Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Единое пространство: экономическое или политическое?

Саммит ЕЭП в Астане поставил больше вопросов, чем дал ответов

Саммит ЕЭП в Астане поставил больше вопросов, чем дал ответов

Завершившийся на прошлой неделе в Астане саммит глав государств Единого экономического пространства  показал что, несмотря на привлекательность идеи объединить рынки четырех стран, процессы становления ЕЭП находятся в состоянии “анабиоза”. Во многом потому, что участники процесса так до конца и не определили конечную цель интеграции. 

По итогам саммита некоторые специалисты склонны полагать, что Россия продолжает использовать Единое экономическое пространство, как очередной инструмент геополитического влияния на бывшие советские республики.

Экономические перспективы России в рамках нового объединения  не вызывают восторга у московских аналитиков. В основном из-за невеселого прогноза о росте конкурентоспособности зарубежной продукции на внутреннем рынке. В таких оценках есть рациональное зерно. Официальный Киев открыто рассматривает Россию, как огромный рынок, способный поглотить украинские товары. Уже сейчас Украина экспортирует огромные объемы стали и металлических труб, выдавливая российских производителей с их собственного рынка. Казахстан придерживается иных приоритетов – страна инвестирует больше денег в российскую экономику, чем Россия в Казахстан.

В итоге получается, что цели у участников «четверки» разные. В то время, как Россия рассматривает ЕЭП скорее как геополитическое образование, другие государства склонны принимать его исключительно сквозь призму текущих экономических интересов. То есть ради сиюминутной выгоды.

Наверное, именно поэтому на саммите в Астане преобладали инерционные тенденции. Конкретные шаги по приданию новообразованию реальной мощи так и не были сделаны. Как и на предыдущих форумах ЕЭП высшего уровня, речь шла в основном о планах на будущее, или попросту о декларациях. В обоих документах - «Решении» глав государств-участников и их же «Заявлении» приводятся лишь будущие даты и мероприятия, которые предстоит осуществить или довыполнить. Несмотря на то, что «ценою титанических усилий», как выразился президент Казахстана Н.Назарбаев, была подготовлена почти вся нормативная база, гарантирующая реальную эффективность единого экономического пространства, четкой структуры деятельности ЕЭП до сих пор нет.

Какова же перспектива строительства единого экономического пространства?

Можно констатировать, что ЕЭП как отдельно взятая организация существует, однако до единого экономического пространства и уж тем более до интеграционного образования, подобного Евросоюзу, еще далеко.

На этом фоне особо выделяются динамично развивающиеся экономические отношения Беларуси и России. В нынешнем 2003 году, по прогнозам экспертов, товарооборот двух стран достигнет 15 млрд. долларов. И это, как отмечают специалисты, далеко не предел. Быть может именно поэтому позиция Президента Беларуси по ключевым пунктам взаимодействия в рамках «четверки» (в первую очередь по вопросу вступления в ВТО), получила полную поддержку со стороны В.Путина. Российский президент, комментируя изменения в механизме взимании НДС, напомнил всем присутствующим о том, что помимо ЕЭП Беларусь и Россию связывают тесные союзные узы. "Казалось бы, странно: какая может быть страна назначения в объединенном государстве?" - заявил Путин.

Совсем недавно,  как известно, многочисленные скептики в Москве и в Минске прочили смерть Союзному государству, вследствие развития ЕЭП. Как видим, подобные заявления прозвучали явно преждевременно.