Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

31.05.2018

Крестный путь гродненской святыни

Владимирская Мироточивая икона Божией Матери - главная святыня Рождество-Богородицкого женского монастыря в Гродно – была прославлена первыми чудесами ровно 140 назад.

В нынешнем году исполняется 175 лет со времени возникновения православного Рождество-Богородицкого женского монастыря в Гродно – одной из самых почитаемых обителей Беларуси. Отпраздновали верующие и юбилей самой главной здешней святыни – Владимирской Мироточивой иконы Божией Матери: она была прославлена первыми чудесами ровно 140 назад.

НАСЛЕДИЕ ГЛИНСКИХ

Третьего июня в Гродно стекаются многочисленные паломники со всего православно-христианского мира: в этот день, когда совершается поклонение древнему Владимирскому образу Пресвятой Богородицы, монахини, послушницы и посетители Гродненского монастыря особо чтут местную реликвию – мироточивую и чудотворную икону Пречистой Девы Марии.

Казалось бы, Рождество-Богородицкая обитель не относится к числу наиболее древних на территории Беларуси, однако, если внимательно разобраться, ее история уходит корнями в весьма и весьма стародавние времена. Ведь, согласно сохранившимся земельным актам, Пречистенский храм на месте нынешней соборной церкви Рождества Богородицы уже стоял в 1506 году, при нем располагалась богадельня – приют для бездомных и больных. Строителем церкви и приюта был князь-воевода Михаил Глинский - человек славной и трагической судьбы, немало сделавший как для Белой Руси, так и для Московского государства. Крупнейший военный и политический деятель того времени, князь Михаил Львович во главе объединенных войск Великого Княжества Литовского разгромил орды крымских татар в исторической битве под белорусским городом Клецком  (ныне - районный центр в Минской области). После этой важнейшей победы прекратилось многолетнее разорение сел и городов Белой Руси ханом Менгли Гераем и его сыновьями.

Впоследствии Михаил Глинский, чья племянница Елена вышла замуж за великого князя Московского Василия III, служил русскому государству: отвоевывал Смоленск у поляков, руководил экономическими и финансовыми делами. А умер, увы, в тюрьме, куда был заточен по приказу своей родственницы Елены. Вот уж действительно - пострадал за правду: смело и открыто говорил молодой вдове великого князя о ее недостойном поведении.  

Такая вот крупная историческая личность – Михаил Львович Глинский – стоял у истоков нынешнего женского монастыря в Гродно. Обитель, как и основатель («фундатор») ее главного храма, пережила немало военных потрясений: менялись на Гродненщине власти земные, менялись религиозные обряды, совершившиеся в стенах монастыря… Сколько тягот выпало на долю тех, кто населял эти кельи – про то, как говорится, один Бог ведает.

СКВОЗЬ ПОЖАРИЩА И ГОНЕНИЯ

Мира и счастья не всегда было в достатке на этих землях.

В начале XVII века (1614 год) гродненский хорунжий Якуб Кунцевич подарил Пречистенской церкви «большой плац» (территорию) рядом с храмовой постройкой. Казалось бы, все благоприятствует возведению помещений и служб задуманного здесь православного монастыря. Но… Уже вскоре церковная власть переменилась: бразды правления перешли к униатам. И в 1633 году храм стал греко-католическим. Вскоре здесь поселились монахини-базилианки. Потом, «умножая скорби», пришла эпидемия пожаров: то один (1647), то другой (1654) полностью уничтожили деревянные соборные постройки.

Базилианки возродили деревянную Пречистенскую церковь, а она – сгорела опять. И вот, наконец, в начале XVIII века знаменитый итальянский архитектор Джиованни Фонтана заложил здесь каменный униатский храм, который и был завершен в 1726 году. Он-то и является ныне главным собором монастыря.

Середина XIX века открыла новую эру в жизни Гродно: монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородицкий женский монастырь второго класса. Сегодняшние инокини, послушницы и верующие из мирян считают 1843-й год началом отсчета современной, православной истории женской обители. Полтора века назад эта история, едва начавшись, обещала быть жизнеутверждающей: в шестидесятых годах девятнадцатого столетия в монастыре была построена еще одна церковь – Сергия Радонежского, а вслед за этим обитель посетил император Александр II, сделал богатый вклад. По древней традиции, заложенной еще Михаилом Львовичем Глинским, при монастыре устроили приют для бедных детей и сирот. Здесь давали кров и кусок хлеба не только людям крещеным, но также и мусульманам, иудеям. Монастырь стал местом утешения и последней надеждой для очень многих несчастных, независимо от их национальности и вероисповедания.

Большой оптимизм и радость вселило в сердца православных людей чудо мироточения Владимирской иконы Божией Матери, которая находилась в обители. Это явление произошло на глазах многих людей 7/20 октября 1877 года и продолжалось целых полгода – по некоторым свидетельствам, до мая 1878-го. На протяжение всего этого времени благоухающее миро тщательно собиралось монахинями в особый крестообразный ковчежец – он и поныне хранится в киоте, при Владимирской Мироточивой иконе.

Какие же события происходили в гродненском Рождество-Богородицком монастыре 140 лет назад?

ОТГОЛОСОК КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

Прежде всего – несколько слов о самой Владимирской Мироточивой иконе, которая стала одной из главных православных святынь на западных землях Беларуси. Вот ее предыстория.

