Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

24.05.2005

Павел Бородин: "Между Россией и Беларусью практически нет границ"

- Павел Павлович, вы уже пять лет возглавляете Постоянный комитет Союзного государства. Об интеграции Белоруссии и России в последнее время говорят мало. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Павел Павлович, вы уже пять лет возглавляете Постоянный комитет Союзного государства. Об интеграции Белоруссии и России в последнее время говорят мало. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Есть три способа создать государство. Первый: можно ввести войска, как сейчас происходит в Ираке. Второй: можно, как Политбюро в советские времена, принять решение о создании государства. И, наконец, есть экономический способ, по которому сейчас строятся Евросоюз, Всемирная торговая организация, ну и, конечно, Союзное государство. Сегодня мы все больше денег тратим на союзное строительство. Сравните: бюджет Содружества независимых государств, в которое входят 11 стран и примкнувшая к ним незалежная Украина, составляет 258 миллионов рублей, бюджет же Союзного государства, где всего два участника – Беларусь и Россия – 3,3 миллиарда рублей. Впрочем, бюджет в 3 миллиарда долларов имеет одна лишь Ульяновская область, где работает 300 тысяч человек.

Из союзного бюджета лишь один процент тратится на содержание чиновников, остальные деньги идут на финансирование производственных программ: дизельного машиностроения, сельхозмашиностроения, высокотехнологического производства, производства товаров народного потребления, где задействовано 200-250 тысяч человек. Приведите мне пример, где на постсоветском пространстве еще строятся такие же цивилизованные экономические отношения? Я вам такого примера привести не могу.

Сегодня 400 тысяч белорусов работают в России, 100 тысяч россиян - в Беларуси. Фактически россияне в Беларуси и белорусы в России не считаются иностранными гражданами. Все это говорит о том, что между Беларусью и Россией практически нет границ. Нет визового режима, нет других проблем, мешающих передвижению людей и капиталов.

Приведу вам один пример. В СССР собиралось 12 миллионов телевизоров; в 1999 году было собрано всего 100 тысяч телевизоров. Сейчас, благодаря совместной программе «Союзный телевизор», мы собираем 2 миллиона телевизоров. На всем постсоветском пространстве можно найти КАМАЗы и «Уралы», ГАЗы. Только по союзным программам выпускаются автомобили нового поколения Евро-2, Евро-3, на очереди Евро-4. Их не очень много, но это большое достижение.

Беларусь – это сборочный цех России, в хорошем смысле этого слова. Сегодня 95 процентов энергоносителей и 85 процентов комплектующих для машиностроительного комплекса Беларусь получает из России. Взаимный товарооборот в прошлом году составил 18 миллиардов долларов. Мы живем практически в одной экономике. На всем постсоветском пространстве всего у трех руководителей хватило ума поставить интересы государства выше личных - это Ельцин, Лукашенко и Путин. Все остальные «незалежны» до упора: построили границы, ввели свою таньгу, а то, что народу плохо – плевать. У них есть гимны, «Мерседесы», саммиты, разговоры, встречи. Однако их всех ждет судьба Акаева и Кучмы, все они рано или поздно будут жить в Москве или в Подмосковье.

- Какие, на ваш взгляд, наиболее важные проблемы стоят перед Союзным государством?- Евросоюз один к одному переписал конституцию Советского Союза: единые границы, единая таможня, военно-техническое сотрудничество, единая нормативно-правовая база, единая финансово-кредитная политика, единое платежное средство, свободное передвижение людей и капиталов. Другое дело, что в СССР строили в основном подводные лодки, танки, ракеты вместо того, чтобы поднимать сельское хозяйство, строить дороги и жилье. Принцип союзного строительства Евросоюз взял именно у СССР. Мы должны отчетливо понимать, что не надо изобретать ничего нового, надо лишь применить давно забытое старое.

Однако процесс интеграции идет пока тяжеловато по одной простой причине: за последние 10-12 лет нормативно-правовая, законотворческая базы и формы государственного правления в Беларуси и России развивались разными путями.

Наш рынок, который больше похож на бардак, где невосполнимые природные ресурсы меняются на некачественные товары с Запада, не сочетается с жестким госрегулированием, которое сейчас существует в Беларуси. Возможно, это даже хорошо, когда государство осуществляет строгий контроль во всех сферах хозяйства. Здесь белорусский лидер Александр Лукашенко берет пример с Японии, где ежегодно составляется около 26 тысяч балансов на государственном уровне.

По-моему, в Беларуси мелкий и средний бизнес нужно пустить «на волю»: ввести цивилизованные способы государственного регулирования экономики, рынок земли, решить другие проблемы, которые и в России не решены. Необходимы аудит собственности, программа занятости населения, финансово-кредитное обращение. Согласитесь, что в России сложилась уродливая ситуация, поскольку доллар превратился в основное платежное средство. Да и не только в России - на всем постсоветском пространстве. Я это говорю не в унижительно-издевательском тоне. Так на самом деле обстоят дела.

