Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

16.11.2013

Корни нашего единства на Куликовом поле

Один из выдающихся деятелей русско-белорусского прошлого - это великий князь Андрей Ольгердович Полоцкий из рода Гедеминовичей, герой Куликовской битвы. Литовско-белорусский род Гедеминовичей был вторым по значимости и по знатности дворянским родом в России после Рюриковичей, сыгравшим одну ключевых ролей в истории и культуре России.

Один из выдающихся деятелей русско-белорусского прошлого - это великий князь Андрей Полоцкий. Андрей Ольгердович из рода Гедеминовичей. Кстати, литовско-русский род Гедеминовичей был вторым по значимости дворянским родом в России после Рюриковичей. Из него вышло множество фамилий, сыгравших ключевую роль в истории и культуре России. Голицыны, Куракины, Трубецкие, Хованские… Все они родственники и потомки литовско-русского князя Гедемина и в том числе и его внука Андрея Ольгердовича. Не надо забывать, что в те времена государство Гедемина и его внука официально называлось Великое княжество литовское и русское. И «русскость» в основном определялась православной верой и стремлением быть на стороне Москвы. И как раз Андрей был православный, его мать, витебская княжна Мария Ярославовна тоже, а его дед вполне веротерпимым язычником.

Междоусобица в раннем средневековье была обычным делом. И Андрей упорно воевал со своим сводным братом по матери Ягайло, позже крестившимся по католическому обряду. И, соответственно, тяготевшим к папству и Западу. Андрей же считал необходимым и логичным союз с Москвой. Но престол в обход старшему Андрею занял младший Ягайло. Это был один из переломных моментов в создании будущего геополитического пространства. Ведь Литовско-русское государство, как и Москва, занималось объединением всех русских земель. Как оставшихся после угасания Киевской Руси, так и независимых образований вроде Полоцка, Витебска, Твери, Пскова или Новгорода. И особенно преуспел в этом Ольгерд, отец Андрея, причем получалось это у него во многом лучше, чем у московских правителей. Присоединение позже к Польше, навязывание чуждого большинству населения и части правящей верхушки католицизма, смерть собирателя русских земель Ольгерда – все это отшатнуло людей в сторону православной Москвы. Но при определенных обстоятельствах, повторяю, именно русская Литва, территория современной Беларуси, могла стать центром нового евразийского государства, вбирающего в себя смежные народы и земли. То есть сыграть ту роль в истории, которую позже воплотила Московская Русь и Российская империя.

Есть очень характерный пример о разделении людей и понятий по вере. В Полоцк, древний город славянского племени кривичей, Ягайло назначил княжить своего брата Скиргайлу. Приезжая править в Полоцк, ты должен быть или уже православным, или, какого бы ты не был вероисповедания, обязан был изменить веру на православную. Скиргайло, наплевав на традицию и надеясь на авторитет брата Ягайло, великого князя, сохранил верность язычеству. Завершилось это плачевно. Взбешенная неуважением толпа полочан привязала князя задом наперед к старой кобыле и под улюлюканье погнала ее к воротам вон из города. Это было неслыханным унижением для представителя правящей в регионе династии. Униженный Скиргайло возвратился вместе с ливонскими рыцарями и начал осаду Полоцка. Она продолжалась четыре месяца, но полочане отстояли родной город и свою веру. Через несколько лет, в результате переговоров и компромиссов, Скиргайло был опять послан наместником в Полоцк. Но тут он беспрекословно крестился под именем Ивана. Вот что значила традиция и вера в те времена.

Как бы то ни было, в 1379 году, накануне Куликовской битвы, между литовско-русскими князьями, в том числе и Андреем Ольгердовичем и Великим князем Московским, был заключен первый в истории наших народов союзный договор. В результате которого Андрей Ольгердович, в то время Псковский князь, его брат Дмитрий, сидевший на Брянске, со своими белорусскими воеводами и полками выступили на стороне Москвы в великой Куликовской битве, а другой его брат Ягайло, «ложившийся» под Польшу, был в стане Мамая. Где, кстати, было изрядное количество папских войск. Генуезцы, венгры, немцы. И хоть он по каким-то причинам не вступил в бой (возможно, он колебался и ждал развязки), формально Ягайло стал уже явным противником Москвы и Руси вообще.

То есть именно в то время и складывалось геополитическое разделение на Запад-Восток. На Большую Русь, Россию и противостоящий ей Запад, католицизм. Это не прошло одномоментно, но за несколько десятилетий была проведена незримая геополитическая граница.

