Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

25.06.2008

Не то, так это

Недавно состоялся экспресс-опрос по всему миру. Социологов интересовало, как оценивается деятельность международных и национальных лидеров. Призером стал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Остальные попали в негатив. Во многих случаях это стало неожиданностью. В длинном списке Николя Саркози занял четвертое место снизу. Поднялся на ступеньку выше Джорджа Буша, но вряд ли это радует хозяина Елисейского дворца. Две трети граждан осуждают президентские инициативы.

Недавно состоялся экспресс-опрос по всему миру. Социологов интересовало, как оценивается деятельность международных и национальных лидеров. Призером стал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Остальные попали в негатив. Во многих случаях это стало неожиданностью. В длинном списке Николя Саркози занял четвертое место снизу. Поднялся на ступеньку выше Джорджа Буша, но вряд ли это радует хозяина Елисейского дворца. Две трети граждан осуждают президентские инициативы.

Саркози, видимо знал высказывания голливудского гримера Фрэнка Уэстмора. Имиджмейкер оставил пропись для политика: «Главное -- как он внешне выглядит. Его программа -- это заведомо второстепенное дело, если вообще стоит о ней думать». Граждане, однако, задумываются, когда их бьют по карману.

Он любит острую игру. После избрания президентом Саркози развлекал своих избирателей экстравагантными выходками. Проводил время на дорогих курортах и катался на белоснежных яхтах, развелся со второй женой и до оформления очередного брака поселил в Елисейском дворце новую пассию -- модель Карлу Бруни. Разрешил журналу «Пари мач» провести съемку в их спальне. Многих шокировали эти кадры, но ему хотелось показать, какой заряд энергии таится в нем -- и в служебном кабинете, и за его порогом. С этим французы кое-как мирились, пока он обещал повысить покупательную способность, «обновить» экономику и покончить с «застоем», в который погрузил страну Жак Ширак.

Либералы заботятся о «сливках» общества. Верхний порог налогообложения он снизил с 60 до 50 процентов и дал возможность владельцам крупных состояний уменьшить отчисления части своих доходов в бюджет. «Середнякам» государство помогает строить жилье: выделяет кредиты в рамках программы «Дом за 15 евро в день». В условиях роста цен на продукты и бензин малообеспеченным гражданам не под силу войти в этот проект -- отстегивать ежегодно 5,5 тысячи евро.

Собирался урезать пенсии и пособия по безработице, лишить государственной поддержки многодетные семьи, реформировать здравоохранение и рынок труда. Встретил, однако резкое сопротивление. Французы поняли: правительство защищает богачей и пытается залатать дыры в казне за счет беднейших слоев. На парижских площадях проходят протестные акции против наступления на жизненные права граждан. Власти намереваются «урезать» штаты лицеев и уволить 20 тысяч преподавателей. В ответ на это студенты перекрывают улицы и митингуют. Рыболовы, которые из-за высоких цен на топливо не в состоянии выходить в море, громят портовые службы и прохожим раздают бесплатно свой улов...

Верхи в растерянности. В пенсионный возраст вступает послевоенное поколение. Пожилых кормят молодые: на одного пенсионера уже приходится два работающих француза, но в 2020 году их будет всего полтора. Уменьшить размер пенсий и поднять пенсионный возраст Париж не решился. Единственное, на что пошел Саркози -- несколько увеличил обязательный трудовой стаж. Сейчас это 40 лет, а к 2012 году вырастет на год. Поступлений в бюджет не хватает, и в прошлом году государство задолжало частным банкам 4,6 миллиарда долларов.

В нынешнем году медицина «съест» 7 миллиардов бюджетных евро. Система здравоохранения, созданная в 1945 году, обеспечивает бесплатное лечение в больницах и помощь роженицам. Хотелось бы перевести медицинские услуги на коммерческую основу, но Саркози опасается, что это взорвет общество. Ограничился «мелочами»: французы делают незначительные взносы для приобретения лекарств и вызова «скорой помощи».

Это далеко от рыночных требований. Скорее, предупредительный сигнал о том, как будет меняться уклад жизни. Саркози отступил, но ему не прощают -- норовит осуществить либеральные идеи в рассрочку. Лавирует и выжидает удобного случая похоронить социал-демократическую модель.

Много подозрений вызывают его внешнеполитические кульбиты. Шарль де Голль вывел Францию из военных структур НАТО -- не допускал мысли, что французские части будут подчиняться янки. Саркози заявил, что страна возвращается в атлантический силовой блок. Успокаивал тем, что европейские вооруженные силы будут под своим командованием, но это смешная уловка. США ввязываются в безрассудные конфликты и понадобится «пушечное мясо». Европейцы не смогут отсидеться в стороне. Ирак многому научил. У «завербованных» союзников нет выбора: назвался груздем, полезай в кузов...

Спустя две недели по инициативе французского президента состоится встреча глав 39 государств. Учреждается Союз для Средиземноморья. Какие-то политические дивиденды Франция, возможно, получит, но рассчитывать на экономические выгоды трудно. Чтобы разрабатывать месторождения полезных ископаемых в Африке и Азии, нужны большие вложения. Частный капитал будет нуждаться в государственной поддержке, и бюджет упадет вниз.

В этом -- весь Саркози. Проигрывает одну игру, но затевает другую. Взбудоражил всю страну: Париж должен стать его визитной карточкой. Предшественники позаботились о том, чтобы оставить после себя добрый след. Франсуа Миттеран воздвиг во дворе Лувра стеклянную пирамиду, а Жак Ширак построил вблизи Эйфелевой башни Музей примитивных искусств. Саркози замахнулся на большее. Задумал грандиозный план под названием Большой Париж -- создать мегаполис, соединив со столицей растянувшийся на десятки и десятки километров регион Иль-де-Франс. Из 43 поступивших досье жюри отобрало 10. У одного из признанных мэтров Ролана Кастро оригинальный замысел: столица станет цветком. Нынешний Париж будет его сердцевиной, а лепестками -- живописные районы, каждый со своим колоритом. «Десятку» принял президент и потребовал к январю представить детально проработанные проекты: «Дайте волю творческой фантазии, а средства будут». На косметику не скупится...

Игорь ЛИСТОПАД.