Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

07.03.2017

Легенды и предания Великого поста

Великий пост начался в городах и весях России и Беларуси (а также во всем православном мире) 27 февраля. Он продлится целых семь недель и завершится на Пасху, 16 апреля. Существует много любопытных преданий – народных и летописных – о том, как проводили строгое время поста прославленные предки нынешних россиян и белорусов.

Фото: 'Четыредесятница'. Первая треть XV в., мастер из круга Феофана Грека

ДОХОДИЛО ДО КУРЬЕЗОВ

Первая неделя поста считается особенно строгой, и благочестивые предки наши проводили ее аскетически. Так, в первый день поста, именуемый до сих пор Чистым понедельником, на Руси и в Беларуси обязательно шли в баню – с самого раннего утра. Городские бани в XIX – начала ХХ века были открыты аж с четырех, а то и с трех часов утра, чтобы люд православный мог перед вступлением в пост смыть с себя грехи, а также «отпарить» последствия вчерашних и позавчерашних «масленичных» утех и хмельных «Проводов зимы». А потом, из бани – в церковь, на первое великопостное богослужение.

От Гродно до Сибири бытовала испокон веков традиция: в Чистый понедельник одеваться в хорошо выстиранную, но ветхую, заношенную одежду. Так даже самые богатые люди показывали свое смирение перед Богом. Случалось, вельможи и купцы, попросту не имевшие плохого одеяния, сами специально дырявили сюртуки и камзолы, нашивали на них заплаты. На Руси строгим соблюдением этой традиции прославились Демидовы, а также – многие богатые промышленники из староверов.

КАПЛУНЫ ДЛЯ СИРОТКИ

Высшие сановники XVIII века подчас придавали куда большее значение «букве» поста, нежели его духу. «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится, порядка только нет», - писал А.К.Толстой. Дщерь Петра Великого не переставала тешить утробу даже в пост, и при этом ухитрялась формально его соблюдать. Каким образом удавалось ей чревоугодничать, избегая терзаний душевных и молчаливой укоризны своих духовников (а их, заметим, у любого из наших царей и цариц всегда было несколько)? А вот каким образом: искуснейшие французские повара готовили императрице фальшивых зайцев, куропаток, осетров, свиные отбивные и говяжьи эскалопы из растительных продуктов. Причем блюда эти ни внешним видом, ни запахом, ни вкусом ни на чуточку не отличались от всамделишных. Впоследствии этот опыт перенял светлейший князь Потемкин, граф Шереметьев и некоторые другие вельможи.

Один из князей Радзивиллов, живший во второй половине XVI века, Николай Христофор по прозвищу «Сиротка», был крещен в протестантскую веру, а в семнадцатилетнем возрасте решил принять католичество, которое предписывало строго проводить Великий пост (в отличие от кальвинизма и лютеранства). И Радзивилл-Сиротка пошел на этот ответственный шаг не просто так, а под влиянием одного забавного события, случившегося с ним в Великий пост 1566 года. Николай Христофор за обедом увидел чудо.

Согласно легенде, в Варшаве ему на обеденный стол подали приготовленных каплунов (откормленных петушков), которые вдруг ожили, начали двигаться и даже упали со стола. Николай Христофор Радзивилл воспринял это как знак: пост нарушать нельзя. И утвердился в намерении перейти в католичество. На самом же деле, это чудо было подстроено монахами-иезуитами: каплунов предварительно опоили вином, а когда они уснули, их ощипали, полили приправами и подали князю на стол. И только он начал было резать каплунов, как они встрепенулись…

Вот такая любопытная легенда.

«ПАНЕ КОХАНКУ» НА ПОКАЯНИИ

Князь Кароль Станислав Радзивилл славился своим гостеприимством и пиршествами, в которых принимало участие множество шляхтичей, в том числе – обедневших. «Любезный Пан» («Пане Коханку») – так прозвала Радзивилла благодарное белорусское и литовское дворянство. Некоторые биографы Пане Коханку отмечают, что в Несвижском фамильном замке Радзивиллов обильные и многолюдные пиршества не прекращались и в Великий пост. Замок стал своего рода Меккой для чревоугодников. А когда церковные власти делали замечание князю, он щедро одаривал храмы воском для свечей или просто – деньгами.

Про этого князя в Несвиже и окрестностях по сей день рассказывают такое предание. Управляющий Короля Станислава (войт по-белорусски) был человеком суровым, всячески угнетал крестьян. И как-то весной жестокосердный войт выгнал землепашцев начинать посевную, потому что погода выдалась хорошая. А был один из главных великопостных праздников – Благовещенье, когда, согласно укоренившемуся обычаю и даже церковным установлениям, всякий труд возбранялся, а в народе ходила поговорка: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».

