Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

06.05.2017

Момент истины в августе 44-го...

Съёмочная площадка картины Михаила Пташука «В августе 44-го…» превратилась в арену для противостояния режиссёра, продюсера и автора сценария. Казалось бы, перспективы могли быть весьма печальны. Однако фильм стал лучшим военным блокбастером последних десятилетий.

«В августе 44-го…» – экранизация, пожалуй, самого известного в истории отечественной литературы романа о работе контрразведки в годы Великой Отечественной войны «Момент истины». Его автор, писатель Владимир Богомолов, сам служил в «Смерше» (сокращение от «Смерть шпионам!» – название контрразведывательных организаций в Советском Союзе во время Второй мировой войны ­– прим. авт.), перейдя туда в 1944 году из войсковой разведки.

Экранизация Пташука – вторая по счёту, до него это уже пытался сделать литовский режиссёр Витаутас Жалакявичюс. В картине Жалакявичюса главную роль исполнял Сергей Шакуров, виртуозно сыгравший до этого в дебютной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильм так и не был завершён: умер актёр Бронюс Бабкаускас, исполнявший роль генерала Егорова, да и руководству «Мосфильма» отснятый материал категорически не понравился. Разразился скандал. Уже значительно позже в прессе появилась информация о том, что не последнюю роль в нём сыграл сам автор романа.

Владимира Богомолова многие считали писателем огромного таланта и невыносимого, конфликтного характера. Поговаривают, что именно он воспротивился, чтобы его произведение экранизировали Андрей Тарковский и Станислав Говорухин. В 1998-м Министерство культуры Белоруссии предложило экранизацию «Момента истины» Михаилу Пташуку, чья кинотрилогия «Знак беды», «Наш бронепоезд», «Кооператив «Политбюро» стала классикой белорусского кинематографа. Коллеги-кинематографисты часто подтрунивали над Пташуком: дескать, скоро в белорусских деревнях не останется домов, так как все спалит Пташук. Великая Отечественная война была лейтмотивом его творчества. Разумеется, отказаться от предложения экранизировать роман Богомолова Пташук не мог.

Он перечитал книгу восемь раз. И был потрясен, насколько предложенный сценарий не соответствует замыслу писателя. Сценарий действительно создавался для экранизации Жалакявичюса и, как тогда говорили, «при помощи ножниц». С профессиональной кинодраматургией он не имел ничего общего.

Пташук поехал в Москву к Богомолову. Довольно быстро вместе они создали новый режиссёрский сценарий. Начались пробы актёров, но на съёмки не хватало средств. Тогда решено было привлечь продюсеров из России. Пташук советовался со многими коллегами, и режиссёр Станислав Говорухин предложил выйти на депутата Госдумы Владимира Семаго, чтобы именно он стал продюсером. Как известно, Семаго сыграл роль следователя у Говорухина в фильме «Ворошиловский стрелок». Тот согласился, но поставил условие: дать ему возможность сняться во второй по значимости роли. Этому воспротивился актёр Евгений Миронов, пригрозив отказаться от картины: «Представьте себе, что в нашем фильме одну из главных ролей сыграет Жириновский!». Пташук Мироновым очень дорожил. Миронов сам выбрал себе в сценарии роль Алёхина – тонкого, умного героя, вычислившего и переигравшего диверсантов во главе с Мищенко (Александр Балуев). Позже обе эти роли стали для актёров знаковыми.

В том, что именно Евгений Миронов должен сыграть Алёхина, не было сомнений и у Богомолова: «Так редко можно встретить в кино толкового человека. Вот этот парень, артист Евгений Миронов, единственный актёр в моей жизни, хотя мне пришлось иметь дело со многими его собратьями по искусству, единственный, который приехал ко мне перед началом съёмок. И привёз 76 вопросов, которые у него возникли при ознакомлении с режиссёрским сценарием. Мы просидели с ним более трёх часов. Это была хорошая штука – беседа автора с актёром. Наверное, я чем-то помог ему. Вообще, главные герои подобраны замечательно. Но фильм-то снят о другом!». Картину Богомолов так и не принял и позже настоял, чтобы его фамилию убрали из титров.

