Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

06.12.2012

Судьба генерала. (Часть 1)

7 апреля 1951 года. Поселок Тайшет Иркутской области. Лагерная больница. Седой, очень худой старик с усталым лицом в белом санитарском халате сидит перед железной буржуйкой. Иногда он открывает дверцу печки, смотрит на огонь и подбрасывает щепки. О чем думает бывший подполковник царской армии, бывший генерал армии войск Колчака и бывший командующий Пражским военным округом Чешской республики Сергей Николаевич Войцеховский?

7 апреля 1951 года. Поселок Тайшет Иркутской области. Лагерная больница. Седой, очень худой старик с усталым лицом в белом санитарском халате сидит перед железной буржуйкой. Иногда он открывает железную дверцу раскалившейся печки, пристально смотрит на огонь и подбрасывает щепки. О чем думает бывший подполковник царской армии, бывший генерал армии войск Колчака и бывший командующий Пражским военным округом Чешской республики Сергей Николаевич Войцеховский? Может, он вспоминает, как тут, по сибирским меркам совсем неподалеку, в ноябре 1919 года он собственноручно застрелил однокашника по Константиновскому училищу, соратника по Белому движению генерала Петра Гривина? Или о том, что тогда, в Праге в 1944 году, не поддался на уговоры немецкого командования и не возглавил предательскую Русскую Освободительную армию вместо Власова? Кто знает. А может, он вспоминает детство, Витебск, отца Николая Карловича, генерала царской армии, героя Балканских войн?

Известные минские коллекционеры и историки Александр и Инна Радаевы неожиданно для себя наткнулись на имя их соотечественника С.Н.Войцеховского, и, пораженные мощью этой фигуры, они вплотную занялись исследованием его биографии. Позже ими была организована замечательная выставка в Государственном Историческом музее Беларуси, посвященная генералу. Александр Радаев пишет:

Все началось с того, что в одну из поездок в Прагу, гуляя по Вацлавской площади, мы зашли в книжный магазин и на полке русскоязычной литературы увидели книгу «Дом в изгнании», которая представляла собой сборник очерков о судьбах русской послереволюционной эмиграции в Чехословакии. Ввиду того, что издание было местное и на просторах бывшего СССР его найти было в принципе невозможно, оно было немедленно приобретено. И мы не пожалели: одних общеизвестных персон, имена которых знакомы многим, так или иначе были связаным с Чехословакией времен Первой республики, набралось немало. Среди них: княгиня Наталья Яшвиль, писатель Аркадий Аверченко, поэтесса Марина Цветаева, бабушка русской революции Екатерина Брешко-Брешковская и многие другие, кому Чехословакия в то время стала вторым домом.

Но один из очерков поразил, наверное, более всего. Судьба русского офицера, генерала колчаковской армии, а впоследствии и генерала чехословацкой армии Сергея Войцеховского была настолько яркой, драматичной, а в конце концов и трагичной, что  не обратить внимание на эту фигуру было просто невозможно. Мы всегда интересовались историей, но это имя на тот момент было для нас абсолютно белым пятном. Даже то, что в довольно известном и недавно нашумевшем российском фильме «Адмиралъ» роль генерала С.Войцеховского была сыграна отдельным эпизодом, осталось, к сожалению, нами и, наверное, многими  незамеченным.  А после того как мы узнали, что С. Войцеховский по месту своего рождения в Витебске является нашим земляком, в семейном кругу сразу созрела идея провести выставку, посвященную генералу на его родине в Минске, а потом и непосредственно в Витебске.

С того момента  начались поиски материалов, связанных с жизнью нашего героя, которые иногда превращались в увлекательные и порой детективные истории, которые не закончились до сих пор.

Однако, обо всем по порядку. Один из самых ярких генералов Белого движения Сергей Николаевич Войцеховский родился 28 октября 1883 года  в Белоруссии в семье белорусско-литвинской шляхты. Все его предки по мужской линии были военными. Он, кстати, всегда подчеркивал, что он именно православный русский офицер. Бабушка по матери была из именитого рода графов Елагиных. Тоже давшего России много достойных офицеров. Так что у юного Сергея особого выбора не было. Да и он сам искренне стремился к военной службе. После окончания гимназии Войцеховский поступает в элитное Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Окончил его в числе первых с отличием и подпоручиком отправился на Кавказ.

Началась русско-японская война. Он пишет рапорт, с просьбой отправить его воевать. Рапорт утвержден, но пока молодой офицер добирается до Дальнего востока, пока обустраивается на службе, война кончается. В боевых действиях он участия не принимает. Подписан позорный для России мир. Родина проиграла войну. Войцеховский раздосадован. Ему кажется, успей он к театру боевых действий, все было бы по-другому… Он еще не знает, что навоеваться в своей жизни еще успеет сполна.


Выпускник Николаевской Академии Генерального штаба штабс-капитан С.Н.Войцеховский.