Слишком много различий между нашими странами. Мы согласовали около трех тысяч позиций по таможенному законодательству, осталось согласовать еще полторы тысячи. И социальная база, и налоговая база, и пенсионное обеспечение в наших государствах разные. Требуется огромная работа по их унификации.Однако многое делается. Последний Совмин, который прошел 15 марта, был достаточно знаковым. По основополагающим вопросам, особенно в социальной сфере, мы перешли на другой уровень: если раньше это были межведомственные отношения, то теперь это межгосударственные. Регулярно, раз, а то и два в квартал, проходят заседания Совета министров Союзного государства, активно работает Парламентское собрание, проходят межправительственные и межгосударственные консультации. Когда Путин и Лукашенко сидят по семь с половиной часов и находят решение – для меня это знаковое общение. Проблем, конечно, много, но они решаются.

- Вообще-то российская сторона склонна винить в замораживании российско-белорусского объединения президента Лукашенко. Насколько эти обвинения соответствуют действительности?

- Еще раз хочу сказать, что интеграционные процессы объективны. Руководители государств могут лишь задержать или ускорить их. Есть законы государственного строительства для любого объединения – и для Советского Союза, и для Евросоюза, и для США. На сегодняшний день Беларуси и России необходима конституция переходного периода, парламент, законы. Многие решения тормозятся потому, что отсутствует нормативно-правовая база. По-моему, 2005 год должен стать переломным, поскольку будет проведен референдум о союзном строительстве, по срокам избрания парламента, по структуре власти.

Многие полагают, что образование новых структур приведет к росту чиновничьего аппарата. Замечу, что на Западе на 100 человек приходится один чиновник, который получает около 120 тысяч долларов в год. У нас один чиновник - на 400 человек. Он получает в лучшем случае 10 тысяч долларов в год. Конечно, он будет заниматься коррупцией, воровать, поскольку вынужден содержать семью. Давно пора понять, что государственное регулирование при самых рыночных отношениях должно присутствовать. Возьмите Японию, Америку, Великобританию, Швецию, Норвегию – во всем остальном мире государство контролирует производство основных видов продукции.

- Когда, наконец, произойдет, и произойдет ли введение единой валюты в Союзном государстве?

- Можно сказать, что она уже есть – это доллар. Приведу еще один смешной пример. В Москве рынок жилья составляет 3,5 миллионов квадратных метров. Рыночная стоимость этого жилья – 3000 долларов за квадратный метр. Получается, что только в Москве он составляет 10 миллиардов долларов. И это только жилье, а есть еще офисы, гостиницы, торговля… Кто с этого заплатил налоги? Какой тут, к черту, рубль?

Или, например, Подмосковье. Только на Рублевке сотка стоит 120 тысяч долларов. Этот рынок составляет еще 15-20 миллиардов долларов. Бюджет Московской области в пять-шесть раз меньше, чем рынок земли на Рублевском шоссе.

Американские экономисты говорят, что самая тяжелая экономическая ситуация была в Германии после Второй мировой войны – около 46 процентов экономики находилось в тени. А сейчас в России доля теневого бизнеса составляет 75-80 процентов. Ежегодно Россия добывает один миллиард сто миллионов тонн жидких энергоносителей, а у нас ВВП – шестьсот миллиардов долларов. И российские власти утверждают, что ТЭК составляет в государственных доходах только 30 процентов! Значит, российский ВВП составляет отнюдь не 600 миллиардов, а 2 триллиона долларов. Надо приводить экономику в порядок.

- А как с единой валютой-то?

- Что же касается введения единой валюты в Союзном государстве, то она будет введена 1 января 2006 года. Я в этом уверен.

- Разъясните, пожалуйста, ситуацию вокруг приватизации «Белтрансгаза»?

- Мне все равно, чья собственность находится на территории Беларуси или России. Главное, что она дает рабочие места людям, дает налоговую базу, развивает производство. То, что сейчас вершит белорусское правительство в отношении «Белтрансгаза», мне не совсем понятно.

Российский газ, доходя до конечного потребителя в Европе, стоит 600 долларов за тысячу кубометров. А мы продаем «голубое топливо» белорусам по 46 долларов. Россия вполне может продавать свой газ и на бирже, где он будет стоить как минимум 120 долларов за тысячу кубометров. Это касается и нефти, ежегодно Беларусь получает 18 миллионов тонн российской нефти на сумму 3,2 миллиарда долларов. Как любил говаривать мой любимый шеф (экс-президент России Борис Ельцин.- Ред.): «Что, понимашь, получается?». А получается, что нефть для Беларуси стоит ровно в два раза меньше, чем на бирже. Кстати, и к «незалежным» хохлам, и к безумно «незалежным» грузинам Россия тоже может применить эту схему: стоит на бирже тонна нефти 400 долларов, вот и покупайте ее на бирже, раз вы такие независимые.

