Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

26.03.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: rvio.histrf.ru

Меняя цвет времени: в Москве представили масштабное исследование, посвященное событиям, предшествовавшим началу Второй мировой войны

Российское военно-историческое общество собрало в книге «На пороге войны. 1939 год» статьи десятков специалистов в области предвоенной истории

Рукописи не горят, факты - вещь упрямая. Эти слова могли бы стать эпиграфом книги «На пороге войны. 1939 год», которую представили Председатель Попечительского совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Сергей Иванов и Председатель РВИО Владимир Мединский. В этот фундаментальный труд вошли статьи более тридцати авторов – профессиональных историков из России, Беларуси, Украины, Италии и даже Великобритании. В условиях постоянных нападок на Россию, стремления взвалить на СССР вину за развязывание войны этот фундаментальный труд очень дорог.

Гарантии всем соседям

Как отмечают в РВИО, в книге «На пороге войны. 1939 год» нет манипулирования версиями. Это документально выверенная канва событий, которые привели к самой страшной войне в истории. Собранные документы показывают, что политика Германии, а также союзных ей Италии и Японии была нацелена на передел мира. Эта политика активно проводилась на протяжении всех 30-х годов. Оккупация японцами Китая, гражданская война в Испании, захват Эфиопии, раздел Чехословакии – все это затронуло судьбы миллионов людей и стало предтечей глобального конфликта.

При этом Советский Союз, в отличие «западных демократий», целенаправленно пытался предотвратить войну. Армия СССР помогала Китаю в борьбе против японской агрессии. Красная Армия билась с японцами у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, советские добровольцы сражались в Испании… Для тех, кто хочет знать правду о второй половине 30-годов, эта книга – настоящее сокровище.

- Мы часто слышим критику пакта Молотова - Риббентропа, - говорит Председатель Попечительского совета РВИО Сергей Иванов. – Но я хотел бы напомнить, что договор о ненападении с Германией первой подписала Польша. Называется это пакт Пилсудского - Гитлера. Почему-то осуждения этого преступного пакта в Европе не слышно. В сентябре 1938 Англия подписала декларацию о взаимном ненападении с Германией. В декабре 1938 Франция подписала аналогичный пакт. В марте 1939 – Литва, в мае – Дания, летом того же 39-го – Литва и Эстония. И только 23 августа 1939 года – Советский Союз подписал пакт о ненападении.

Na_poroge_voiny-2.jpeg

Сергей Иванов


По словам Сергея Иванова, из этой книги он впервые узнал о том, что длительные и безуспешные переговоры с Францией и Великобританией о защите Чехословакии сорвались из-за нежелания Польши допустить транзит Советских войск через ее территорию.

- Сталин предлагал англичанам и французам заключить союзнический договор, не только дав гарантии Польше и Румынии, как хотели Англия и Франция, а с гарантиями всем приграничным странам, - продолжил Сергей Иванов. - То есть Советское правительство было готово дать гарантии безопасности всем соседям, включая Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию. Но англичане и французы отказались.

Кроме всего прочего, Советский союз пытаются обвинить даже в Холокосте. По словам Сергея Иванова, когда в конце 90-х он работал заместителем директора ФСБ и курировал архивную службу, ему доводилось читать массу телеграмм, которые направляли командующие заставами Погранвойск НКВД с западной границы. Оказывается, советские пограничники тогда спасли от смерти тысячи евреев.

- Смысл телеграмм был такой: на немецкой стороне стоит огромная толпа евреев, которые хотят перейти к нам и стать советскими гражданами, спасаясь от террора, - говорит Сергей Иванов. - Командиры застав спрашивали, что делать. Руководство НКВД отвечало: пропускайте. Естественно, наши пограничники опрашивали тех, кто заходил на нашу территорию. Вот донесение от 20 сентября 39-го года. «При отходе немецких войск из города Перемышль органами гестапо было арестовано более 600 евреев из разных прослоек населения, которых на следующий день на берегу реки Сан заставили раздеться догола, вырыть себе могилы и перед смертью танцевать под патефон. И это было тогда, когда концлагерей еще не было.

Коллективное мнение профессионалов

По словам председателя РВИО, помощника Президента России Владимира Мединского, отличие книги «На пороге войны. 1939 год» от других исторических трудов в том, что это не авторская версия. Авторы этой книги - более 30 профессиональных историков, специализирующихся на теме Второй мировой войны и ее начала.

- Это коллективное мнение профессионалов, которые рассматривают достаточно узкие вопросы, - говорит Владимир Мединский. - Посмотрите названия самих материалов: «Поставки советского золота в США в 1937 году». «Итальянский фашизм в самом начале 2-й мировой войны» - это, кстати, статья итальянского историка. «Пакт Молотова - Риббентропа и провал британского сценария начала войны», «Советские инициативы апреля 1939 года и позиция Великобритании и Франции». Я перечислил только несколько статей.

