Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

27.06.2013

Таможенный союз и ЕЭП: вызовы и возможности для бизнеса. (Часть 1)

Прошедший недавно Петербургский международный экономический форум стал площадкой не только подведения итогов, но и определения приоритетов. Нас заинтересовал аспект взаимодействия бизнеса с Таможенным союзом и ЕЭП в лице постоянно действующего наднационального регулирующего органа Евразийской экономической комиссии.

Прошедший недавно Петербургский международный экономический форум стал площадкой не только подведения итогов, но и определения приоритетов в самых разных сферах экономики.

Нас заинтересовал аспект взаимодействия бизнеса с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством в лице постоянно действующего наднационального регулирующего органа Евразийской экономической комиссии.

Мы внимательно выслушали первых лиц ЕЭК, к которым обратились с вопросами как представители крупного бизнеса, так и журналисты.

Член Коллегии по экономике и финансовой политике в ранге министра Тимур Сулейменов (Казахстан), в частности, сказал:

У Евразийской экономической комиссии есть три основные, на мой взгляд, функции.

Первая – функция выполнения тех компетенций, который национальные правительства передали на наднациональный уровень. Это, в первую очередь, введение единого таможенного тарифа и согласование торговой политики.

Вторая функция – это защита того интеграционного уровня сотрудничества, которого мы достигли, в частности, мониторинг выполнения сторонами своих обязательств. Бывают проблемы и в нормотворчестве, и в области права. Мы призваны эти проблемы идентифицировать и решать.

И третья функция – продвижение интеграции, то есть подготовка тех мер, которые должны закрасить все серые и черные зоны, которые существуют в наших экономических взаимоотношениях.

В этой связи важно понимать, что взаимодействие бизнеса с комиссией и государствами-участниками пока не совсем отлажено. Если в Казахстане была обязательная система получений аккредитаций для предпринимательской деятельности, то соответствующих процедур в комиссии пока нет. Если в России существовал достаточно хорошо себя зарекомендовавший институт оценки регулирующего взаимодействия, то у себя мы его только строим.

Мы должны регулировать бизнес, создавая какие-то взаимные обязательства. Необходимо формализовать это сотрудничество на уровне подготовки нормо-правовых актов. Мне кажется, системное внедрение и закрепление такого регулирующего взаимодействия – это как раз то, что нужно. Чтобы бизнес заранее знал, что его ждет, какие сферы и в какой степени будут регулироваться. И соответственно мог нам подсказать, как это делать быстро и эффективно.

Что касается финансовых рынков, то они всегда крайне чувствительны для экономик, являясь их кровеносной системой. Но с другой стороны, при наличии политической воли они открывают возможность сделать что-то быстрее, чем в других сферах. Почему? Потому что это более-менее стандартизированные продукты. Кредит всегда кредит. Выдан он в Минске, в Москве или в Астане. То же и пруденциальные нормативы, достаточность капитала и прочее. Это всегда определенная формула и единый терминологический аппарат. Поэтому именно здесь мы можем и должны сделать шаг, достаточно большой и быстрый.

Под финансовыми рынками мы, в первую очередь, понимаем банковскую и страховую сферы, рынок ценных бумаг. У нас есть целый ряд соглашений как в рамках ЕврАзЭс, так и в рамках уже существующего единого экономического пространства.  В этой связи совсем недавно было подготовлено соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, в соответствии с которыми будет поэтапно обеспечиваться сближение, гармонизация и в некоторых случаях унификация нашего финансового законодательства.

Мы достаточно консервативны в своей работе. Сегодняшняя цель – к 2020 году обеспечить признание лицензий и прочих регулирующих документов, с тем, чтобы создать единый финансовый рынок с взаимным, недискриминационным доступом на него участников ЕЭК.

Кроме того, уже сейчас мы начали достаточно серьезно задумываться, когда и на каком этапе нам необходимо будет создавать наднациональное объединение. У нас есть, конечно же, опыт Европейского союза, в котором эти процессы проходят практически в то же самое время. Нами очень внимательно отслеживается то, что они планируют создание банковского союза и передачу большого количества надзорных и контрольных полномочий Европейскому центральному банку.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс обратился к Председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко с таким вопросом-пожеланием:

– От имени бизнес-сообщества и политических аналитиков просим Вас не спешить с расширением Евразийского союза. Мы постоянно слышим, что Киргизия следующая, потом Таджикистан и так далее. Мы повторим ошибку Европейского союза, если примем страны, которые пока не готовы к десуверенизации и по уровню экономического развития не соответствуют первой тройке.

Тем не менее, политическая воля проявляется все чаще, и мы понимаем, с чем это связано. И, тем не менее, давайте все-таки не спешить. Очень не хотелось бы повторить ошибку, когда напринимали в ЕС всех подряд, а потом принялись спасать Грецию, Кипр и дальше по списку.


Виктор Христенко

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко не стал уклоняться от ответа:

– Сегодня у нас есть один образец единственного в мире самого продвинутого интеграционного объединения – Европейского союза. Мы глубоко изучаем то, что там происходило и происходит. В определенном смысле мы движемся по той же дороге, но с определенными особенностями. Особенностей, как минимум, две. Время другое, и мы можем многие вещи делать быстрее.

Мы не намерены также повторять чужие ошибки. С моей точки зрения, главной ошибкой Европейского союза стало то, что в период достаточно спокойного экономического развития они допустили перестройку приоритетов: от прагматических, экономически обоснованных – к политическим, во многом эйфорическим: от глубины – к широте. И вот эти политические амбиции возобладали, стали доминантой.

Эта системная ошибка привела сегодня к попыткам скорее восполнить нормы, которые необходимы для обеспечения устойчивого функционирования союза и, если повезет, и развития. И при этом они также сопровождаются, с моей точки зрения, очень сомнительными решениями (достаточно назвать Кипр), которые наносят еще больший удар по самой модели интеграции.

Поэтому, повторюсь, у нас нет желания повторять чужие ошибки.

С другой стороны, мы ведем целенаправленную работу с тем странами, которые изъявляют желание углубленно взаимодействовать с Таможенным союзом. В частности, с Кыргызстаном. Подчеркиваю, не по всему пакету соглашений, а именно по Таможенному союзу.

Идет планомерная работа, связанная не только с нормативной базой, но и инфраструктурой для обеспечения функционирования на территории Кыргызстана норм, правил и институтов, в том числе инфраструктур пограничных, ветеринарных, санитарных и так далее. К концу года президенты утвердят дорожную карту по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу. Сколько займет период присоединения? Не думаю, что это будет сверхдолгий период, но он точно будет предусматривать глубокую проработку всех систем, в том числе и покрытие рисков, которые обнаружены и обнаружатся.

Что касается других стран, то с ними у нас работа строится на треке сохранения конструктивных взаимоотношений, например, с Украиной, чтобы создание национальной компетенции не наносило ущерба двусторонним контактам. В этой связи у нас ведутся диалоги по торговле, по техническому регулированию. Сейчас верхнего уровня достигает документ, фиксирующий долгосрочные цели по присоединению в качестве наблюдателя к Евразийскому экономическому союзу и, по возможности, участию в органах Таможенного союза представителей Украины.

Поэтому – слышим, думаем и только потом делаем.

Дмитрий Поляков

(Продолжение следует)