Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

30.11.2013

Беларусь и «Восточное партнерство» - каковы перспективы?

Саммит в Вильнюсе имеет большое значение для стран бывшего СНГ. По сути Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Беларусь поставлены перед выбором – отдают ли они предпочтение европейской интеграции со странами Евросоюза или евразийской интеграции во главе с Россией.

Саммит в Вильнюсе имеет большое значение для стран бывшего СНГ. По сути шесть стран, среди которых Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Беларусь, поставлены перед выбором – отдают ли они предпочтение европейской интеграции со странами Евросоюза или евразийской интеграции во главе с Россией.

Напомним, что так называемое «Восточное партнерство» - проект Европейского союза, заявленной целью которого является развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью означенными странами. Вдохновителем и инициатором идеи выступает Польша.

На самом же деле реальной целью политических усилий можно смело указать желание Запада ослабить влияние России на страны Содружества и вывести их из орбиты российской политики, направленной на создание единого евразийского пространства.

Скандально известный сайт WikiLeaks обнародовал рассказы американских дипломатов о тайной борьбе с Россией. В одной из рассекреченных интернет-порталом депеш временный поверенный посольства США в Стокгольме Роберт Сильверман указывал, что «восточная инициатива может оказать долгосрочное воздействие на ситуацию, связанную с ослаблением России». Со слов дипломата, Москва серьезно недооценивает эффективность «мягкой силы».

На самом деле Москва не «недооценивает» влияние «мягкой силы», но считает, по меткому выражению главы МИД Сергея Лаврова неверными и контрпродуктивными попытки противопоставлять евразийскую интеграцию и «Восточное партнерство». Министр пояснил, что позиция Москвы состоит в том, что право подписывать или не подписывать соответствующие документы с Евросоюзом - суверенный выбор любого из государств - участников «Восточного партнерства». «Поскольку у России с большинством государств СНГ существуют договоренности в экономической сфере, мы просто по-товарищески, по-дружески предупреждаем о том, что выбор в пользу изменения, либерализации экономических связей с Евросоюзом повлечет последствия для нашей взаимной торговли, потому что мы хотим защитить свой рынок, свою промышленность, свое сельское хозяйство», -- подчеркнул Сергей Лавров.

Поэтому в политическом сообществе РФ преобладают скептические и негативные оценки инициативы «Восточного партнерства, связанные с опасениями возникновения новых разделительных линий в Европе. Здесь считают, что основной движущей силой новой инициативы ЕС является Польша, претендующая на роль лидера в отношениях Евросоюза с «новыми соседями» на востоке и внедрении в «зону ответственности СНГ». По мнению российских экспертов, наиболее приоритетным компонентом новой инициативы является его энергетическая «составляющая» — в частности, создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Ещё одна очевидная цель — подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление здесь позиций ЕС. Ряд российских экспертов говорят о намерении Евросоюза окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнёрства» и вывести страны СНГ из-под влияния России.

Официальную позицию Москвы в отношении «Восточного партнёрства» сформулировал постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов: «…Наша позиция сводится не к тому, чтобы противодействовать «Восточному партнёрству». Как любая региональная инициатива, она имеет право на существование. Для нас важно, чтобы то, что делается в рамках этой инициативы, не было направлено против российских интересов, на искусственный отрыв этих стран от сотрудничества с Россией. Мы против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад — с Россией. А то, что такие признаки на начальном этапе «Восточного партнёрства» были, — факт. Мы не против сотрудничества стран СНГ с ЕС. Мы, по большому счёту, даже не против той голубой мечты, которая существует в некоторых странах, — об эвентуальном членстве в Евросоюзе. Главное, чтобы это не создавало новых разделительных линий в Европе».

Беларусь принимала активное участие во всех мероприятиях «Восточного партнерства». 7 мая 2009 года национальная делегация Республики Беларусь во главе с Первым заместителем Премьер-министра приняла участие в первом саммите Восточного партнерства в Праге.

Республика Беларусь активно участвует в многосторонних мероприятиях, в том числе во флагманской инициативе по Интегрированному управлению границами, тематических платформах по экономике и энергетической безопасности. Беларусь инициировала проведение первого бизнес-форума ВП в сентябре 2011 года в Сопоте (Польша). 12 – 13 февраля 2013 года Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей принял участие в неофициальной министерской встрече ВП в Тбилиси.

В этом году Владимир Макей заявил, что Минск готов начать переговоры об упрощении визового режима. Напомним, что Беларусь предложила эту повестку еще в 2004 году, но до 2011 года не получала согласия от ЕС, но вопрос остался в подвешенном состоянии. Сейчас дана новая установка Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на упрощение визового режима, он исходит из того, что это будет выгодно для конкретного простого человека.

Помимо упрощения визового режима Беларусь ждет от «Восточного партнерства» не слов, а разработки конкретных проектов, направленных на развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций, укрепление региональной энергетической безопасности, борьбу с экологическими угрозами, укрепление безопасности границ и таможенного взаимодействия. Беларусь выступает за создание региональных механизмов по привлечению дополнительных инвестиций, а также учреждению бизнес-формата ВП как постоянной площадки для диалога и сотрудничества между деловыми и экономическими ассоциациями стран-партнеров и ЕС. МИД Беларуси неоднократно призывал – «меньше политики, больше экономики».

Но способны ли европейцы предложить реальную альтернативу тому, что сейчас предлагает Беларуси Москва? Вместе реально низких цен на нефть и газ как основы развития экономики, вместо кредитов на строительство Белорусской АЭС и под другие проекты – что предлагает Европа? Новые технические регламенты, новые стандарты образования и здравоохранения, которые надо еще воплотить и наполнить деньгами? 600 миллионов евро в год на шесть стран ВП от Европы — жалкие крохи на фоне того, что годовой энергетический грант Кремля одной лишь Беларуси достигает, как подсчитали независимые эксперты, 10 миллиардов долларов. И ситуация не изменится, поскольку в Европе свои проблемы – и Греция, и другие проблемные страны, к тому же налогоплательщик не даст разбрасываться деньгами на облагораживание постсоветского пространства.

Многие белорусские эксперты подчеркивают, что одновременного участия и в том, и в другом проекте быть не может. Сами европейцы говорят, что условия в их зоне свободной торговли таковы, что они противоречат участию в едином экономическом пространстве с Россией.

Но если исходит из интересов Беларуси, то никакой альтернативы в духе «или–или» для Беларуси нет и быть не может. Стержневым направлением белорусской внешней политики является интеграция с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного Союза, реализация планов по созданию Евразийского Экономического Союза в 2015 году, а участие страны в «Восточном партнерстве» – лишь одна из «дополнительных внешнеполитических активностей» Минска наряду с Юго-Восточной Азией, Латинской Америкой и т.д.

Елена Шикова