Роман был написан в 1973-м и опубликован спустя год. По сюжету, на территории освобождённой Белоруссии в тылу советских войск действуют вражеские агенты. Регулярно в эфир выходит радиостанция, передающая немцам шифровки с секретной информацией. Готовится крупное наступление, розыск радиостанции становится делом государственной важности, контролируется лично Сталиным. Контрразведчикам из «Смерша», трём молодым офицерам во главе с капитаном Алёхиным, поручено в кратчайшие сроки разыскать диверсионную группу.

Михаил Пташук рассказывал о сюжете так: «Трое контрразведчиков ходят по хуторам, ищут рацию. Они талантливые, смелые. Винтики огромной системы. Над ними – свой круг начальства. Над начальством – круг генералитета. А выше – Сталин. И эти мальчики берут на себя невероятно большую ответственность, которой боятся даже высшие чины. Главное достоинство картины в том, что в ней нет явных врагов и друзей, плохих и хороших, красных и коричневых... Брат воюет с братом. На фоне войны мировой идёт война гражданская... Победителей определяют история и автор романа. Мы радуемся, что этот победитель есть. Вот в чём безумие».
У героев романа и фильма были реальные прототипы. Прототип капитана Алёхина погиб при задержании вражеских агентов в декабре 1944 года в Польше. По словам Владимира Богомолова, офицера комендатуры, который был привлечен к операции, он знал лично – тот получил тяжелое ранение. Главному антигерою, которого сыграл Александр Балуев, Богомолов дал фамилию Мищенко. Фамилия же его прототипа – Грищенко.

Решение о начале съёмок Пташук принял на свой страх и риск. Бюджета не было, как и понимания между создателями картины. Споры по финансовым вопросам не уступали диспутам по вопросам творческим. Время уходило, и режиссёр решил снимать массовые сцены, где были задействованы сотни военнослужащих и техника. «Огромный, очень эмоциональный человек. Сразу оглушил… На съемках командовать тысячной массовкой у него получалось лучше без мегафона», – таким запомнил Пташука Евгений Миронов в первые съёмочные дни. Спустя год могучий режиссёр был измотан так, что близкие боялись не только за его физическое здоровье, но и душевное состояние. В своей «Исповеди кинорежиссёра» Пташук признавался: «Через неделю съёмок я выдохся… Лицо кровоточило от солнечных ожогов. Были дни, когда я молил Бога, чтобы он послал дождь, чтобы тот лил несколько дней и мы все смогли отдохнуть!»

Последняя запись в дневнике Пташука сделана 26 апреля 2002 года: «Москва! Завтра «Ника». Номинирован в шести номинациях… » Это был закономерный, но неожиданный для многих финал: картина начала своё триумфальное фестивальное шествие.

На церемонию вручения «Ники» Михаил Пташук не попал. За несколько часов до её открытия он погиб в автомобильной катастрофе – в годовщину трагедии на Чернобыльской АС, о которой собирался сделать свой главный фильм.

«Когда он ещё поехал с Николаем Бурляевым в Косово по монастырям, то, видимо, Господь уже готовил его к этому последнему периоду земной жизни, – вспоминала вдова режиссёра Лилия Пташук. – И даже перед тем страшным днём был какой-то знак. Мы собирались в Москву на вручение «Ники», а я никак не могла найти свой паспорт. И даже хотела вообще отказаться от этой поездки. Но Миша схватил мой старый заграничный паспорт и буквально силой затащил в поезд. Уже в купе я обнаружила, что паспорт лежит в сумочке. В Москве мы остановились в одной гостинице. Он пошёл по своим киноделам. Вдруг меня охватила такая тоска, хоть вой. А его в это время, оказывается, уж вытаскивали из искореженного белого «Мицубиси»: одна настырная женщина-менеджер уговорила подвезти до гостиницы. Хотя там пешком всего 10-15 минут…» Михаил Пташук не дожил всего несколько часов до триумфа своего фильма, который сейчас уже можно смело назвать классикой.

Марина Забелина