрения, проекты.

Михалевич подчеркнул, что несколько лет назад он получил диплом антикризисного управляющего, упрекнул действующую власть в том, что она не строит новые предприятия, и тут же оговорился, что в условиях кризиса лучше «не производить, чем не продавать произведённое».

При ответе на вопрос, «что он обещает, если станет Президентом?» Михалевич начал говорить, почему лучше ничего не обещать, запутался и сбился на следующий вопрос. Затем вернулся к предыдущему и вполне прагматично объяснил, что дальнейшего увеличения зарплат или пенсий ожидать не стоит – это только спровоцирует инфляцию.

Что касается каких либо фундаментальных вопросов, то Михалевич выступает за введение частной собственности на землю, причём, похоже, безо всяких ограничений. По крайней мере, в качестве аргумента он привёл немецких инвесторов, которые опасаются вкладывать в белорусскую экономику на условиях 49-летней аренды земли. По его словам, для немецких компаний характерно думать о перспективах развития бизнеса на 50 и 100 лет вперёд. Перспективы других радикальных экономических реформ не были озвучены. Кандидат обошёлся абстрактными заявлениями о либерализации законодательства, упрощении налогообложения и общем снижении налоговой нагрузки.

Тем не менее, не обошлось и без предложений по возвращению ограничения на количество сроков, на протяжении которых одно лицо может занимать пост Президента. Согласно действующей Конституции Беларуси для этого требуется проведение референдума и внесение изменений в Основной закон. Впрочем, кандидат Михалевич не сторонник парламентской республики.

Ответы на вопросы о Едином экономическом пространстве и отношении кандидата к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана свелись к тому, что нужно всё взвесить, пригласить опытных специалистов, подумать, выгодно ли – и не отказываться, если это действительно так. Об отношениях с Евросоюзом Михалевич отозвался довольно скептично, заявив, что там ещё не всех «переварили». Впрочем, он предложил отменить в одностороннем порядке визы для европейцев – для развития въездного туризма и, впоследствии, смягчения визового режима для белорусов. В сфере международной политики, Михалевич выступает за нерушимость послевоенных границ и, следовательно – непризнание Беларусью Абхазии и Южной Осетии, равно как и Косова.

Мнение Михалевича о военном сотрудничестве с Россией и НАТО показали, что военная сфера находится где-то за периферией мировоззрения кандидата. Что-то типа того, что нужно участвовать в совместных учениях и с теми и с другими, а вообще-то каждому военнослужащему, уходящему в отставку, «нужно дать дом под Минском или другим городом, а армейским офицерам обеспечить зарплату на уровне сотрудников спецслужб».

В сфере образования Михалевич пообещал не проводить реформы ради реформ, возвратить спецшколы и освободить педагогов от дополнительных непрофильных нагрузок.

Казалось, были подобраны самые выигрышные вопросы: о себе, о том, что обещает, о неотложных реформах, но всё это не помешало кандидату постоянно забредать «куда-то не туда». Михалевич явно не укладывался в отведённое время, нервничал и поглядывал в сторону – возможно на часы. Кандидат хотел запомниться избирателям честным и конструктивным – он постоянно вдавался в пространные и в тоже время хаотичные объяснения. В ходе одного из них: почему уменьшение производства плодово-ягодных вин в Беларуси не должно привести к сокращению числа рабочих мест в малых населённых пунктах, он вымучено улыбнулся и внезапно выдал, что на этой, дословно, «оптимистической ноте» он хотел бы закончить своё обращение к гражданам Беларуси.

Влад Григорьев, эксперт