Он служит в Белостоке адъютантом полковника Виктора Темникова, его будущего тестя. В 1908 году поступает в Николаевскую Академию Генерального штаба. В 1909 году женится на Маргарите, дочери его командира. В 1912-м заканчивает Академию с золотой медалью, то есть по первому разряду и с орденом Св.Станислава 3-ей степени за блестящую учебу. Он может сам выбирать себе место службы, и молодой капитан отправляется в элитный Московский военный округ. В те же годы он учится и заканчивает Московскую авиашколу Императорского Общества Воздухоплавания, получив лицензию пилота.

После Москвы – Тамбов. Там он встречает Первую мировую войну. На фронте – он храбрый, мужественный офицер, умеющий не только ходить в атаку, но и думать тактически и стратегически. Он награжден несколькими боевыми орденами, в том числе Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1916). Кстати, таким орденом Св.Владимира награждались только офицеры, выдержавшие бой под угрозой смерти. В конце 1914 года ему присваивается звание штабс-капитана, а в 1915-м он занимает должность начальника штаба дивизии. После ранения в ногу и под лопатку Сергей Николаевич возвращается в строй уже начальником штаба 2-й Кавказской гренадерской дивизии, оперировавшей в районе Вилейки (Белоруссия). В 1916-м – подполковник. В январе-декабре 1917 года – на должности начальника штаба 126-й пехотной дивизии. С августа 1917-го – начальник штаба 1-й Чехословацкой дивизии в составе русской армии.

Но уже наступила Великая Смута. Отрекся царь, империя, которой служил Войцеховский, перестала существовать. А позже, пользуясь безволием Временного правительства, большевики взяли власть. Сергей Николаевич новую власть не принял. Нужно сказать, что еще в декабре 1917 года французское правительство – ведущий участник Антанты – признало чехословацкий легион в России самостоятельной частью, находящейся под прямым руководством французского верховного командования. И решило провести эвакуацию легиона во Францию через Владивосток. Потому что запад России был охвачен кровавой гражданской войной.


Полковник С.Н.Войцеховский, 24 сентября 1918 года, Сибирь.

В начале мая 1918 года войска чехословаков под командованием Войцеховского пробились в Челябинск. И в составе единственной тогда организованной и реальной военной силы в Сибири начали борьбу с красными. Части Чехословацкого корпуса соединяются с местными антикоммунистическими силами и громят большевиков на пространстве от Волги до Сибири. Сергей Войцеховский воюет на Урале, его части освобождают Екатеринбург. Через пару дней после того, как большевики казнили там царскую семью. Он воюет с Чапаевым и будущим советским маршалом Тухачевским. Его группа войск взяла Троицк, Кунгур и Тюмень. Лично руководил боями по овладению Верх-Нейвинским заводом, возглавив обходную группу чехословаков, обошедшую озеро Таватуй, и взяв Нижний Тагил. 17 октября 1918-го «за отличия в боях и выдающуюся службу» был произведён Чехословацким национальным советом в генерал-майоры и назначен командующим Самарской группой войск правительства Директории. Под его командованием группа вела оборонительные бои в Поволжье: не только остановил наступление красных, но и отбросил их за реку Ик.


Наблюдательный артиллерийский пункт, ст. Аргаяшь, перед наступлением на Кыштым.

Между тем отношения между белыми и чехословаками портятся. После победы Антанты на Западном фронте и провозглашения независимости Чехословакии они не видят смысла в дальнейшем участии в русской гражданской войне. Но Войцеховского, одного из самых талантливых командиров того времени, чехи высоко ценят. Вот что писал о нем Матей Немец, командир 3-го чехословацкого полка имени Яна Жижки: «Он успешно командовал нами в критических ситуациях и добился многих побед. Не только воинские способности, но и честный характер принес ему глубокое уважение наших солдат».

Приказом Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала Колчака от 08.03.1919 был определен из чешской в русскую службу. С сохранением чина генерал-майора и зачислением в списки Генерального штаба. Награжден орденом Св.Георгия 4-й ст. за взятие Челябинска, Троицка, Златоуста, Екатеринбурга. Во главе 2-го Уфимского корпуса участвовал в весеннем наступлении белых 1919-го, в обороне Уфы, в Челябинской операции. Командующий Уфимской группой войск,  награжден орденом Св.Георгия 3-й ст. за Тобольскую операцию. Затем он уже командующий 2-й армией.

В ноябре 1919 года в селе Усть-Тарка Войцеховский совершил, наверное, самый страшный поступок в своей жизни. В ярости расстрелял из револьвера своего боевого товарища генерал-майора П.П.Гривина за самовольное оставление фронта. Своим отходом тот заставил отступить южную группу Войцеховского. После этого назначил войскам Гривина нового командующего и приказал им вернуться на оставленные позиции. Одни говорили, что Гривин ни в чем не виноват, он выполнял приказ вышестоящего начальства, и Войцеховский убил безвинного человека. Другие поддержали Сергея Николаевича, потому что в этой ситуации нельзя было быть мягким, фронт сыпался и Гривин действительно отступил по собственной инициативе. Не нам судить его. Но факт остается фактом.


