Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

05.07.2013

Таможенный союз и ЕЭП: вызовы и возможности для бизнеса. (Часть 2)

Разработка технических регламентов, надзор за рынком, упрощение торговых процедур, поддержка экспорта, техническое регулирование на едином экономическом пространстве и в рамках Таможенного союза – эти и многие другие вопросы, волнующие бизнес, обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме.

В ходе дискуссии прозвучал и такой вопрос: «Когда не надо будет покупать страховку при пересечении границы, например, России и Белоруссии на автомобиле? Когда будет создан хотя бы механизм взаимного признания страховки?»

Ответил Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК:

- Взаимное признание страховых полисов – это даже не финансовая система, а простое передвижение товаров, граждан, которые ездят друг к другу в гости, услуг и т.д. То есть данная тема затрагивает самые основы Таможенного союза. И мы будем рассматривать этот вопрос в самое ближайшее время.

Есть, конечно, «зеленая карта», международные институты и системы, но вопрос как раз в том, как сделать так, чтобы не пользоваться международными системами, решение по которым уходит куда-то в Швейцарию.

Конечно, нужно сделать так, чтобы риски по приобретенной страховке ОСАГО или ее аналога в Белоруссии и Казахстане покрывались в любой из трех стран. Мы это будем обсуждать и хотим послушать, какие предложения будут у финансового сообщества.

Сюда же относятся вопросы по снижению рейтингов. Здесь главное – обмен информацией и единые правила. Обеспечив качественный информационный обмен и единую базу требований между нашими тремя государствами, мы сможем отказаться от требований, которые предъявляются третьим странам.

Заместитель министра экономики Республика Беларусь Антон Кудасов задал такой вопрос:

- У нас во всех трех государствах имеются «дорожные карты» по улучшению условий ведения бизнеса. Я употребляю российское название, но это есть и в Белоруссии, и в Казахстане – это закреплено нормативно. Почему бы нам «дорожные карты», первейшие из которых – поддержка экспорта, упрощение торговых процедур, – не инкорпорировать непосредственно в договор, по крайней мере, в основные положения? Такой договор, с точки зрения деловой среды, выглядел бы адресно. И сразу второй вопрос: почему механизмы поддержки экспорта не инкорпорировать в повестку дня ЕЭК и не создать конкуренцию таких механизмов? В этом случае бизнес имел бы возможность обращаться не только к национальным инструментам, но и к наднациональным. Я имею в виду весь комплекс инструментов – не только финансовых, но и политико-дипломатических.

Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК:

- Эта идея уже осуществляется. Потому что таможенный кодекс, вопросы тарифного и нетарифного регулирования, которые влияют на экспорт и импорт, уже находятся в нашем ведении. Путем прямого изменения – будет ли это кодифицированный акт или другие таможенные кодексы – мы можем влиять на эти вопросы прямо. У нас будет целый блок поправок в таможенный кодекс, который должен снизить административное давление на бизнес, количество документов и т.д. Отсылок к законодательствам трех стран должно быть минимальное число.

По поводу поддержки экспорта. У Европейского союза есть такой довольно мощный инструмент привлечения новых участников и удержания старых. У них есть свой бюджет, из которого в том числе поддерживается и экспорт, а также малые и средние предприятия. До тех пор пока мы не состоимся как субъект международного права, пока не будет бюджета с доходной частью – это взносы сторон – и с расходной – это наше обеспечение, – до тех пор мы как регулирующий орган можем действовать лишь в форме нормотворчества и предложения соответствующих норм национальным правительствам.

Но думать в этом направлении надо, и европейский опыт будет нам полезен.

Затем слово взял Член Коллегии по вопросам технического регулирования в ранге министра Евразийской экономической комиссии Валерий Корешков (Беларусь):

- Хотелось бы отметить, что сегодня очень активная работа ведется по созданию и пересмотру тех требований, которые необходимы для реализации провозглашенных свобод.

Прежде всего – это движение товара. Чтобы его обеспечить в полной мере, надо, конечно, пересмотреть те функции и те требования, которые сегодня у нас на территории таможенного пространства действуют. И, наверное, один из самых важных вопросов – это определение объектов технического регулирования. Вначале было очень много предложений. Практически каждый союз, каждая ассоциация предлагала свои поправки, регламенты, а потом, когда осмыслили, оказалось, что нельзя так подходить и всё подводить под нормативную базу. Должны быть приоритеты. Тогда и определили 66 направлений.

Второй вопрос – это выработка самих требований. Мы говорим, обязательные требования – это, прежде всего, безопасность, вопросы, связанные с подтверждением соответствия продукции, маркировки, а также отдельные вопросы обеспечения требований потребителей, требований энергоэффективности и т.д. для определенных групп продукции.

