Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

02.10.2014

Петербург – морская столица России

И город этот, и флот на его верфях строила вся страна. Страна, уподобившаяся, по образному выражению Пушкина, «спущенному на воду кораблю». «Петербургские призывы» строителей и мастеров со всей европейской России решали проблему и кадров, и населения «юного града». Морское побережье, река, водная стихия стали источником энергии этого города.

И город этот, и флот на его верфях строила вся страна. Страна, уподобившаяся, по образному выражению Пушкина, «спущенному на воду ко­раблю». «Петербургские призывы» строителей и мастеров со всей евро­пейской России решали проблему и кадров, и населения «юного града».

Морское побережье, река, водная стихия стали источником энергии этого города. Его градостроительная идея и уличная сеть формировались на основе гидрографического фактора, царские дворцы и резиденции располагались непременно у воды — набережная Невы, Петергоф, Стрельна, Дубки. Левобережье Невы, вся территория вокруг Адмиралтейства, было отдано флоту — строителям кораблей и «морского флота служителям».

Фото 01.jpg

Адмиралтейская верфь при Петре I

Кроме главной, Адмиралтейской верфи, появились и другие центры судостроения: верфи Галерная, Охтинская, Партикулярная. Нева была основной «магистралью», главным «проспектом» Петербурга. На огромной акватории Невы торжественно праздновались триумфы военных побед, а в обычные дни, в повседневной жизни река представляла удивительное зрелище: корабли всех рангов, военные и торговые, с живописными палубными надстройками, с дивной геометрией рангоута, сотни лодок, яхт, парусных и гребных, сновали по реке во всех направлениях — город «распахнулся» к воде, открылся ей всей своей красотой, всей своей необычностью...

Напомним, что именно тогда, когда в Петербург, которому и десяти лет еще не исполнилось, переносилась из Москвы столица России, Петр намеревался центр этой новой столицы расположить на острове Котлин, совсем посреди залива. Есть столицы, расположенные на островах, но остров, превращенный в столицу...

Фото 02.jpg

Остров Котлин на гравюре петровского времени

Первый «пласт» населения Петербурга связан или непосредственно, профессионально и житейски, с морем, или с обслуживанием этого «морского люда». И первым регулярным учебным заведением новой столицы становится переведенная из Москвы и в Петербурге радикально преобразованная Морская академия. Морским кадетским корпусом, Морским училищем, а ныне Морским институтом Петра Великого начинается великолепная история петербургского образования, петербургской педагогики — морской, военной и гражданской. А в конце XVIII века созданием при Павле I в 1798 году Училища корабельной архитектуры закладываются основы отечественного кораблестроительного образования. До революции Петербург с его высшими морскими учебными заведениями, с Морской академией и Училищем торгового мореплавания был единственным в России центром высочайшей по качеству подготовки кадров морских офицеров и кораблестроителей.

Из здешних учебных заведений выходили все те, кто побеждал в морских сражениях, кто совершал удивительные по своим профессиональным и научным результатам долгие кругосветные плавания, кто своими научными трудами обогащал мировую науку о море — навигацию, гидрографию, океанографию. Те, кто открывал Антарктиду и внес неоценимый вклад в изучение и освоение Арктического бассейна.

Вся богатейшая русская морская литература вырастает из «петербургского корня». Здесь работал Морской Ученый комитет, здесь в 1848 году родился и вот уже 156-й год издается (без какого-либо перерыва!) «Морской сборник» — единственный отечественный журнал, сохранивший за полтора века не только свое название, но и свое направление. Во второй половине XIX века журнал этот был одним из самых прогрессивных, влиятельных и читаемых изданий в России, его передовая роль в общественной жизни формировалась участием в нем знаменитых моряков, выдающихся ученых и первоклассных литераторов и публицистов.

Фото 03.jpg

Первый номер «Морского сборника»

В самом центре Петербурга — в Адмиралтействе — с петровского времени размещалось Управление Российским флотом: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство и Адмиралтейств-совет. И главной базой Балтийского флота были Петербург и его «младший и любимый брат» — Кронштадт. И здесь родились, отсюда «отпочковались» все другие российские флоты — и Черноморский, и Тихоокеанский и — уже в советское время — Северный. Здесь, в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, сформировалась российская морская идеология, национальная морская доктрина. И — что чрезвычайно существенно — здесь на протяжении всех трех веков истории нашего города постепенно вырабатывалась отечественная морская культура.

