Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Вадим Мацкевич: Члены ЕАЭС должны научиться в большей степени доверять друг другу

По мнению эксперта, в перспективе государствам-участникам необходимо научиться разговаривать и договариваться, выполнять свои обязательства и договоренности

В январе этого года исполнилось два года с моменты вступления в силу договора о создании ЕАЭС – организации, которая должна стать мощным драйвером экономического роста всех ее участников. Своими мыслями о том, есть ли в современном мире альтернатива экономической интеграции, чего удалось достичь и чему предстоит научиться членам Союза, поделился директор Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук, доцент Мацкевич Вадим Викторович.

– Вадим Викторович, 1 января 2015 года начал свою работу Евразийский экономический союз. За два года нашим странам удалось добиться значительных успехов в этом направлении, хотя по-прежнему остаются и нерешенные вопросы. Какие наиболее знаковые достижения экономической интеграции в рамках данного объединения Вы бы отметили?

– Наиболее значимым на постсоветском пространстве в сфере интеграции является свободное перемещение всех деталей производства: рабочей силы, товаров, услуг, капитала – всего того, что определяет экономическое положение любого государства.

Также наиболее значимым в экономической интеграции стран ЕАЭС является создание наднациональных органов, которые координируют совместную работу государств по экономическому сотрудничеству. Выполнение их решений – это достижение экономической интеграции.

– По мнению экспертов, процесс планомерной экономической интеграции в результате приведет к так называемому разделению труда в ЕАЭС, при котором каждое государство будет занимать определенную производственную нишу. Объясняется это, в первую очередь, тем, что «ни одна страна, даже самая большая и развитая, не может быть конкурентной во всех отраслях». Насколько реален подобный сценарий в нынешних условиях и к чему он приведет?

– Попытка развития производственной кооперации и специализации была сделана ещё в 1993 году, при создании Содружества Независимых Государств, одной из основополагающих договорённостей которого и было развитие кооперации. Опыт и результаты, пожалуй, были недостаточно продуктивны и успешны, поскольку каждое государство СНГ всё равно преследовало национальные интересы.

В современном экономическом мире борьба идет в большей степени не за товары, а за добавленную стоимость к конечной цене товара: государства заинтересованы в том, чтобы наиболее эффективно организовать производство с минимальными затратами, и, соответственно, иметь наибольшую добавленную стоимость, которая определяет прибыль, заработную плату, налоги, а также инвестиционные проекты. Поэтому в большей степени борьба идёт за организацию производства.

Экономическая интеграция в рамках ЕАЭС характеризуется хорошей средой для организации крупносерийного производства, которое позволяет максимально вовлечь в экономические отношения различных субъектов хозяйствования. Это является будущим для любой экономической интеграции. Я имею ввиду выход на мировые рынки с продукцией, которая будет конкурентоспособна и востребована. В будущем развитии специализации в ЕАЭС огромную роль играет формирование благоприятных условий для крупносерийного производства.

– Есть опасения, что монополисты на рынке ЕАЭС не дадут развиваться малому и среднему бизнесу, который в экономике высокоразвитых стран занимает около 70%. Как Вы оцениваете вероятность такого варианта развития событий?

– Прежде всего, необходимо определиться с тем, кто эти монополисты, так как в большинстве случаев это государственный сектор или предприятия с государственной формой собственности, которые занимают доминирующее положение на рынке. В связи с этим следует внимательно разобраться в условиях конкурентной борьбы на рынке, где государство является и регулятором рынка, и непосредственным участником торговых и коммерческих отношений. Если социальный договор между государством и субъектами рынка состоится, то он позволит упорядочить такие отношения и сложности не возникнут. Однако, на сегодня доля государства преобладает на рынке стран-участниц ЕАЭС.

– В самом начале создания в ЕАЭС активно обсуждался вопрос создании Единого валютного союза. Сегодня эксперты высказывают мнения о том, что выстраивать валютный союз вряд ли придется раньше 2025 года. Какова вероятность перехода ЕАЭС на эту ступень интеграции, и что это будет означать для экономики государств-участников объединения?