Владимир Мединский уверен, что книга «На пороге войны. 1939 год» - должна стать серьезным оружием в борьбе за историческую правду и справедливость.

- На нас сегодня поток исторических инсинуаций, подтасовок, суть которых сводится к передергиванию реальной истории, - говорит председатель РВИО. - Особенно в интернете, в новых видеоформатах, в документальных фильмах и так называемых публицистических передачах. На днях я посмотрел фильм журналиста Алексея Пивоварова про мюнхенский сговор. Это образец пропаганды в духе Голоса Америки времен холодной войны, прямое формирование общественного мнения. А ведь молодежь, которая, к сожалению, не читает этих книг, считает, что эти фильмы и есть правда.

Na_poroge_voiny-3.jpeg

Владимир Мединский


Владимир Мединский поделился впечатлениями от просмотра еще одного фильма - художественного творения, снятого чешскими кинематографистами совместно с Голливудом. Оно называется «Масарик». Главный герой – сын основателя Чехословакии, будучи послом Праги в Лондоне пытается противостоять мюнхенскому сговору.

- Советский союз подтверждает, что защитит Чехословакию, - говорит Владимир Мединский. - Франция отказывается, Великобритания тоже. То есть Советский союз – единственная держава, подтверждающая свои обязательства. Но Чехословакия говорит «Нет-нет, мы от красных помощь не примем, без Французов боимся…». Как вы думаете, сколько раз в этом чехословацком фильме упомянут Советский союз и его позицию? Сколько раз было сказано, что мы еще в сентябре 1938 года были остановить фашистскую агрессию? Ответ такой: один раз. И то, когда показывают первую полосу New York Times от 1939 года, где большими буквами написано: «Советы и Гитлер атаковали Польшу». Вот так Голливуд занимается пропагандой. Давайте называть вещи своими именами. Идет борьба концепций, теорий, идеологий. Нам нужно переходить в контрнаступление на историческом и идеологическом фронте как вовне, так и внутри нашей страны. И сегодня мы представляем труд профессионалов, исследующих фактуру и реальные данные.

«Этим документом нужно гордиться»

Советскому союзу и нынешней России часто ставят в вину пакт Молотова - Риббентропа. Однако нынешние историки считают, что оценки этого документа, навязанные либеральной идеологией, нужно пересмотреть.

- Критики пакта Молотова - Риббентропа часто забывают одну простую вещь, - сказал Сергей Иванов. - Подписав договор с Германией, мы сами избежали того, чего хотел избежать и Гитлер – риска войны на два фронта. Японцы ничего не знали о пакте Молотова - Риббентропа, даже немецкий посол в Токио ничего не знал. Японцы узнали об этом из прессы, обиделись и развернули свою агрессию на юг. Нынешнее польское руководство обвиняет нас в том, что мы вместе с Германией напали на Польшу. Но мы на нее не нападали. Наши войска вступили на территорию польского государства 17 сентября. К тому времени, выражусь резко, как такового государства Польши не было. Территория существовала, государство — нет. Президент Польши уехал из Варшавы 1 сентября, в первый день войны. 4 сентября началась эвакуация правительственных учреждений. 5 сентября выехало правительство. А в ночь на 7 сентября бежал и главнокомандующий польской армией.

А историк Игорь Шишкин, автор книги «Безупречный пакт» и один из авторов исследования «На пороге войны. 1939 год» вообще считает договор 1939 года победой советской дипломатии.

- Долгое время по тому же пакту Молотова - Риббентропа только единицы отстаивали историческую правду, - говорит Игорь Шишкин. - Сейчас ситуация в корне изменилась. Пакт Молотова - Риббентропа – документ, которым мы должны гордиться, стратегическая победа Советского союза, которая во многом обеспечила то, что наши противники стали нашими союзниками. Появление большой тройки прямо вытекает из этого пакта. Мы получили передышку, которая позволила нам в восточных районах создать новую промышленность, которая обеспечила наши победы. Мы получили территории, которые позволили сорвать блицкриг. Генерал Гот в своих воспоминаниях пишет, что первый план, который обсуждался у Гитлера – это был прямой удар на Москву из Прибалтики. И только вхождение прибалтийских стран в состав Советского союза заставило Гитлера от этого плана отказаться. Такие факты должны знать все! У Льва Гумилева есть прекрасное выражение – изменение цвета времени. Очень хочется надеяться, что благодаря этой книге и другим выступлениям свидетельствовали бы о том, что на историческом поле начинается изменение цвета времени.