Генерал-майор С.Н.Войцеховский. Армия Колчака. 1920 год.

Успешно вывел свои войска из окружения под Красноярском в январе 1920 года. 25 января 1920-го, после смерти генерала В.О.Каппеля во время  легендарного Великого Сибирского Ледяного похода, сменил его на посту главнокомандующего Восточным фронтом. Уже будучи при смерти, Каппель личным приказом передал Войцеховскому командование.

Руководил наступлением белой армии на Иркутск. 30 января 1920 разгромил войска красных под Иркутском, причём его войска были ослаблены эпидемией тифа. Потребовал от красного командования передать белым захваченного адмирала Колчака и золотой запас, а также обеспечить белые войска продовольствием, фуражом, тёплой одеждой. Узнав о расстреле Колчака, не стал штурмовать Иркутск. Было ясно, что война проиграна и рисковать жизнями русских солдат он не хотел. Армия двумя походными колоннами обогнула город и по реке Ангаре поднялась к Байкалу. И 14 февраля в условиях начинающегося ледохода вывел остатки колчаковских войск на восточный берег, в Забайкалье.

В начале 1920 года был назначен приказом атамана Г.М.Семенова командующим войсками Российской Восточной окраины. Но уже стало очевидно, что все кончено. К тому же он не находит общего языка с атаманом Семеновым, склонным, мягко говоря, к грабежам и разбою. Летом 1920 года он откомандировывается для связи с Вооруженными Силами Юга России. Прибыл в Крым, в армию генерала П.Н.Врангеля. В ноябре 1920-го эвакуировался в Константинополь. Тогда уже он принял решение: Чехословакия станет его вторым домом. В мае 1921 года он получил из Праги подтверждение о признании его генеральского звания. При условии, что он примет чехословацкое гражданство.


Генерал армии Чехословацкой республики С.Н.Войцеховский.

Минские коллекционеры и историки Александр и Инна Радаевы продолжают:

«Прежде всего, вернувшись, домой, мы сразу попросили аудиенции у посла Чешской Республики в Беларуси господина Йиржи Караса, с которым у нас еще до этого сложились очень хорошие отношения по художественным выставочным проектам. Внимательно выслушав наше предложение по проведению выставки о генерале, он сразу распорядился составить рекомендательное письмо на посольском бланке со своей подписью, где просил любые чешские институции оказывать нам помощь в сборе материала о С.Войцеховском, что впоследствии открыло многие нужные двери в наших поисках.

Следующим шагом было письмо издателям, в котором мы изложили свой замысел о выставке и попросили свести нас с автором очерка и другими лицами, которые могли бы помочь нам в этом деле.

Редакция отозвалась сразу. Оказалось, это действительно  болеющие своим делом люди, в основном из волны российской эмиграции 1990-х годов. Кстати, в их периодическом издании «Русское слово» мы нашли, потом, немало ценной информации.

Настоящим проводником среди русской диаспоры в Чехии явилась для нас журналист Марина Добушева. Именно от нее мы узнали, что, к сожалению, автор очерка о генерале С. Войцеховском, кстати, его внучатый племянник, Сергей Георгиевич Тили умер буквально за полгода до того времени, когда мы решили взяться за эту тему. Но его вдова, Наталья Александровна Тили, позволила воспользоваться семейными фотографиями и архивом. От нее потянулась и одна из главных «нитей» в наших поисках к прямым потомкам генерала, которые проживают сейчас в США. Дело в том, что единственный сын генерала, родившийся в России в 1910 году, кстати, также служивший офицером в свое время в чехословацкой армии, в 1945 году перед приходом советских войск ушел из Праги в Мюнхен, в американскую зону оккупации, а потом и вовсе эмигрировал в Америку. Он уже умер, но два его сына и три дочки до сих пор живут в США. Одна из внучек генерала Сергея Войцеховског, Елена Згаговски, является хранительницей семейного архива. Именно с ней, через мою двоюродную сестру Валерию Андрееву, живущую в Америке и свободно владеющую английским языком, мы  вели переписку и заключили впоследствии лицензионное соглашение на бесплатное целевое использование их семейного архива. Это обычная практика для западного мира оказалась для нас новым и  полезным опытом в предоставлении или обмене информации, хотя организацией выставочных проектов мы занимались не первый раз. Кстати, к открытию выставки потомки генерала прислали свое приветственное письмо, которое было зачитано.

Среди людей, на то время наиболее полно владеющих информацией по интересующим нас вопросам, был известный чешский публицист, потомок белых эмигрантов Владимир Быстров, который написал в свое время книгу  «Судьба генерала» о С.Войцеховском, а также являлся инициатором выставки «Сергей Войцеховский. Солдат и демократ», которая прошла в Праге в 2003 году. Познакомиться с ним так и не удалось. В.Быстров тогда уже тяжело болел и ни с кем на контакт не шел, хотя и до этого, по рассказам очевидцев, он относился к этой теме довольно ревностно. Умер он в июне 2010 года».

Продолжение следует