Здесь также столкнулись с определенной проблемой. А какие требования положить в основу нашей деятельности? Посмотрели, что есть у Евросоюза, что у наших коллег. И в итоге приоритеты выстроили таким образом. Прежде всего, международные требования, которые идут через международные организации, такие как международная организация по стандартизации, международная электротехническая комиссия, союз электросвязи и пр.

Далее стали рассматривать лучшие региональные документы, которые могли бы помочь в решении наших вопросов. Это и европейские документы, и действующие в странах СНГ, и документы межнациональных организаций, существующих в наших государствах. В итоге, решили брать не несколько документов, а действительно лучшие из лучших, что соответствует требованиям рынка.

Теперь о взаимодействии с бизнесом.

Мы сформировали консультативный комитет, в котором активно участвуют представители бизнеса и профильных ассоциаций, а также подкомитеты по разным направлениям. И попросили определить тех экспертов, которым можно доверять и кому доверяют бизнесмены. По каждому направлению мы такие предложения получили. Множество мнений, конечно, усложняет процесс. Но вместе с тем помогает взглянуть на проблему с разных сторон.

По отдельным позициям нам пришлось вводить даже дифференцированное ведение показателей. Например, в целом регламент вводится с 1 июля 2012 года, а по двум показателям – через три года. Это позволяет подготовить промышленность к тому, чтобы осознанно перейти на эти показатели с учетом возможности испытаний и технологий производства.

Хотелось бы отметить еще, что очень важна работа по техническому регулированию и по подтверждению соответствия, основным видом которого является декларирование. В связи с этим значительный центр тяжести переносится сегодня на изготовителя. Изготовитель или поставщик несет ответственность, но теперь ему становится легче решать вопросы подтверждения соответствия.

Конечно, потребовалось, чтобы в процессе реализации тех или иных регламентов осуществлялся более тщательный надзор за рынком. Проблема пересмотра надзора над рынком остро стоит не только перед нами, но и перед Европейским союзом. В соответствии с принципами согласованной политики надзор и контроль ныне осуществляется национальными органами. Но опыт показал, что наряду с контролем на уровне государств необходимо решать вопросы, связанные с едиными принципами надзора. Поэтому мы работаем сегодня над соответствующим соглашением по унификации этих подходов.

Разработка и принятие технических регламентов изменяют параметры требований, а это – не только корректировка тех или иных норм, но и соответствующая перестройка производств, испытаний и т.д. Это влечет за собой пересмотр ряда функций и ответственности министерств и ведомств, отвечающих за те или иные работы.

Процесс довольно болезненный. И сложный. Вышло так, что мы столкнулись с ним открыто. Почему? Потому что многие ведомства не очень-то хотят уступать те или иные функции. И все же решения принимаются.

Работа над разработкой технических регламентов – это не только технические требования к параметрам непосредственно безопасности продуктов. Сегодня сюда включаются и ветеринарные требования, и санитарные, и фитосанитарные. Таким образом, техрегламент превращается в документ, который охватывает весь комплекс требований, необходимых для разработки, изготовления и поставки определенных групп продукции. И здесь нам очень стал помогать бизнес.

Почему? А потому что эти вопросы связанны с разработкой и пересмотром стандартов, которые идут в обеспечение технических регламентов. С одной стороны, добровольно применяемые стандарты, у которых есть отдельные требования. С другой – перечень методик, методов испытаний, которые применяются для подтверждения соответствия, для оценки той или иной продукции.

И то, что здесь было принято решение базироваться на межгосударственных стандартах и не создавать какие-то другие, это, наверное, очень правильно.

Но жизнь показала, что значительное число стандартов пока не соответствует сегодняшнему дню. И необходимо организовать серьезный пересмотр всей этой нормативной базы.

Сегодня мы ввели 14 технических регламентов. Они уже работают. Разработали программы стандартизации. Ряд регламентов вводили комплексно. Например, в феврале – машиностроительные регламенты. С 1 июля вводится еще 7 регламентов, в том числе основной регламент по безопасности пищевой продукции. Одновременно вводятся регламенты, связанные с ее маркировкой. Всё, что касается пищевых добавок, соковой продукции, масложировой продукции, специального питания, зерна. Завершается разработка регламентов по молоку и безопасности мяса.

Все эти вопросы настоятельно требуют углубленного взаимодействия с бизнесом на всех направлениях, в том числе в рамках белорусско-казахстанско-российского консультационного совета, созданного специально для этих целей.

Дмитрий Поляков