По-моему, проблема собственности «Белтрансгаза» - вопрос переговорного процесса. Есть единственный способ нормально управлять чем-то – семьей, государством, районом, городом, Союзным государством – сесть за стол и договориться.

- Ходили слухи о том, что вы искали инвесторов для строительства нового транспортного коридора из Европы через Белоруссию и Россию в Юго-Восточную Азию. Эта идея так и повисла в воздухе?

- Нет, проект строительства автотранспортного европейского коридора Лондон – Париж – Берлин – Москва – Минск – Нижний Новгород - Екатеринбург находится в работе. Его реализация, вне всяких сомнений, будет способствовать ускорению темпов экономического развития Союзного государства, а доходы от транзитных перевозок могут стать одним из важнейших источников пополнения бюджета.

Скажите, что нам мешает построить такую дорогу? Ведь это, прежде всего, рабочие места. По-моему, коммунисты были идиотами. Это я говорю как коммунист. Имея 21 миллион квадратных километров территории, они давали под строительство одноэтажных зданий только 4 сотки. Нынешние «дерьмократы» дают по 15 соток, но больше 2-3 этажей нельзя построить. Дайте людям землю, введите ипотеку, поддержите сельское хозяйство. Вот, например, в Германии: имеешь 20 гектаров земли, получаешь по 200 евро на каждый гектар. Меня интересует, почему ничего подобного не делается в России?Коммунисты были не полными дураками, когда придумывали национальную идею, электрификацию всей страны, целину, БАМ. И даже самый неудачный коммунист с пятном на лбу и то выдвигал идею – каждому квартиру к 2000 году. Хоть Горбачев все развалил и ничего не сделал, но идею-то он выдвинул.Кстати, проект строительства европейской автомобильной магистрали - не единственная задумка. У нас есть еще проект создания альтернативного телекоммуникационного маршрута Европа – Азия через российскую территорию. По расчетам экспертов, этот проект не только значительно увеличит доход, но и обеспечит быстрый рост телекоммуникационной отрасли России.

- Эксперты не исключают «экспорта» революции в Белоруссию. Насколько это реально?

- В Беларуси такой сценарий невозможен. Этот вопрос даже не обсуждается. Во-первых, в республике люди востребованы. Это не Украина, где было 3 миллиона безработных, которым давали по 10 долларов днем и 20 долларов ночью для того, чтобы они выходили митинговать. Безусловно, в Беларуси есть проблемы, но у людей есть будущее. А вот в России революция возможна.

- С вашей деятельностью на ниве российско-белорусских отношений все понятно. Как обстоят дела с вашим участием в российской политической жизни? Что-то о вашей партии «Евразийская партия – Союз патриотов России» после парламентских выборов-2003 поступает мало информации из СМИ.

- Когда мне что-нибудь поручают, я исполняю все. В Якутии под моим руководством строились газопроводы, город Якутск. Я восстанавливал Кремль в Москве. Я обустроил пол-России. Правда, порой не все у меня получается. На мой взгляд, Путин проводит блестящую внешнюю политику, но, вместе с тем, ему нужна еще и внутренняя политика. А идея евразийства – знаковая идея. Я считаю, что она должна развиваться. Создавая «Евразийскую партию – Союз патриотов России», я хотел помочь президенту России с внутренней национальной идеей. Однако она оказалась невостребованной.- Вы часто с теплотой вспоминаете первого президента России Бориса Ельцина. А как сейчас складываются ваши отношения?

- Очень хорошо, мы часто встречаемся. Поздравляя Бориса Николаевича на Новый год, я сказал: «Вам 74 года, а Черчилль второй раз стал руководителем государства в 77 лет. Так что готовьтесь». Кстати, все мои прогнозы обычно сбываются.

- Скажите, пожалуйста, ведущая молодежного телешоу «Дом-2» Ксения Бородина - не ваша дочь?

- У меня пятеро детей, все носят мою фамилию. Еще более ста детей в детских домах в Якутии и в Беларуси. Это все мои дети. Все говорят: «Какой хороший Бородин, помогает детям». Нет, у нас, к сожалению много проблем. Необходимо государственное регулирование, государственное вмешательство и поддержка. А Ксения Бородина - не моя дочь.

Тут я недавно читал статью, что во Франции живет девушка, которая утверждает, что она моя дочь. Мало того, она собирается приехать в Россию, чтобы оформить права на наследство. Пускай приезжает.

- Ходят слухи, что на Николиной горе у меня есть дом. Я же знаю, где эта гора расположена, но где дача - не знаю. Ко мне даже приезжали из Днепропетровска, чтобы я им продал Днепропетровский металлургический завод. Хочу сказать, что слухи о моих несметных богатствах сильно преувеличены. В отличие от многих, во время развала Советского Союза я не нахапал себе институтов, фондов, предприятий. Мое богатство – это мои дети.