И вот стоят мужики на оттаявшем поле, жмутся возле плугов, а работать не хотят – боятся Божьего гнева. Войт-управляющий орет на крестьян, а те в ответ: «Коли ты такой нехристь, так сам и паши». Тут и князь недовольный на поле явился: что это, мол, тут стряслось? Войт выслужиться решил, подбежал к бороне и на двух волах стал борозду прокладывать. И… Как разверзнутся небеса, как грянет гром – глядь, а вместо войта и волов – три больших камня. Так и стоят они по сей день возле Несвижа, и стоять им вплоть до Второго Пришествия. Об этом говорит местная легенда.

Кароль Станислав, несмотря на свой буйный и разгульный нрав, был человеком старых традиций, а, значит, набожным и чтущим священные предписания. За все свои удачи он в первую очередь благодарил Бога и Пречистую Деву Марию. Однажды во время сражения (а Кароль Станислав был в чине «маршалка» Великого Княжества Литовского) ядро упало возле самых его ног и не разорвалось. Радзивилл поднял ядро, взвесил – оно оказалось двенадцатифунтовым (пять килограммов). Тогда Кароль Станислав приказал отлить из серебра ядро такого же веса и поместил его перед чудотворной Борунской иконой Божией Матери.

Пане Коханку был к тому же и суеверным: рассказывают про него, что он, бесстрашный в сражениях и смелый перед лицом польского короля, до жути боялся чертей и привидений. Перед тем, как уснуть, князь непрестанно крестился, лежа в постели.

Под старость этот Радзивилл изо всех сил старался следовать дедовским обычаям. Масленицу он проводил шумно, с играми и плясками, пирами и лихими катаниями на лошадях. Но в первый же день Великого поста Кароль Станислав начинал свои покаянные недели с самым что ни есть сокрушенным сердцем и соблюдением всех внешних обрядов и традиций.

Он вставал в Чистый понедельник на рассвете, и ему подавали на стол постное кушанье. А когда поднимали крышку с оловянной миски, из нее вылетал воробей. По старинным обычаям это означало, что вкушение мясной пищи закончилось, отныне – только растительная еда.

В этот же самый день, в Чистый понедельник, при первом ударе колокола в Несвижском соборе, князь со своими приближенными шел молиться в храм Божий. Надевал на голое тело колючую власяницу, голову посыпал пеплом, а на шею накидывал веревку. Идя в церковь, Радзивилл и его путники пели покаянные песнопения, и каждый нес под мышкой тугую плеть из воловьих жил.

Войдя в храм, князь раздевался до пояса и приказывал делать то же самое своим приятелям. А потом, читая псалом «Помилуй мя, Боже…» , принимался охаживать плеткой по голым плечам своих каявшихся приближенных. И все начинали бить плетьми друг друга, причем изрядно доставалось и самому князю. А однажды его отхлестали особо сильно, и этот случай даже описан в его биографии. Князя старались хлестать вполсилы, слегка касаясь жилами его телес. Но один из шляхтичей, которого перед этим сам Радзивилл отхлестал за его грехи что есть мочи, обиделся на князя и, пользуясь его разрешением, принялся немилосердно лупцевать своего господина. Кароль Станислав терпел-терпел, да уж не стало мочи терпеть эту боль, и возопил князь жалобно: «Довольно, довольно, любезный пан! Остальное покаяние отложим лучше до Великой пятницы!» Дело в том, что в пятницу великопостной Страстной недели Пане Коханку повторял обряд покаяния для себя и своего окружения.

БУДУТ И ПОСЛАБЛЕНИЯ

«По умолчанию» Великий пост считается настолько строгим, что уж о хмельном-то верующему человеку и думать не приходится, коли взялся пройти «святую четыредесятницу» достойно. Дескать, напрочь запрещено любое спиртное и в любых дозах. Это, скажем с осторожностью, не совсем так. В некоторые дни мирянам дозволяется вкушение виноградного вина (кроме шампанского и игристого). Таких дней довольно много: субботы и воскресенья, дни великих и престольных праздников и, если выпадут, собственные именины, торжественные даты жизни правящего патриарха (в старину – также царя или князя).

И – на заметку тем, кто ну никак не может обойтись без животной пищи. Не все знают, но на протяжении всего Великого поста дозволяется вкушать блюда, приготовленные из так называемых бесхребетных (креветок, улиток, мидий, кальмаров – в общем, моллюсков). И, соответственно, всех тех существ, что не имеют позвоночника. Любителям экзотической кухни можно смело есть черепаховый суп, шашлык из змеи, кашу из червей и пр. И ни один священник не попеняет за нарушение поста.

А еще будут два дня, когда можно побаловаться рыбкой – 7 апреля, на Благовещенье, и 9 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение). Восьмого апреля дозволена любая рыбья икра. Эти даты особые, праздничные, в нынешнем году они сменяют друг друга три дня подряд (8 апреля – Лазарева суббота). Церковь испокон веков сквозь пальцы смотрит и на гулянья народные, и на веками освященные забавы.

Александр Аннин