Она стала важнейшей гранью, неотъемлемой составной частью того феномена мировой цивилизации, который мы называем петербургской культурой. Корпоративный дух моряков, высокий профессионализм и великолепная «образованность природой» этой профессии, охватывающей практически все науки, точные и гуманитарные, и все стороны практической жизни и человеческих отношений.

И вряд ли покажется натянутым утверждение, что эта универсальная и в тоже время специфическая «морская культура» является одной из важнейших частей петербургской «культурной конструкции» в целом. «Морской дух», осознание, самоидентификация петербуржцами себя жителями морской столицы, особое настроение, атмосфера, возникающая из этого самосознания, — один из «столпов», на которых стоит Петербург. Моряки представляют одну из самых образованных корпораций в стране — корпорацию, из которой вышли многие выдающиеся люди. Очень заметное в истории Петербурга, в его жизни морское сообщество, не замыкавшееся в себе, а «прораставшее» в различные ячейки научной и общественной жизни столицы, даже сама праздничность морской формы, пресловутый «морской шик» всегда были непременной — и очень важной — частью культурного бытия Петербурга-Ленинграда, парадного и повседневного...

Да и сам город всегда очень дорожил всем, что выявляло его «морскую сущность», хранило его «морскую память». Здесь и крупнейшие флотские культурные очаги: Центральный военно-морской музей, военно-морские архивы и знаменитая Военно-морская библиотека. Здесь памятники русским морякам — адмиралам, «плавателям вокруг света» и подвигам простых моряков. Здесь морские храмы и потрясающий своим архитектурным совершенством Николо-Богоявленский собор, более известный под именем Никольского морского, и Пантелеймоновская церковь, сооруженная в честь победы молодого Балтийского флота при Гангуте, и Чесменская церковь. И отмеченные изображением якорей надгробия на могилах русских моряков на разных кладбищах Петербурга.

Фото 04.jpg

Николо-Богоявленский собор

Не следует забывать и о том, что два скрещенных якоря, морской и речной, являются главным элементом исторического герба Петербурга. И того, что одним из символов нашего города является кораблик на шпиле Адмиралтейства, летящий на всех парусах над вечно родным для него городом!

Таковы обоснования весьма важного для нас утверждения о том, что Петербург — не просто морская столица России, но, может быть, единственный приморский город в мире, в котором сосредоточены все без исключения грани этого многозначного понятия, все разнообразные функции его определяющие. Петербург не просто был и жил рядом с морем — Петербург сросся с проникшим в него морским духом, настроением.

Приходится, однако, отметить, что в нынешнем Петербурге многое из этой «морской столичности» утрачено. Город как бы «отвернулся от воды» — от стихии, ради которой он и был триста лет назад замыслен и рожден. Далеко на запад переместилась главная база Краснознаменного Балтийского флота. Совершенно опустела акватория Невы, прежде самая оживленная часть города. Пока что нет у города и «морского фасада». Имеющий великолепные традиции петербургский парусный спорт переживает нынче очень нелегкие времена. И очень обидно бывает идти по тротуару Дворцовой набережной, почти не встречая и не обгоняя других прохожих — набережные Невы в обычное, непраздничное время стали самым пустынным местом в городе, если не считать, разумеется, сотни автомашин, несущихся мимо тебя по мостовой, вдоль пустынной реки.

Нева, ее рукава и притоки, старинные каналы как-то перестали быть «главными проспектами и улицами» Петербурга, ушли из контекста повседневной жизни, оставшись лишь приметами «парадного», «плакатного» Петербурга, сюжетом для открыток. И хотя есть в Петербурге Морской совет, работают музеи и благополучно проходит каждый год прием в разнообразные морские учебные заведения Петербурга — академии и высшие училища, университеты, единственное в стране Нахимовское училище и Морской кадетский корпус в Кронштадте, — все же утрата «морского духа», его «выветривание» из повседневной жизни города, разобщение «морского сообщества» ощущаются явственно.

Это и грустно, и тревожно. Город, рожденный великой идеей выхода России в море, не может этой идеи ни забыть, ни исказить. Недаром ведь его осеняет золоченый кораблик, парящий над ним на свежем балтийском ветру, дующем в тугие паруса.

Густав Богуславский

Фото: www.ru.wikipedia.org