– Введение единой валюты для интеграционного объединения не является главной целью. Единая валюта – это средство, инструмент, который должен сопровождать товарооборот интеграционного объединения. К сожалению, мы отмечаем, что взаимная торговля ЕАЭС пока находится на уровне 10%. При таком состоянии внутреннего рынка говорить о том, что единая валюта разрешит все проблемы, а рынок станет функционировать более эффективно, не приходится.

Опыт Европейского союза, который имеет объем взаимной торговли порядка 75%, говорит о том, что в данном случае европейская валюта выполняет свою основную функцию, сопровождая взаимную торговлю. Если в ЕАСЭ взаимная торговля будет расти, а внутренние интересы будут преобладать над внешними, вопрос принятия единой валюты станет более актуальным.

– А не сыграет ли единая валюта в ущерб одному из государств-участников ЕАЭС?

– Смотря какая единая валюта. Если это валюта одного из участников союза – это одна ситуация, если же будет вводиться единая валюта как новое средство платежа, то это другая ситуация. Не думаю, что она помешает, а будет сопровождать обычные экономические процессы финансовой, производственной, коммерческой сферы. Единая валюта должна содействовать свободному перемещению товаров.

– Оценивая реальное положение дел, насколько вероятно, что к 2025 году будет создан Единый валютный союз?

– Это будет зависеть от того, насколько удастся освободить от барьеров и ограничений нашу внутреннюю торговлю. Если к 2025 году будут созданы предпосылки для равных условий хозяйствования субъектов, в том числе, и налогообложение, если цены на сырье и материалы, а также финансовые услуги будут урегулированы, возможно, тогда денежная единица будет достаточно востребована и интересна этим субъектам хозяйствования.

– В экспертном сообществе неоднократно приходится слышать мнения о том, что в современном мире нет реальной альтернативы экономической интеграции. Согласны ли Вы с подобным суждением и почему?

– Международная торговля – действительно основное направление интеграции. Сейчас в международной торговле идёт борьба не за производителя, а за покупателя, и чем больше интеграционное объединение по численности потребителей, тем оно более уверенно себя чувствует в международной торговле.

Конечно, интеграцию ни в коем случае миновать нельзя, поскольку в условиях жёсткой конкурентной борьбы за потребителя нужно сотрудничать, взаимодействовать с теми мировыми экономическими центрами, которые обладают соответствующими ресурсами. Однако, интеграция ради интеграции тоже не является целью, так как в первую очередь интеграция должна содействовать развитию национальных интересов. Если государство участвует в интеграционном объединении и видит очевидные преимущества этого участия, тогда есть смысл делать следующие шаги, продвигаться. Но если интеграция несёт сложности, ограничения, потери и так далее, то тогда, вероятно, нужно сделать паузу, переосмыслить происходящее.

– В завершении давайте поговорим о перспективах развития ЕАЭС. Конечная экономическая цель ЕАЭС – создание мощного регионального экономического центра, способного отстаивать свои интересы на глобальном уровне. На каком этапе страны-участницы, на Ваш взгляд, находятся сегодня, и что еще предстоит сделать для ее достижения? Какими Вы видите перспективы развития Евразийского экономического союза?

– Я полагаю, что сейчас ЕАЭС на начальном этапе своего формирования, его основные черты это, конечно, защита внутреннего рынка Союза, национальных производителей, также защита от недобросовестной конкуренции. Эта одна из основных задач, так как важно, чтобы национальный производитель мог найти место, свою нишу на международном рынке.

В перспективе государствам-участникам необходимо научиться разговаривать и договариваться, выполнять свои обязательства и договоренности. Это достаточно болезненный процесс, так как можно принимать хорошие соглашения, подписывать многие документы, но если на практике они не реализуются, или реализуются с оговорками, то это фактически приводит к стагнации в отношениях. Поэтому хотелось бы пожелать участникам интеграционного объединения – прогрессивного, нового, мощного Евразийского экономического союза – в большей степени доверять друг другу.

Источник: soyuz.by