Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

14.02.2005

«Банный день» для российского правительства

Обсуждение в нижней палате российского парламента вопроса об отставке правительства ожидалось с большим интересом. Мало кто сомневался в том, что кабинет усидит, хотя даже вице-спикер Думы Л.Слиска накануне объявила, что депутаты если и не снимут правительство, то устроят ему «хорошую баню».

Обсуждение в нижней палате российского парламента вопроса об отставке правительства ожидалось с большим интересом. Мало кто сомневался в том, что кабинет усидит, хотя даже вице-спикер Думы Л.Слиска накануне объявила, что депутаты если и не снимут правительство, то устроят ему «хорошую баню».

Инициатором вотума выступили коммунисты, которые представлены в Думе лишь 47 голосами. Правда, им удалось в поддержку своей идеи собрать аж 103 голоса. Коммунистов поддержала фракция «Родина». Левым было не так уж важно, уйдет ли в отставку все правительство или какая-то его часть. Главное, чтобы были достигнуты положительные результаты в экономической и социальной сфере. Правда, коммунисты все же рассчитывали, что за отставку правительства проголосуют 130-150 парламентариев.

 Многих аналитиков интересовало, как поведет себя премьер М.Фрадков, какие доводы приведет в свое оправдание. Доклад М.Фрадкова произвел разные впечатления. Нашлись обозреватели, которые стали утверждать, что если раньше у кабинета Фрадкова не было вообще никакой программы, то теперь «Программа Фрадкова» обрела вполне определенную физиономию. При этом некоторые поспешили объявить, что ее дух явно отличен от духа «Программы Грефа», которая продолжает оставаться официальным экономическим планом правительства. Первым и центральным пунктом в деятельности правительства Фрадков назвал увеличение доходов населения – прежде всего пенсионеров и бюджетников. Между тем все предыдущие руководители кабинета только сетовали, что рост доходов населения в России отстает от роста производительности труда, и поощрять его не собирались. Видимо, сказался шок от январских выступлений пенсионеров. Кроме того, Фрадков пообещал запустить несколько национальных проектов в области ТЭКа, сельского хозяйства и транспорта. Фрадков еще раз повторил, что задача по удвоению ВВП «остается ключевой», и предложил расширить круг методов стимулирования экономического роста.

Многие средства массовой информации выделили положение доклада М.Фрадкова о признании неподготовленности перехода к монетизации льгот. «Не просчитали все детали и столкнулись с реакцией, обусловленной низким уровнем жизни и тем, что льготы для многих – это вопрос не денег, а уважения и престижа», – каялся Фрадков. В результате денег выделено гораздо больше, чем было задумано заранее, но «все делается вдогонку, и у населения создается впечатление непродуманности реформы». Однако премьер заверил, что «работа не закончена, болевые точки мы чувствуем», а критика президента «в его характерной деликатной манере действует сильнее, чем публичный разнос».

Подготовленный коммунистами вотум недоверия представляла бывшая «яблочница», теперь независимый депутат, член думского комитета по бюджету и налогам О.Дмитриева. Она констатировала, что правительство провалило все реформы, темпы роста снизились, а в некоторых отраслях, например, в легкой промышленности начался спад. Административная реформа привела только к росту расходов на госаппарат и увеличению взяточничества, согласно опросам предпринимателей, в 2-2,5 раза. В целом же схема работы правительства строится следующим образом: «Изъять деньги у народа или у бизнеса, сформировать финансовый поток и посадить на него своих людей или свои компании». В качестве примеров депутат Дмитриева привела стабилизационный фонд, пенсионный фонд и закон об «автогражданке». В результате убытки России от ошибок М.Зурабова в связи с пенсионной реформой и монетизацией льгот составили 550 млрд. рублей, убытки от ошибок министра финансов А.Кудрина в связи с использованием ресурсов стабилизационного фонда – 1 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на национальную безопасность, образование, национальную экономику и социальную политику, вместе взятые. «Мы должны отказаться от такого дорогого правительства», – заключила О.Дмитриева.

Представители всех фракций признали работу кабинета министров неудовлетворительной. «Мы считаем, что правительство Путина-Фрадкова должно немедленно уйти в отставку, – заявил лидер КПРФ Г.Зюганов. – Прежде всего потому, что его политика продолжает уничтожение населения и ведет к параличу государства». Руководитель коммунистов подчеркнул, что социальный цинизм стал главным в политике правительства. Оно готово досрочно выплачивать 30 млрд. евро долгов Парижскому клубу кредиторов, но не хочет повышать мизерные детские пособия в вымирающей стране.

Представлявший «Единую Россию» вице-спикер О.Морозов хоть и признал, что социально-политическая обстановка в России сейчас хуже, чем в те годы, когда не платили зарплату и пенсии, но отставка правительства кризис только углубит. Однако полгода для исправления ситуации слишком много, «Единая Россия» готова дать два месяца, иначе «погонят и вас, и нас».

Как и следовало ожидать, отставка правительства не состоялась. При необходимости 226 голосах за отставку проголосовало лишь 112 депутатов. Любопытно, что 314 депутатов, в основном это представители «Единой России», вообще голосовать не стали. В итоге все остались живы-здоровы и на своих местах. Довольными выглядели как оппозиционеры, так и представители «Единой России». Первые получили возможность «выпустить пар» и доказать всем, что продолжают оставаться блюстителями интересов народа, вторые – публично раскритиковать правительство и, таким образом, переложить на нерадивых министров всю ответственность за провальную монетизацию льгот. Не исключено, что будут предприняты новые попытки отправить правительство в отставку. Возможно, за надвигающуюся реформу ЖКХ и планируемое очередное повышение энерготарифов. Вероятнее всего, это произойдет уже весной. Однако судьба кабинета будет решаться, разумеется, не в Охотном ряду, а в Кремле. Кого-то придется все же принести в жертву.