Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Газовые потоки

На конференции в Давосе глава российского правительства Владимир Путин заявил о том, что проекты по строительству газопроводов «Южный поток» и «Северный поток» необходимы для энергобезопасности Европы. В пример были поставлены действующие газопроводы «Ямал–Европа» и «Голубой поток», которые, по мнению премьер-министра, «очень востребованы, актуальны и эффективно работают».

На конференции в Давосе глава российского правительства Владимир Путин заявил о том, что проекты по строительству газопроводов «Южный поток» и «Северный поток» необходимы для энергобезопасности Европы. В пример были поставлены действующие газопроводы «Ямал–Европа» и «Голубой поток», которые, по мнению премьер-министра, «очень востребованы, актуальны и эффективно работают».

Действительно, газопровод «Ямал–Европа» всегда использовались на уровне близком к максимальному. Транзитом через белорусский участок газопровода в Европу ежегодно поставлялось около 33 млрд. куб. метров газа. Увеличение же поставок газа через Беларусь на 25%, в условиях прекращения транзита Украиной, стало возможным за счёт предельной загрузки собственных мощностей «Белтрансгаза». С газопроводом «Голубой поток» дела обстоят не так однозначно. До сих пор, многие эксперты рассматривают этот проект как яркий пример неэффективных капиталовложений.

Проект «Голубого потока» возник ещё в 1997 году. Прокладка подводной части газопровода от компрессорной станции «Береговая» (Архипо-Осиповка) до терминала «Дурусу» (около 400 км.) осуществлялось в 2001–2002 годах специалистами « Eni » – итальянского партнёра «Газпрома». В строительство газовой нитки было вложено порядка 3,2 млрд. долларов. Вложения в 1 километр газопровода, в среднем, составили 3 млн. долларов. Стоит отметить, что прокладка труб по суше обходится в 1–1,5 млн. долларов за километр, а в море – стоимость работ возрастает до 5–6 млн. долларов за километр.

Дополнительно проект поглотил около 1 млрд. долларов налоговых льгот от государства. Поставки природного газа по «Голубому потоку» не облагались экспортными пошлинами, согласно межправительственному соглашению, ратифицированному ещё в 1999 году. Вследствие технико-финансовых просчётов, допущенных в ходе строительства, в 2004 году «Газпром» был вынужден дополнительно инвестировать в проект 0,5 млрд. долларов. Причиной этого послужило отсутствие инфраструктуры, достаточной для обеспечения бесперебойной работы газопровода.

На пути следования трафика ощущался дефицит компрессорных станций, а на турецкой территории в регионе отсутствовали ПГХ. Подобные обстоятельства привели к значительному ограничению экспорта российского газа. Турция закупала газ из «Голубого потока» в режиме текущего потребления, что способствовало крайней аритмичности и затратности поставок. С целью проектирования и строительства недостающих подземных хранилищ, «Газпром» приобрёл доли в одной из турецких газораспределительных сетей и трубопроводной компании (Bosphorus Gaz Corporation AS – 40%; Turusgaz – 45%).

Поставки газа по «Голубому потоку» начались в феврале 2003 года. Выход на полную проектную загрузку трубы (16 млрд. куб. метров газа в год) должен был состояться в 2010 году. При заключении газовых соглашений с Турцией «Газпром» заложил в контракт принцип «take or pay», по которому Турция гарантировала оплату всего объёма поставок, вне зависимости от фактического выбора топлива из газопровода. Спустя месяц после начала поставок Турция прекратила отбор газа, объяснив это необоснованно завышенными ценами на сырье, ошибками в формуле цены («Газпром» признал наличие математической неточности в контракте), а также переоценкой потребностей страны.

Правительство Турции выдвинуло ряд дополнительных требований для возобновления газовых соглашений, среди них было подтверждение условий поставок газа по договору с СССР от 1984 года, заключенного на 25-летний срок с возможностью пролонгации. Договор предусматривал, что для компенсации дефицита платёжного баланса, вызванного закупкой энергоносителей, СССР обязуется тратить на покупку турецких товаров и услуг 70% вырученных от продажи газа средств. Так на советском, а позднее российском рынке, появились многочисленные турецкие строительные компании-подрядчики. Другие требования касались более жёсткого квотирования прохода российских танкеров через проливы в Средиземное море.

Одновременно с требованием снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов, Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников (Египет, Иран, Туркмения). Это было турецким ответом на попытки России использовать зависимость Турции в газовой сфере для давления на Турцию по проблеме проливов. В результате доля российского газа в общем объеме потребления Турции сократилась в 2003–2004 годах на четверть – до 75 %.

В ноябре 2005 года, стороны достигли компромисса, и цена на российский газ для Турции снизилась. В турецком Самсуне состоялась повторная церемония открытия газопровода, на которой присутствовали Владимир Путин, Сильвио Берлускони и Тайип Реджеп Эрдоган. В 2006 году объем экспорта российского газа в Турцию составил 19,9 млрд. куб. метров, из них 7,5 млрд куб. м было поставлено через «Голубой поток», что составило менее половины проектной мощности. Доля российского газа в турецком потреблении снизилась до 60%. Вторым по значению поставщиком стал Иран, несмотря на то, что поставки из этой страны периодически срывались (в иранской ГТС нередки аварии, а в зимнее время газа иногда недостаёт для внутренних нужд) – его доля выросла до 20%.

В своё время, стратегической целью строительства «Голубого потока» был представлен обход территории Грузии. Турция оказалась менее удобным партнёром, чем на это рассчитывали в «Газпроме». Кроме того, турецкие потребности в топливе существенно отстали от прогнозируемых. Интересно отметить, что в 2005–2006 годах российское правительство обсуждало идею строительства ответвления газопровода в Грузию, для полноценного использования его мощности. Теперь, по замыслу руководителей российской газовой компании, настало время обойти Турцию. Проект под названием «Южный поток», должен избавить европейский транзит от зависимости со стороны неуступчивой Анкары.

Влад Григорьев, эксперт