Что же произошло на той грандиозной Куликовской битве, и почему она имела определяющее значение для судьбы России, да и всего континента?

С начала 70-х годов 14 века Северо-восточная Русь начинает уходить от Ордынского влияния. Происходит, как сказали бы сейчас, цепь дипломатических скандалов. В 1371 году ярлык (одобрение, разрешение) на Великое Владимирское княжение (формально, главное в северо-восточной Руси) Орда вручает тверскому князю. Московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) отказывается признавать Ордынского ставленника в качестве Великого князя и заявляет, что не пустит его на владимирский престол. Тем самым была сломана традиция нескольких веков Ордынского ига, когда на ключевые должности на Руси назначались угодные Орде князья.

Орда в ответ на «хамство и самоуправство» Дмитрия собирает войско. В ответ на Куликовом поле, где произошло историческое сражение, татар встретило объединенное русское войско, впервые за двести лет выступившее консолидировано. О составе армии Дмитрия красноречиво говорят цифры потерь, зафиксированные тогда же московским боярином Михаилом Александровичем. Он пишет о гибели пятисот бояр, в том числе 30 литовских, 40 московских бояр, 50 серпуховских, 20 коломенских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 20 галицких, 70 рязанских, 30 новгородских, 50 нижегородских, 40 муромских.

Обязательно надо подчеркнуть, что войско на битву собралось по благословению преподобного Сергия Радонежского. То есть духовный центр Руси уже из Киева переместился в окрестности Москвы.

Одну из ключевых ролей в битве сыграли именно западно-русские (белорусские) полки под предводительством Андрея Ольгердовича и его брата Дмитрия Ольгердовича. Андрей привел с собой около двух тысяч полоцких ратников и возглавил полки, правой руки — правый фланг московских войск. Князь сражался в одном строю с дружинниками. Татары применили свой обычный прием, резкий удар по флангам, захват противника в кольцо и потом уничтожение его. И поначалу все шло по их плану. Они смяли полки «левой руки» и часть центра. А полоцкие дружины князя Андрея стояли насмерть и план ордынцев начал рушиться. В самый критический момент боя, когда победа обоих сторон висела на волоске, вступил в битву свежий «засадный» русский полк под началом еще одного Гедеминовича - Владимира Боброк Волынский. Также засадой командовали Дмитрий Ольгердович и князь Владимир Андреевич Серпуховской. Неожиданная атака резерва и решили исход кровопролитного сражения. Владимир Серпуховской хотел ввести засадный полк раньше в бой. Он не мог смотреть на уничтожение наших войск, а князь Боброк Волынский заставил всех преодолеть себя, дождаться момента, когда и татары уже истощили силы и поверили в победу, и ударить.

Разгром ордынских войск был сокрушительный и полный. Выстоявшие полоцкие войска, ведомые Андреем Полоцким, бросились в контрнаступление. Как писали летописные своды, «и побегоша татарсции полци, а христианский полци за ними гоняюще, бьюша и секу ща».

То есть западно-русские князья сыграли в Куликовской битве решающую роль. Конечно, после этого резкого освобождения Руси от Орды не произошло. Были и поражения, через пару лет Тохтамыш сжег Москву. Да и при следующим Великом князе Литовском Витовте Литва немного усилила свои позиции в Восточной Европе, но это уже были только угасающие вспышки. Неуклонно формировалось новое государство, новые отношения, новые геополитические реалии. Которые уже никому не суждено было остановить. Литовско-русская Русь исчезала. Превращалась в провинцию Польши. Которая могла вместе с Литвой стать историческим центром всего пространства Евразии, центром притяжении всех славянских племен, но не стала. Это место заняла Россия. И сколько веков потом поляки ни пытались провозгласить свое «первородство» и претензии на ведущую роль в Восточной Европе и в Евразии в целом, было бесполезно. Провалились попытки и в 17 веке, в Смутное время, и в 20-е годы двадцатого века. Кстати, отсюда проистекает русофобия поляков. Все в истории.

История и здравый разум наших народов сделали свой исторический выбор. Основы которого - в кровавой Куликовской битве, где благодаря таким воинам, как Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, Боброк Волынский, Владимир Серпуховской, Великий князь Дмитрий Донской, была одержана общая историческая победа.

Владимир Казаков

На рисунке: Русское войско встречает перед Куликовской битвой литовских союзников - князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского. Миниатюра XVII века.