Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

27.12.2012

Белорусы и русские – родственники или не родственники?

Кто мы? Какого роду племени? Кто наши родственники? Отвечая на эти извечные вопросы, каждый народ исстари строит свои взаимоотношения с другими – с кем можно по-родственному жить, рассчитывая на помощь, поддержку в трудную минуту, а с кем как с соседом по лестничной площадке: «Здравствуйте, до свидания» и все.

Кто мы? Какого роду племени? Кто наши родственники? Отвечая на эти извечные вопросы, каждый народ исстари строит свои взаимоотношения с другими – с кем можно по-родственному жить, рассчитывая на помощь, поддержку в трудную минуту, а с кем как с соседом по лестничной площадке: «Здравствуйте, до свидания» и все.

Русские и белорусы  на протяжении столетий жили по-разному – то под одной крышей, потом по разным домам, потом опять единой семьей. Затем члены этой семьи расселились по своим жилищам, а вот белорусы и русские вновь задумали жить в общежитии.
Словом, во всем славянском родстве ближе этих двух братьев никого нет.

Вроде бы бесспорно. Но вот в период после развала СССР у всех родных и названных братьев и сестер, живших в Союзе, начались активные поиски самоидентификации и соответственно попытки создания национальной идеи.  Но национальное сознание не рождается вдруг – это длительный и порой болезненный процесс. И он может сопровождаться рецидивами в виде национализма, который порой выражается в отрицании своего подлинного прошлого, своего подлинного родства и в конструировании мифов.

Например, в России  многие кинулись не то что к первоисточнику – к древним славянам, их мировоззрению, к верованиям, а стали копать еще глубже – к протославянам, к индоевропейцам, к пресловутым ариям. Стали искать (а многие уверены, что уже и нашли)  прародину проторусских и вообще всех славян Гиперборею. Некоторые помещают ее на месте Северного полюса, кто-то располагает ее на Кольском полуострове.

Другие же «исследователи» усмотрели близкое родство между русскими и тюрками. Ну, тут прямо по Блоку: «Да, азиаты мы, да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами».

Словом, таких новомодных теорий в стиле фолкхистори (популяризированной, а зачастую искаженной истории, которую «сочиняют» непрофессионалы) воз и малая тележка.

Ищут себя и украинцы. Причем, у некоторых украинских ученых два основных направления «исследований». Первое – удревнить как можно больше происхождение самих украинцев. И второе – как можно решительнее откреститься от родства с русскими. И на этом направлении современная украинская историческая мысль решительно приписала русских к финно-уграм, мол, московиты это небольшая примесь славянской крови к основной – финно-угорской.

Вот, например, типичный образчик такого рода опусов.

«Русский этнос (т.е. русская часть населения России) образовался за 500 лет (с 12 по 17 вв.) в процессе христианизации угро-финских племен … и смешения их с тюрскими племенами… Те и другие – не индоевропейцы. А беларуско-польский этнос возник в результате смешения славян и балтов. Славяне и балты – индоевропейцы.

Украинцы правобережной (западной части) Украины, по данным анализов ДНК, образовались в результате смешения славян … с сарматскими племенами.

Иными словами, русские с одной стороны, беларусы и украинцы с другой, вовсе не братья!»
В Белоруссии другая «загогулина»: литвинство.
Года два назад, выступая перед научным сообществом Беларуси, президент А.Г.Лукашенко отметил, что: «Гуманитарии не справляются с задачей серьезного научного сопровождения идеологии и работы с населением. Наши оппоненты, прежде всего, на Западе, используют все более изощренные политтехнологии, а ученые не в состоянии предложить эффективные методы противостояния им. Или, может быть, мы просто не знаем о таких методах. В научной среде не прекращаются попытки придать забвению славянские корни белорусского народа, растворить наше прошлое в истории как Польши, так и Литвы».

Что имел в виду белорусский президент? А то, что некоторые из современных белорусов отождествляют себя с потомками «древних литвинов» (отличая их от литовцев) и считают современную белорусскую нацию прямой наследницей «литвинского этноса». На эту тему уже понаписано множество книг и статей.

Здесь надо принимать во внимание и такой аспект. В 90-е годы в Белоруссии произошло становление поколения деятелей культуры и науки, «навуковцев», построивших свою карьеру на обосновании и тиражировании «национальных мифов». Многие из этих деятелей и поныне проводят польско-литовскую линию, получая грантовую поддержку польских и иных зарубежных организаций.

Белорусские ученые, которые не хотят «придать забвению славянские корни белорусского народа, растворить…прошлое в истории как Польши, так и Литвы», справедливо считают, что местные адепты «адраджэння» (возрождения) и «белорусизации» совершенно недееспособны в том идеологическом, историографическом и культурологическом противостоянии, которое наметилось сегодня между Русским миром и западной либеральной цивилизацией в лице США, Евросоюза и их сателлитов.
И все-таки, как же быть с белорусско-русским братством? За дело решили взяться генетики. В 2005—2010 годах в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Белоруссии было проведено исследование генофонда белорусов по данным о трех типах генетических маркеров — аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомы.
По выводам генетиков, белорусы на генетическом уровне схожи в большей степени с поляками и сербами, нежели с русскими. Более-менее белорусы схожи (с точки зрения генетики, конечно) с жителями Смоленской, Брянской и Белгородской областей России.
От  белорусских генетиков не отстали их российские коллеги, которые тоже несколько лет назад провели исследование генофонда русских.  Его главные молекулярно-генетические результаты можно описать так.

Русский этнос, с точки зрения генетики, состоит из двух частей – коренное население Центральной и Южной России родственно с другими славянскими народами. А вот жители Севера России, имея родство со славянами, обнаруживают и некоторое сходство с финно-уграми. Так что тезис о доминировании финно-угорской крови у русских, с точки зрения генетики, мягко говоря, несостоятелен.

Ни в одной из русских популяций (ни в южной, ни в центральной, ни в северной) не обнаружено в достаточном количестве характерного для азиатов (включая пресловутых татаро-монгол) набора генов.

А вот братья-славяне – белорусы, украинцы и поляки – совсем немного отличаются генетически от русских из центральных и южных районов и чуть больше от русских, проживающих на Севере России.
Как видно, при некотором различии выводов, к которым пришли белорусские и российские ученые, сам тезис о родстве белорусов и русских не может быть оспорен и с помощью генетики.
А вообще-то главное не то, какие у кого были предки, а главное – какие мы сейчас. И от того, какие мы сейчас, и зависит в конечном итоге, какими мы будем в будущем. Конечно, нужно знать и любить свое истинное прошлое, но жить надо все же настоящим.

Сергей Епифанов