Во время Крымской войны между Россией и англо-французской коалицией (середина 50-х годов XIX века) у одной местной католички снимал квартиру православный российский офицер. Имел он при себе фамильную икону Богородицы. Когда же его отозвали на фронт, в Крым, офицер решил оставить эту довольно большую икону хозяйке квартиры – с тем, чтобы впоследствии, по окончании военной кампании, забрать семейную реликвию. Но… Видно, сложил этот неведомый воин свою голову в сражениях за крымскую землю, за Отечество.

Католичка не знала, что делать с этой «чужой» во всех смыслах иконой, и потому отдала ее своей родственнице – православной верующей Агриппине Домбровской, что проживала в близлежащей деревне Чещевляны. А дочь этой благочестивой женщины Наталья как раз собралась уйти монахиней в Рождество-Богородицкую обитель. Мать отдала ей с собой эту нежданно-негаданно «свалившуюся с неба» икону.

Образ находился в сестринской келье, и вдруг 7/20 октября 1877 года монахини и послушницы стали свидетельницами истечения благоуханного мира от иконы. Святой образ оставался в келье до декабря 1878-го, а затем его перенесли в главный храм монастыря. С тех пор икона стала называться Владимирской Мироточивой и особо почитаться не только в обители, но и далеко за ее пределами.  

ПРЕТЕРПЕВШИЕ ДО КОНЦА

Очень многие чудотворные иконы Беларуси безвозвратно утрачены в годы лихолетья, последовавшие после начала первой мировой войны, а затем – революции и гражданской смуты. Но эта печальная участь не коснулась Владимирской Мироточивой иконы из Гродно. Хотя путь ее к нынешним верующим был не просто извилист, но и драматичен.

В 1900 году Священный Синод официально перевел монастырь в урочище Красносток близ Гродно: там стояли «бесхозные» строения бывшего доминиканского монастыря, закрытого в 1866 году, а также – новая православная церковь Иоанна Богослова. Гродненская женская обитель тоже сохранилась, она получила статус приписной (то есть – филиала). Были у монастыря также подворья в Петербурге и Дрогичине (ныне - Брестская область).

Начавшаяся летом 1914 года война с Германией заставила монахинь спешно эвакуироваться из обжитых мест, покидать намоленные храмы. В числе других святынь отправилась в центральную Россию, подальше от линии фронта, и Владимирская Мироточивая икона. Она вместе с полутора сотнями насельниц Рождество-Богородицкой обители оказалась в подмосковном монастыре святой Екатерины.

Вскоре, уже после революции, начались притеснения насельниц (монахинь и послушниц) в стенах Екатерининской обители, которая в недалеком будущем станет «личной тюрьмой Берии» - страшным Сухановским застенком, где замучили сотни заключенных. А в 20-е годы стойкие, несгибаемые женщины-монахини из Беларуси организовали в стенах подмосковного монастыря сельскохозяйственную артель «Екатерининская пустынь», которая действовала до 1931 года. На тот момент часть монахинь и послушниц из Гродно уже уехала на родину: в 1921 году некоторые сестры во главе с игуменьей Еленой (Коноваловой) решили вернуться в Рождество-Богородицкий монастырь, и советская власть дала на это согласие. Не препятствовали женщинам и в том, чтобы они забрали с собой привезенные в 1914 году святыни, в том числе – Владимирскую Мироточивую икону. А Гродно к тому времени уже был польским городом… Как встретят их новые власти? – переживали инокини. Ведь им было известно, что Красностокский монастырь переделан поляками в католический.

Но, как говорится, все обошлось: монахиням вернули помещения гродненской обители, она осталась православной. Казалось бы, все возвращается в прежнее русло… Возобновились в Рождество-Богородицком монастыре труды и молитвы инокинь. Не закрывался монастырь и в годы фашистской оккупации. А в 1953 году в обители вновь (уж в который раз!) был открыт приют для детей сирот – их после войны было ужас как много. Организовали сестры монастыря также золотошвейную мастерскую и даже сварочный цех (работали сами) – этого хватало на пропитание и другие нужды.

Но вот – снова гонения: началась печально знаменитая хрущевская антицерковная кампания. В 1960-м году в гродненском монастыре обитали без малого шесть десятков насельниц, однако все они в одночасье лишились крова. Хорошо еще, что власти не выгнали их на улицу – дескать, идите, куда хотите: именно так большевики не раз поступали с монашествующими в первые годы советизации. А в 1960-м сестер отправили в Жировицкий монастырь, где доживали свой век престарелые монахини. «Переехала» в Жировицы и Владимирская Мироточивая икона.

СНОВА В РОДНЫХ СТЕНАХ

1 июля 1992 года в стенах гродненского Рождество-Богородицкого монастыря впервые за долгие годы запустения и «перепрофилирования» зазвучали православные церковные песнопения: решением руководства независимой Республики Беларусь эта славная женская обитель была вновь передана монашествующим. Монастырю в какой-то степени повезло: долгие годы он использовался советской властью под экспозицию музея атеизма, а также – для проведения концертов и выставок художников. Наверное, во многом благодаря всему этому строения монастыря не слишком сильно пострадали.

  А самым памятным днем для многих нынешних жителей Гродно и, конечно же, для сестер обители, стало 20 сентября 1992 года: именно в тот день, в канун великого престольного праздника монастыря - Рождества Пресвятой Богородицы, заняла свое почетное место в соборе чудотворная Владимирская Мироточивая икона Божией Матери. 

Александр Аннин