Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Силовой штурм

В наступившем году председательство в Организации Договора о коллективной безопасности перешло к нашей стране. О том, что может и должна сделать эта международная организация, рассказал в интервью с нашим корреспондентом генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

В наступившем году председательство в Организации Договора о коллективной безопасности перешло к нашей стране. О том, что может и должна сделать эта международная организация, рассказал в интервью с нашим корреспондентом генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

На вопрос о том, трудным ли для ОДКБ выдался 2010-й, Николай Николаевич заметил, что еще не помнит года, по окончании которого не сетовали, что тот выдался необычайно сложным!

– Ушедший 2010 год не стал исключением, – считает Николай Бордюжа. – В государствах – участниках ОДКБ было немало событий, которые требовали и немедленного реагирования на них, и вдумчивого анализа.

Но в целом год был продуктивным: провели много интересных мероприятий, подписали с ООН серьезный документ о взаимодействии, наработали нормативную базу, которая дает нам возможность эффективно развиваться. Собственно, оценку работы Организации дали в своем заявлении президенты на декабрьском саммите ОДКБ, отметив отсутствие не то что фатальных, но и серьезных ошибок.

Испытанием для нас стали, конечно же, события в Кыргызстане. Массовые беспорядки, которые там происходили, мы квалифицировали как внутренний конфликт. В которые, по существующему мандату, ОДКБ не может вмешиваться – в противном случае Организация должна была бы реагировать и на недавние беспорядки в Москве на Манежной площади, и в Минске возле Дома Правительства.

Когда начались известные события в Кыргызстане, ОДКБ буквально через день провела в Москве консультации секретарей советов безопасности стран-участниц, согласовала план совместных действий. Мы не ввели в Бишкек войска, и я убежден, что поступили правильно. Остановились на оказании помощи власти, правоохранительным структурам, экономике страны, на направлении туда материальных средств, строительных материалов. Проводили политические консультации – в Бишкек много раз прилетали министры иностранных дел России и Казахстана, делали заявления президенты. Все это – в рамках ОДКБ.

– Какой вывод сделала Организация из проблем, наиболее остро стоявших в минувшем году?

– ОДКБ извлекла уроки и трансформировала их в современные нормативные документы для того, чтобы идти в своем развитии вперед. Мы начали работать по обеспечению безопасности в сфере информационных технологий много лет назад, когда поняли, что ни в одном государстве – участнике Договора нет единого органа, который бы работал в информационной сфере. Здесь пересекаются интересы и ответственность огромного количества ведомств, а это всегда конфликт интересов.

По инициативе секретариата мы уже в 2009 году вынесли на уровень президентов вопрос о скоординированной информационной политике. По решению иссык-кульского саммита в Москве мы создали Центр информационных технологий. Уже в сентябре там начнется подготовка специалистов в сфере информационных технологий и информационного противодействия. Все это на базе Московского государственного университета. Читать лекции будут представители спецслужб и правоохранительных органов всех стран – участниц ОДКБ, лучшие специалисты из сферы IT.

События показали, что ОДКБ пора расширить полномочия, нужно менять ее мандат. Внешняя вооруженная агрессия, для отражения которой в свое время и создавалась ОДКБ, вчерашний день: чтобы воздействовать на другое государство, не надо вводить войска, достаточно использовать информационные технологии, профинансировать большое количество неправительственных организаций, которые будут раскачивать ситуацию изнутри.

Технологий много, мы их видим. Около десятка стран, считаю, подверглись таким атакам: Югославия, Украина, Грузия, Кыргызстан, Иран (когда больше месяца страну сотрясали массовые уличные беспорядки), Тунис, Сербия, Молдова. Хрестоматийный пример, когда в Кишиневе люди вышли на улицу, разгромили резиденцию президента, здание парламента и т.д.

– Не буду оригинальной, если скажу, что аббревиатура ОДКБ сразу вызывает ассоциации о пехоте и танках...

– Мы действительно долго рассматривали себя как военно-политический союз. Но когда в 2006 году председательство в ОДКБ перешло к Беларуси, то среди первых ее инициатив была трансформация ОДКБ в структуру, способную заниматься вопросами безопасности стран-участниц в комплексе, на самом современном уровне. Мы ушли от главного магистрального направления – военного сотрудничества – и начали работать над обеспечением безопасности в тех сферах, которые сегодня наиболее остро стоят перед нашими государствами.

Это – незаконный оборот наркотиков, и после 2006 года мы создали центр по борьбе с ним. Центр взял на себя практическое выполнение операций по выявлению и ликвидации каналов поставок зелья на территории наших государств. Мы работаем над выявлением группировок, специализирующихся на торговле людьми, для чего создали Координационный совет ОДКБ. Есть Координационный совет по чрезвычайным ситуациям. Все эти направления работы мы считаем очень важными.

Политическое сотрудничество в рамках ОДКБ – это основа основ самого существования Организации. Оно включает в себя повышение солидарности государств и взаимную поддержку на международной арене по защите своих национальных интересов. Когда, к примеру, была попытка вбросить антибелорусскую резолюцию в Совет Безопасности ООН, именно благодаря координации и совместным усилиям делегаций ОДКБ резолюция не прошла.

– А какие белорусские инициативы 2011-го будут определять стратегию развития ОДКБ?

– Инициативы Беларуси направлены на то, чтобы превратить Организацию в многофункциональную универсальную структуру безопасности. Минск предлагает развивать координацию сотрудничества стран – участниц Организации во внешнеполитической деятельности, в том числе и с ООН. Это очень важное направление: когда мы декларируем те или иные принципы и позиции, то, извините, для принятия решения важно, одно государство выступает или «за» – семь голосов.

Мы внесли в ООН инициативу придать афганскому наркотрафику статус мировой угрозы. Он, кстати, есть у трафика кокаина из Колумбии – но увидеть континентальную угрозу афганского наркотрафика некоторые страны почему-то не хотят. Работать над продвижением своих позиций лучше вместе – вот за такую координацию Беларусь.

ОДКБ сотрудничает со многими государствами: к примеру, с Ираном в рамках борьбы с наркотрафиком. Определенные контакты есть с парламентом Украины, большой интерес к деятельности ОДКБ проявляет парламент Сербии – им не обязательно присоединяться к ОДКБ, мы можем реализовывать какие-то совместные проекты, сотрудничать по определенным направлениям. Есть государства-партнеры, значит, говорит Беларусь, можно подумать об институте партнерства.

Минск предлагает сконцентрировать усилия на формировании и подготовке миротворческого потенциала ОДКБ. Чтобы он всегда был в боевой готовности, нужны совместные учения, современное оснащение, отработка систем управления и многое другое.

– Это – миротворцы, а еще у ОДКБ есть коллективные силы оперативного реагирования?

– Да, и Беларусь предлагает в качестве еще одного приоритетного направления программу по оснащению КСОР самым современным вооружением, совместимыми средствами связи, отработке полной готовности интернациональных частей КСОР к совместным действиям, включая возможность быстрой переброски по воздуху. Ведь КСОР – это не войска, это антитеррористические силы.

– Николай Николаевич, ОДКБ – организация международная. Возглавляя ее, кем вам чаще всего приходится быть – дипломатом, военным или политиком?

– Всего понемножку. У меня военное образование, служил в пограничных войсках, знаю это направление и понимаю, что мы делаем и что нужно делать. Противодействие вызовам и угрозам – одно из направлений в работе ОДКБ – мне хорошо знакомо по моей работе секретарем Совбеза РФ. В понимании всех тонкостей внешнеполитической деятельности помогает опыт работы Чрезвычайным и Полномочным Послом. А еще приходится быть хозяйственником: в Организации работает большой штат сотрудников, представители всех государств – участников ОДКБ. Мы должны предоставить им хорошие условия для работы и проживания в Москве. Ведь ОДКБ – это одна из площадок, где последовательно распутываются геополитические узелки, которые существуют на постсоветском пространстве.

До сих пор в Средней Азии остаются нерешенными вопросы пропуска грузов, минирования границы между Узбекистаном и Таджикистаном, взаимоотношений в экономической сфере. Существует проблема водно-энергетических ресурсов. Вода в Узбекистан поступает с территории Таджикистана. И любые новые сооружения в сфере гидроэнергетики там – это новая ситуация с водой в соседней стране. Поэтому все эти вопросы мы обсуждаем на площадке ОДКБ, используем неформальные встречи для переговоров и принятия решений – все это подспорье в работе правительственных комиссий.

Со временем проблемы, чувствительные для национальных экономик и национальной безопасности, будут решены. К примеру, Узбекистан активно участвует в деятельности ОДКБ, хотя по очень многим вопросам имеет свою позицию. Но есть добрая воля у заинтересованных сторон, чтобы не рвать узлы, а распутывать их.

Вспомним прошлый год: 100 тысяч беженцев, этнических узбеков в течение нескольких дней пришли из Кыргызстана на территорию Узбекистана. Всех их надо было обустроить, накормить, решить проблемы с документами, с погибшими или пропавшими родственниками. В лагерях беженцев, как сказал Ислам Каримов, родилось в эти дни почти 300 младенцев. Должен сказать, руководство Узбекистана безупречно себя проявило во время этих событий. Если бы не выдержанная и продуманная позиция Узбекистана, считаю, все могло бы быть много хуже.

– Поймала себя на мысли, что нигде до сих пор не прочитала последовательного анализа того, что же происходило в те дни в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане – такого, как вы рассказываете.

– Тема взаимоотношений ОДКБ (как любой организации) и СМИ достаточно интересна. Мы регулярно зовем журналистов на наши мероприятия, учения, семинары. Но зачем лукавить: в работе ОДКБ, нет сенсаций и «желтизны», это черновая, порой рутинная работа чиновников и специалистов. Журналистам порой интереснее писать про НАТО, чем про ОДКБ, или про ЕС, чем про СНГ. Я считаю, что это атавизм – полное пренебрежение тем, что происходит у нас, и ничем не оправданное преклонение перед тамошними событиями. Это проблема не наша, это проблема масс-медиа.

– Но в результате все это становится проблемой общества – не информированного, а порой и дезинформированного, когда в «бой» вступают все те же неправительственные организации и фонды!

– Я не хочу комментировать минские события, это не моя прерогатива. Но неужели тем людям, которые решили таким агрессивным образом заявить о своих проблемах, недостаточно опыта видеороликов с разоренными городами и селами в Кыргызстане или других мест?

Штурм Дома Правительства – это совсем не политика, это хаос и угроза безопасности общества в целом и каждого из нас.

Лариса РАКОВСКАЯ, «Советская Белоруссия»